Рабочая программа по русскому языку. Перспектива. 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку. Перспектива. 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_3_klass.docx | 82.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА «УТВЕРЖДАЮ».
Педагогическим советом ОУ Директор ГБОУ СОШ № …..
от …….. № 1 ………………………………………
Приказ……. от …………
Рабочая программа
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 «А»
Учитель – составитель: Михайлова Т. Г.
Учебный год: 20.. – 20..
СОГЛАСОВАНА
наметодическом объединении
Протокол № 1 от………
Председатель МО ______
Заместитель директора по УВР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № ….(1 - 4 классы), в том числе с приложениями;
Годовой календарный план-график ГБОУ школы № ….. на 20…-20…учебный год;
Учебный план ГБОУ школы № ….. на 20…-20… учебный год: пояснительная записка, учебный план;
Учебно-методический комплекс ГБОУ школы № …. 1-4 классов на 20.. -20.. учебный год;
Устав ГБОУ школы № ….
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно – познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно – речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно – деятельностного подхода. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счет реализации трех принципов:
1)коммуникативного
2)познавательного
3)принципа личностной направленности обучения и творческой деятельности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
- осмысление и реализацию основной функции языка – быть средством общения;
- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
-формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
-развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно – познавательной;
- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно – нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
- усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно – логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
- поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно – практического и наглядно – образного уровня до усвоения понятий в абстрактно – логической, понятийной форме;
- осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно – исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т.е. до образования того или иного понятия);
- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
-осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
-формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально – грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
- пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания;
- формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно – исторической ценности;
-развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счет логики его усвоения, построенной «от ребенка», а не «от науки о языке» ( последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
- знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно – нравственную основу поведения и общения со сверстниками взрослыми;
- творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно – нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения ( умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно – историческом плане – от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
- развитие коммуникативно – речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
- приобщение учащихся к духовно – нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно – познавательная направленность курса и реализуемый в нем системно – деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без терминов), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня развития интересов ребенка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно – иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем – как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придается изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса – анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение). В число основных содержательных линий Программы входят:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация (орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса).
- развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно – логического мышления (способ образования понятий). Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально – грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщенным) значением слов в грамматике. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщенным) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменен подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершенность, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные – невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель. Определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания – своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщенных элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, дается установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы – знакомство со словарем. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи. Решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и формулируемые выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно – познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно – речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В первом классе – 165 ч. (5 ч. В неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч. (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч. – на уроки русского языка. Во 2 -4 классах на уроки русского языка отводится по 132 - 136 ч. (4 ч. в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе, в зависимости от календаря и расположения урока в расписании).
По программе на предмет «Русский язык» – … часов, по годовому календарному учебному графику на 20.. -20.. учебный год – … часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
У выпускника будут сформированы:
1 Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
2 Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
3 Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
4 Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
5 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
6 Основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
7 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
8 Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
9 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
10 Установка на здоровый образ жизни;
11 Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
12 Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
4. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
5. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
6. Адекватно воспринимать оценку учителя;
7. Различать способ и результат действия;
8. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
10. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Раздел «Познавательные универсальные учебные умения»
Выпускник научится:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2. Использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
5. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
6. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
7. Осуществлять синтез как составление целого из частей;
8. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
9. Устанавливать причинно – следственные связи;
10. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
11. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
12. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
13. Устанавливать аналогии;
14. Владеть общим приемом решения задач.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3. Формулировать собственное мнение и позицию;
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
6. Задавать вопросы;
7. Контролировать действия партнера;
8. Использовать речь для регуляции своего действия;
9. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
Предметные результаты
1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.
4 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка ( орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6 Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учебно-методический комплект
Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина «Русский язык» 3 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе
В двух частях
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2 – е издание
Москва «Просвещение» 2012
Использование электронных образовательных ресурсов
Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD).
http://fcior.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/Общероссийский проект
Школа цифрового века http://digital.1september.ru/
Содержание курса «Русский язык» 3 класс
Тема | Количество часов |
Речевое общение. Повторяем - узнаём новое. | 10 |
Язык - главный помощник | 32 |
Состав слова | 16 |
Части речи | 5 |
Имя существительное | 27 |
Местоимение | 3 |
Глагол | 23 |
Имя прилагательное | 14 |
Повторение | 6 |
Итого 136 |
Речевое общение. Повторяем – узнаем новое. (10ч.)
Смысловая сторона речи и словесная форма ее выражения. Воображаемые коммуникативно – речевые ситуации (ролевые отношения и цели общения) на примере общения литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах. Общение с партнером на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдения за стилем общения собеседников (без использования терминов), которые по – разному относятся друг к другу ( общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, безразличное). Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части – вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста. Виды текстов ( текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование), художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя). Определение типов текста. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов.
Язык – главный помощник в общении (32ч.) Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные значения слов ( подснежник, подберезовик и т.п.)
Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Слова с обобщающим значением. Местоимения как заменители имен собственных и нарицательных. Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов). Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования: предложение – для сообщения, словосочетание – для называния. Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и форме. Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами.
Состав слова (16 ч. ) Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Обобщение и систематизация изученных правил орфографии ( девять правил орфографии): прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые по звонкости – глухости согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительные твердый и мягкий знаки; правила переноса слов. Закрепление навыка изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (речка – реченька, снег – снежок, бег – бежать). Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками. Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (- чик, -щик, -ик и др.) Сложные слова – слова с двумя корнями. ( ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов.
Части речи (5)
Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе ( листва, мед, молоко) или только во множественном числе ( каникулы, ножницы, грабли).
Имя существительное (27 ч.) Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания. Порядок разбора имени существительного как части речи. Местоимение (3 ч. ) Личные местоимения ( общее представление). Наблюдение над ролью местоимений в речи( замена повторяющихся имен существительных личными местоимениями). Глагол. (23 ч.) Общее значение глаголов, вопросы. Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Правописание мягкого знака после «ч» в глаголах неопределенной формы. Окончания глаголов в прошедшем времени. Имя прилагательное (14 ч.)
Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных (наблюдение). Роль имен прилагательных в речи. Резерв учебного времени на изучение раздела «Части речи»
Повторение (6 ч.)
Календарно-тематическое планирование
По программе на предмет «Русский язык» – 136 часов, по годовому календарному учебному графику на 20.. -20.. учебный год – … часов
№ урока | Тема урока | Тип/форма урока | Формы контроля | Планируемые результаты обучения, формирование УУД (виды деятельности учащихся) | Дата урока | Фактическая дата урока |
1 | Речевое общение. Повторяем - узнаём новое (9 ч.). Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. | Урок изучения нового материала. | проверка выполнения работы в тетради | Работа в паре: повторение изученного о теме и главной мысли текста. Правила оформления текста на письме. | ||
2 | Общее представление о тексте и его особенностях. | Комбинированный урок | - | Работа в группах: распознавать предложения, словосочетания, текст; отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. | ||
3 | Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. | ||
4 | Виды текстов: описание, рассуждение, повествование. | Урок изучения нового материала. | Написание сочинения по сюжетной картинке | Работа в группах: распознавать виды текстов. Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом. | ||
5 | Основные части текста: вступление, основная часть, заключительная часть. | Комбинированный урок | написание сочинения по сюжетной картинке | Работа в паре: писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям (после предварительной подготовки). Дополнение текста описанием. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с образцом. | ||
6 | Основные части текста. План текста. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: делить текст на части, составлять план текста. Восстанавливать правильный порядок частей текста. | ||
7 | Художественный и научный тексты. | Комбинированный урок | списывание текста с грамматическим заданием | Работа в группе: обсуждение презентации, обмен мнениями. Определение темы текстов. Списывание текста с выделением изученных орфограмм. | ||
8 | Определение типов текста. Составление текстов разного типа. | Урок повторения и закрепления | проверка составленных текстов | Работа в паре: составление текстов разного типа на заданные темы. Обсуждение и коррекция составленных текстов. | ||
9 | Контрольный диктант (входной) | Урок контроля умений и навыков. | Проверочный диктант | Проверка знаний учащихся по теме «Речевое общение» | ||
10 | Работа над ошибками. Язык - главный помощник в общении (30 ч.) Гласные и согласные звуки русского языка. . | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: закрепление знаний о звуках русского языка. Выполнение работы над ошибками. Взаимопроверка. | ||
11 | Согласные звуки, их особенности. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: особенности согласных звуков русского языка в зависимости от положения в слове. Упражнение в звуко – буквенном анализе слов. | ||
12 | Упражнение в определении ударного слога в словах. Перенос слов. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в группах и в паре: делить слова на слоги, определять ударный слог, применять правила переноса слов. Применять понятие «открытый и закрытый слог» при выполнении упражнений. | ||
13 | Прописная буква в именах собственных. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: находить в тексте слова с данной орфограммой. Взаимоконтроль выполнения заданий в учебнике и в тетради. Объяснять значение данной орфограммы. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения, текст. | ||
14 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: обсуждение и написание заявления по образцу в учебнике. Находить в тексте слова с данной орфограммой. Объяснять данную орфограмму. | ||
15 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: находить в тексте упражнений слова с данной орфограммой и подбирать проверочные слова с использованием алгоритма проверки. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты. | ||
16 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: повторение изученного во 2 классе по данной теме. Работа по таблице (ИКТ). Работа в паре: выполнение заданий в учебнике и в тетради с использованием алгоритма, взаимопроверка. | ||
17 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | Урок повторения и закрепления | проверочная работа | Работа в паре: делить текст на предложения, оформлять их на письме; находить в тексте слова с изученными орфограммами и подбирать проверочные слова с использованием алгоритма. Взаимопроверка работы. | ||
18 | Непроизносимые согласные. | Комбинированный урок | письмо по памяти | Работа в паре: повторение изученного во 2 классе по данной теме на основе таблицы. Подбор проверочных слов с использованием алгоритма при выполнении заданий в учебнике и в тетради. Взаимопроверка. | ||
19 | Разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Правила переноса слов. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: повторение изученного по данной теме во 2 классе. Объяснять данную орфограмму и приводить примеры слов с данной орфограммой. Выполнять задания в учебнике и в тетради с использованием алгоритма проверки орфограммы. Взаимопроверка выполненных заданий. | ||
20 | Правописание слов с двойными согласными. Правила переноса слов. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в паре: повторение изученного во 2 классе по данной теме на основе таблицы. Выполнение заданий в учебнике и в тетради с использованием алгоритма проверки орфограммы. Запись текстов упражнений без ошибок, пропусков и искажений. Взаимопроверка выполненных заданий. | ||
21 | Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в группах: повторение изученного по данной теме во 2 классе на основе таблицы. Находить в тексте слова с данной орфограммой. Объяснять данную орфограмму. Работа в паре: взаимопроверка выполненных заданий в учебнике и в тетради. | ||
22 | Проверочная работа по теме. | Урок контроля и коррекции умений и навыков | проверочная работа | Работа в паре: находить в тексте слова с изученными орфограммами и подбирать проверочные слова. При списывании текста применять правила переноса слов. Каллиграфически правильно списывать текст упражнений. | ||
23 | Зависимость значения слова от его звуко – буквенной формы. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: выполнение заданий в учебнике и в тетради. Находить орфограммы и подбирать проверочные слова с использованием алгоритма. | ||
24 | Синонимы, их значение в речи. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: работа с моделями слов – синонимов. Выяснение различий в сфере употребления синонимов. Находить в учебнике необходимую информацию. Подбор синонимов к данному слову. Распределение слов в синонимические группы. Расположение синонимов по степени нарастания признака. | ||
25 | Употребление синонимов в устной и письменной речи. | Урок повторения и закрепления | Проверка выполнения заданий в парах | Работа в паре: подбирать синонимы к данным словам, распределять синонимы по группам. Наблюдать за употреблением синонимов в предложении. Наблюдать за синонимами, выраженными словосочетаниями или фразеологическими оборотами. | ||
26 | Антонимы, их значение в речи. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Находить в учебнике необходимую информацию. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Взаимопроверка. Игра «Волшебное превращение» (упр. 107 р. т.) | ||
27 | Омонимы, их значение в речи. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Находить омонимы в тексте, по рисункам, определять их значение. Знакомство с новыми омонимами, составление и запись в тетради предложений с каждым из данных омонимов. | ||
28 | Слова с обобщающим значением. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в группах: выполнять задания в тетради, писать сочинение по вопросам, работать с текстом и записывать ответы на вопросы к тексту. Находить и оформлять орфограммы в тексте. | ||
29 | Контрольный диктант. | Урок контроля и коррекции умений и навыков | Проверочный диктант | Проверка знаний учащихся по данной теме. | ||
30 | Понятие о местоимении. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями. Находить в учебнике необходимую информацию. Наблюдать за ролью местоимений в тексте. Редактирование текста. Работа с текстом по вопросам. | ||
31 | Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения заключенной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. | ||
32 | Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения. | ||
33 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: выделять главные члены предложения. Составлять предложения с опорой на иллюстрацию в учебнике. Самостоятельно придумывать предложения по заданным схемам. | ||
34 | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам. | ||
35 | Главные и второстепенные члены предложения. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам. Составление объявления по образцу в тетради. | ||
36 | Предложения с однородными членами. Интонация перечисления. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: наблюдать за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Составлять предложения с однородными членами. Дополнять предложения однородными членами. Работа с текстом. Нахождение однородных сказуемых. Повторение правила написания безударных гласных в корне слова (р. т. упр. 128) | ||
37 | Знаки в предложениях с однородными членами. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: наблюдать за постановкой знаков препинания при однородных членах. Находить в учебнике необходимую информацию. Выполнение заданий в учебнике. Взаимопроверка. | ||
38 | Контрольный диктант. | Урок контроля и коррекции умений и навыков | контрольная работа | Проверка знаний учащихся по данной теме. | ||
39 | Работа над ошибками. Обобщение по теме. Урок коррекции умений и навыков | Урок коррекции умений и навыков | самостоятельная работа | Работа в паре: взаимоконтроль и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | ||
40 | Состав слова (16) Основа и окончание. Роль окончания в слове. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: разбирать по составу слова, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразователь-ным моделям. Объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса) | ||
41 | Корень слова. Однокоренные слова. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: находить корень в родственных словах и дополнять группы однокоренных слов своими примерами. Распределять слова в группы по общности корня. Работа с текстом – сказкой по заданиям. Самостоятельное выполнение упр. 134 и взаимопроверка. | ||
42 | Чередование букв согласных звуков в корнях слов. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в группах: обсуждение презентации; поиск однокоренных слов в тексте. Различать корни – омонимы (упр. 133). Поиск однокоренных слов в тексте. Каллиграфически правильно списывать предложения. | ||
43 | Единообразное написание корня в родственных словах. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: выделять корень в родственных словах. Находить в слове безударную гласную, парные звонкие и глухие согласные, подбирать проверочное слово с опорой на алгоритм, выделять орфограмму. Взаимопроверка работ. | ||
44 | Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. | Урок повторения и закрепления | проверочная работа | Работа в группах: выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Писать под диктовку текст упр. 168. Определять вид орфограмм (упр. 141) | ||
45 | Различение орфограмм парных согласных и непроизносимых согласных. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: применять алгоритм проверки парных согласных и непроизносимых согласных при выполнении заданий в учебнике и в тетради. Работа с текстом по заданиям упр. 144. | ||
46 | Приставка. Значение, которое привносит в слово приставка. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Определение значения приставок. Наблюдение за сочетаемостью слов с разными приставками. | ||
47 | Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: повторение изученного во 2 классе о написании слов с разделительным ъ и разделительным ь (сравнение). Самостоятельная работа с текстами и взаимопроверка выполнения заданий. | ||
48 | Отличие приставки от предлога. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в паре: отработка навыка различения приставки и предлога, восстановление деформированного текста с выделением приставок в словах. | ||
49 | Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов. | ||
50 | Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в паре: распределять слова на группы в зависимости от значения суффиксов. Работа с текстом упр. 197. Выписать из текста родственные слова. Выполнение заданий в тетради и взаимопроверка. | ||
51 | Роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: находить в учебнике необходимую информацию, находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Представление о нулевом окончании. | ||
52 | Основа слова. Упражнение в разборе слов по составу. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: находить окончания в изменяемых словах. Выделять основу слова и окончание. Разбор слов по составу с использованием алгоритма. | ||
53 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: определять морфемы, с помощью которых образовались слова (выполнение заданий в учебнике и в тетради). Взаимопроверка. | ||
