Статья "Развитие критического мышления на уроках английского языка"
статья
Критическое мышление как важная составляющая образовательного процесса. "Шесть шляп мышления" - отличный способ развивать критическое мышление у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области
Статья на тему: «Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка»
Автор статьи: Дубовая Валерия Александровна
учитель английского языка
Самара 2019
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Сегодня, в соответствии с ФГОС НОО, главная цель современного школьного образования – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха [2]. Достичь данную цель на уроках английского языка возможно при помощи технологии критического мышления.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: необходимо не просто овладеть информацией, а научиться рассматривать её с разных точек зрения, делать собственные выводы. На мой взгляд, технология развития критического мышления учит детей активно мыслить, вырабатывает умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми.
Что же такое критическое мышление? При всем разнообразии определений критического мышления в них можно увидеть общий смысл, который отражает оценочное и рефлексивные свойства мышления.
Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Критическое мышление – это открытое, творческое мышление. В этом и состоит его отличие от традиционного мышления.
Рассмотрим цели и задачи технологии развития критического мышления.
Цели технологии развития критического мышления:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критичность мышления, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности.
Основные задачи:
- Научить школьников выделять причинно-следственные связи;
- Научить школьников понимать, как различные части информации связаны между собой. [1]
Так как чтение является одним из главных инструментов обучения английскому языку, то целесообразно развивать критическое мышление у обучающихся при чтении английских текстов. Как же это сделать?
На уроках английского языка, направленных на развитие навыков чтения, понимания и осмысления английских текстов на стадии рефлексии мною довольно часто применяется метод «Шесть шляп мышления». Автором данной методики является английский психолог Эдвард де Боно.
Суть данной методики заключается в том, что дети делятся на группы, каждой группе вручается шляпа, они должны представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Шесть шляп мышления:
- Белая шляпа: мыслим фактами, цифрами (основные события, герои).
- Желтая шляпа: позитивное мышление (позитивные моменты в произведении).
- Черная шляпа: негативное мышление (самый страшный эпизод).
- Красная шляпа: эмоциональная ( с каким эпизодом связана та или иная эмоция).
- Зеленая шляпа: творческое мышление (продолжить произведение или что случилось бы, если…).
- Синяя шляпа: философская (обобщающая, рассуждающая).
Конечно же, желательно, чтобы данная памятка либо была у каждого ученика, либо чтобы висела на доске.
Для того чтобы способствовать развитию творческих способностей обучающихся, я немного добавила изменений в эту методику.
В каждой шляпе есть потайной карман, в который кладется записка с домашним заданием творческого характера. Важно отметить, что домашнее задание делится на базовый и повышенный уровень, что дает возможность обучающемуся сделать выбор самостоятельно в силу своих возможностей.
В заключении стоит отметить, что обучающимся нравится данная методика. Методика «Шесть шляп мышления» способствует развитию критического мышления, совершенствованию навыков чтения, перевода, поиска и выбора необходимой информации, а так же улучшает коммуникативную сторону речи обучающихся, что очень важно на уроках английского языка.
Список использованной литературы:
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- ФГОС НОО
- Эдвард де Боно. «Шесть шляп мышления». – СПб.: Питер, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »
Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...
Развитие критического мышления на уроках английского языка в начальной школе
Данная публикация посвящается такой сложной психической фукции как мышление. Как правило, развитию мыслительных способностей уделяют внимание на средней и старшей ступенях обучения. В своей статье я п...
Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения....
Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.
Данный материал может представлять интерес для учителей, применяющих на уроке английского языка методы и приёмы, способствующие развитию мыслительных и творческих и способностей учащихся....
Критическое мышление на уроке английского языка
Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимат...
Использование стратегий критического мышления на уроке английского языка в 3 классе по теме "типы транспорта"
Представленная работа это трансляция опыта применения стратегий критического мышления на уроках английского языка в начальной школе. Работа включет в себя теоретичесикй материал и практическое использ...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка...