Однокоренные слова
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Кулинцова Марина Геннадиевна

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Корень. Родственные слова. Два признака родственных слов». 3 класс.

Слайд 2

Цели и задачи : Дать определение понятию «родственные слова». Выделить два основных признака родственных слов. Закрепить понятие «корень слова». Ознакомить с алгортмом нахождения корня в слове. Упражнять в нахождении родственных слов среди слов, похожих по написанию.

Слайд 3

Корень Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя Часть слова домик

Слайд 4

Моя родня Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю … Я. Аким Прочитай стихотворение Якова Акима Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи!

Слайд 5

Как-то много лет назад Посадили странный сад . Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада , Вот ещё посадки рядом. А вот садовод , с ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном! Е. Измайлов Прочитай стихотворение «Как растут слова» вслух. Прислушайся к звучанию слов, выделенных красным цветом.

Слайд 6

Слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи. Все эти слова имеют общую часть – САД. Такие слова называются родственными 1. Родственные – это слова, у которых есть общая часть. Например: мор е, мор ской, мор як.

Слайд 7

2.Родственные слова должны быть близкими по смыслу. Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев. Посадки – это посаженные растения. Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду. Садовод – это хозяин сада. Рассада – это молодые растения.

Слайд 8

1. Все эти слова связаны по смыслу со словом сад . 2. У всех есть общая часть – сад . ЭТИ СЛОВА РОДСТВЕННЫЕ

Слайд 9

Горка, горевать, горчица, гористый, гора, пригорок, горный. Спиши только родственные слова

Слайд 10

Правильный ответ: Горка, гористый, гора, пригорок, горный. Если все слова выбраны правильно, то ты – молодец ! Если нет, вернись на предыдущую страницу и определи смысловое значение каждого слова ещё раз.

Слайд 11

Запиши родственные слова в столбики Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр.

Слайд 12

стол столик столовая столяр двор дворник дворик дворовый Проверь себя:

Слайд 13

Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. Прочитай стихотворение. Вспомни, что такое корень слова.

Слайд 14

Встретились однажды корень куста и корень слова. – Здравствуй, я корень, а ты кто? – Я тоже корень. – Я в земле живу. А ты где живёшь? – А я в словах живу. – Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? – Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня: ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК – Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь! – А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя! - Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно. Прочитай сказку. Запомни, что корень объединяет родственные слова

Слайд 15

КОРЕНЬ СЛОВА – это общая часть родственных слов. Например: хлеб, хлебный, хлебец. Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ .

Слайд 16

Чтобы найти в слове корень , нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. Правило: Алгоритм нахождения корня: 1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу 2 шаг: выделение общей части – корня.

Слайд 17

Ученье – свет, а неученье – тьма. Думай, да чтобы не передумывать. Битый небитого везёт. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Назови однокоренные слова. Объясни, что обозначают пословицы.

Слайд 18

Ученье – свет, а неученье – тьма. Думай , да чтобы не передумывать . Битый небитого везёт. Скоро сказка сказывается , да нескоро дело делается . Проверь себя:

Слайд 19

Нарисуй словесное дерево с корнем лес . ЛЕС

Слайд 20

Проверь себя : ЛЕСНИК ЛЕС К ЛЕСОК ПРОЛЕСОК ЛЕСНОЙ ЛЕСНИЧИЙ

Слайд 21

Добрый, чуткий, доброта. Учитель, школьник, ученик, учение . Шиповник, шипеть, шипы. Водный, вода, водитель. Подчеркни лишнее слово

Слайд 22

Добрый, чуткий, доброта. Учитель, школьник, ученик, учение . Шиповник, шипеть, шипы. Водный, вода, водитель. Проверь себя:

Слайд 23

глазок больной больница глазище глазастый глазунья зубастый глазной зубной зубок болеть

Слайд 24

ЗАЯЦ-ХВАСТА Очень забавно хвастал заяц. Хихикнули зайчата, прикрыв мордочки лапками. Засмеялись старушки зайчихи. Улыбнулись старые зайцы. Всем было весело. Зайцы стали прыгать, скакать, бегать по полянку. Все забыли про зайца-хвасту. Выпиши из текста родственные слова

Слайд 25

хваста , хвастал заяц, зайчата, зайчихи, зайцы Проверь себя:

Слайд 26

- Что мы повторили сегодня на уроке? - Чему научились? Какие слова называются родственными? - Почему эти слова называются однокоренными? - Как выделить корень в родственных словах?

Слайд 27

Спасибо за урок !



Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов.

Цель: закрепить умение находить в родственных словах корень, подбирать однокоренные слова;

 Задачи: развивать умение находить родственные слова, работать с информацией, обогащать словарный запас; формировать уважение к труду и его результату.

Оборудование: кроссворд, карточки с заданиями, карточки с частями слова, стикеры, листы оценивания, критерии оценивания.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Сегодня, ребята, мы в гости пойдём

Вот в этот красивый сказочный дом. (Макет дома прикрепляется на доске)

А кто там живёт? Пока неизвестно.

Но, думаю, будет весьма интересно

С хозяином дома нам повстречаться,

Только для этого нужно подняться

По высоким ступенькам наверх.  

(Учитель указывает на ступеньки, идущие к дому)

- Ну что же, ребята, готовы рискнуть?   (да)

-Тогда мы сейчас начинаем свой путь.

(В рабочих тетрадях дети записывают число)

2.»Мозговой штурм» Кроссворд.

   - На первую ступеньку наступаем

И «ленту знаний» заполняем. 

Решим кроссворд и узнаем ключевое слово нашего урока.

F:\data\articles\50\5051\505136\image1.JPG

Задания для кроссворда:

1.Что ставится в конце предложения?

2.Из чего состоят предложения?

3.Как называется наш родной язык?

4.Сколько в алфавите гласных?

5.Сколько парных согласных?

6.Все про корни будешь знать,  то получишь в школе …

Прочтите слово по вертикали под цифрой 7. (Хором читают “Корень”).

3.Сообщение темы урока.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Объявить тему урока.

Какова же будет  цель  нашего  урока?

а)Запишите пословицу «Корень ученья горек, а плод его сладок»

- Как вы её понимаете. Объясните орфограммы.

Кроме корня мы знаем и другие части слова.

-Какие это части?              Ответы детей.

4.Повторение о частях слова.

б)Стихи читают дети

Корень:

Корень я, фундамент слова,
Иногда его основа.
Поручиться не боюсь:
Корни есть на всякий вкус.
Для дворца и для избушки,
Для банкира и старушки.

(Достает из пакета и демонстрирует всем карточки с корнями: изб–, двор–, дом–).

Окончание:

Обратите вы внимание
На меня. Я – Окончание.
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готова измениться.
В слове “море” буду – е,
Что понятно вам вполне.
Если много – то “моря”,
Здесь уже не -е, а -я.

Суффикс:

Ну а я совсем особый,
И скажу без хвастовства,
Что в секунду
дом огромный
В
домик превращаю я.
(Показывает карточку с суффиксом -ик).

Приставка:

В корне – смысл, но не весь.
Главный – но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.

Теперь каждая часть слова займёт своё место. Дети перестраиваются.

- Чтоб на вторую ступеньку подняться,

Нужно, ребята, нам постараться.

3.Работа по теме урока .

А) Работа в парах: Подчеркни лишнее слово.

Желток, железо, жёлтый.

Печурка, печать, печка.

Горе, нагорный, горевать.

Часовщик, часть, часы.

Проверка.

Б) Устно:

-Что общего в этих  словах?

-Как они называются?

-А что такое корень слова?

Чтение правила  на стр.33

 

- Вот и вторую ступеньку прошли,

Смотрите, на третьей ,сюрприз  мы нашли!  

А что в том сюрпризе – сейчас мы узнаем,

Лишь только записку к нему прочитаем.

а)Работа в группах:

Задание 1:  Разработать алгоритм нахождения корня слова

Чтобы найти в слове корень…

1.  Подобрать однокоренные слова

2. Сравнить их

3.Выбрать общую для них часть

Запись на доске: Дом, домик, домишко, домашний, домовой

- Верно ли, что эти слова родственные?

- Назовите признаки родственных слов. (Имеют одинаковый корень и близки по смыслу)

 Задание 2 :  Составить  схему слова «УЧЕНИКИ»

Не очень простой оказалась ступенька,

На ней задержаться придётся маленько.

Физминутка  музыкальная

4.Закрепление темы.

 а) Упражнение в выделении корня в однокоренных словах

- Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

- Спишите слова, выделите корень:

1 группа:

- Спишите слова, выделите корень:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

2 группа:

- Спишите слова, выделите корень:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

3 группа:

- Спишите слова, выделите корень:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

4 группа:

- Спишите слова, выделите корень:

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Вот и другую  ступеньку прошли,

Смотрите, на следующей  еще  задание   нашли!  

б) Работа в  группах.

 1) Подобрать однокоренные слова к слову ( на доске листочки разных цветов с написанным корнем, один ученик от группы берет листок)

Гриб

Лист

Море

Дом

2)Деформированный текст.

  Начинается листопад. На ветвях не видно ни одного листочка. Осень одарила деревья золотой листвой. Медленно падают листья на землю.

-Выписать родственные слова. Указать корень.

Проверка. Осень одарила деревья золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают листья на землю. На ветвях не видно ни одного листочка.

Работа у доски: Синтаксический разбор 1-го предложения.

Осень одарила деревья золотой листвой.

3)Составьте по этой схеме слова.

5.Дом.задание: стр.34 упр. 97, выучить правила на стр. 33,34

6.Рефлексия.

На доске плакат со словами:

Зеленый цвет листа: Урок полезен, всё понятно.

Желтый цвет листа: Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Синий цвет листа: Ещё придётся потрудиться.

Красный цвет листа: Да, трудно всё-таки учиться!

Резерв.  

1 уровень:

Выписать однокоренные слова. Выделить корень слова.

Нос, носильщик, носовой, носатый, мохнатый, носок, носик.

Снег, снеговой, снегурочка, снежинка, синегорье.

2 уровень:

Подобрать родственные слова, записать их.

Осень,

Лёд,

3 уровень:

Составить и записать предложения. Выписать родственные слова. Выделить корень.

осень, наступила, дождливая

замерзали, по, лужи, ночам

мелкие, идут, дожди, осенние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...