54 | Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление) | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями, выполнение заданий в учебнике и в рабочей тетради. Образование сложных слов по предложенным схемам (упр. 164) | ||
55 | Упражнение в разборе слов по составу, в образовании новых слов. | Урок повторения и закрепления | проверочная работа тест | Работа в паре: образование группы родственных слов с данными корнями. Развитие языковой интуиции (упр. 216). Распределение слов по графическим схемам. | ||
56 | Части речи (5) Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: решение проблемной ситуации; выполнение заданий в учебнике и в рабочей тетради. Взаимопроверка. | ||
57 | Проверочная работа по теме «Части речи» | Урок контроля и коррекции умений и навыков | проверочная работа | Самостоятельное выполнение заданий в учебнике с последующей взаимопроверкой. | ||
58 | Обобщение по теме «Части речи» | Обобщающий урок | самостоятельная работа | Работа в паре: выполнение заданий в учебнике и в тетради с последующей взаимопроверкой. | ||
59 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | Урок контроля и коррекции умений и навыков | контрольная работа | Проверка знаний учащихся по данной теме. | ||
60 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Части речи». | Обобщающий урок | самостоятельная работа | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | ||
61 | Имя существительное (25 ч.) Единственное и множественное число имен существительных. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: повторение изученного во 2 классе по теме урока; определение числа имен сущ. в тексте, подбор имен сущ. по рисунку с определением их числа. Списывание текста с выбором окончания слов. Запись текста по памяти. Взаимопроверка. | ||
62 | Имена существительные, употребляемые только в ед. числе или только во мн. числе. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: распределять имена сущ. по группам, наблюдать за особенностями связи имен сущ. с другими словами в предложении. Выполнение заданий в тетради. | ||
63 | Обучающее изложение «Воробей» | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в паре: чтение текста и беседа по содержанию; словарная работа. Составление плана текста. Письменное изложение текста. | ||
64 | Род имен существительных. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: выполнение заданий в учебнике (распределение слов, определение рода и. сущ., выявление роли суффиксов в определении рода и. сущ.; игра «Собери семью вместе». | ||
65 | Упражнение в определении рода имен существительных. | Урок повторения и закрепления | проверочная работа | Работа в группах: понимать значение правильного определения рода и. сущ. для связи с другими словами в словосочетании и предложении. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | ||
66 | Имена существительные с «проблемным» определением рода. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: понятие о сущ. с «проблемным» определением рода. Определение рода и. сущ. и повторение изученных орфограмм. Списывание измененного текста. Работа в тетради (упр. 12) Беседа о родителях. | ||
67 | Род имен существительных во множественном числе. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: определять род и. сущ. во мн. числе с использованием алгоритма. Словарная работа. Работа с текстом с повторением орфограмм. | ||
68 | Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная | Работа в паре: самостоятельная формулировка правила по теме урока. Уточнение вывода в учебнике. Выполнение упр. 17, 18,19. Работа с пословицами (упр. 19) | ||
69 | Сопоставление написания имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в группах: нахождение в тексте учебника необходимой информации. Закреплять знания о роли ь (сравнение трех функций). Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний. | ||
70 | Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих (обобщение) | Обобщающий урок | проверочная работа | Работа в группах: систематизация знаний по данной теме. Командная игра «Кто больше?» Игра «Кто самый внимательный?» (упр. 47). Работа с текстом по заданиям учебника. | ||
71 | Изменение имен существительных по падежам (склонение). | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: представление о склонении имен сущ. по упр. 28, 29. Знакомство с названием падежей (по учебнику). Выполнение заданий в тетради с использованием таблицы склонения. | ||
72 | Алгоритм определения падежа имени существительного. | Урок изучения нового материала. | проверочная работа | Работа в паре: знакомство с алгоритмом на основе текста в учебнике. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Диктант с грамматическим заданием. Игра «Помоги автору сказки». | ||
73 | Именительный падеж. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: этимология названия падежа. Алгоритм определения падежа. Выборочный диктант с заданиями. Литературная викторина (упр. 38) | ||
74 | Родительный падеж. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: повторение названий падежей, знакомство с вопросами Р. п. Составление словосочетаний из данных слов с именами сущ. в Р. п. Выполнение заданий в учебнике и в тетради, выделение окончаний и. сущ. в Р. п. Взаимопроверка. | ||
75 | Родительный падеж. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: исправление ошибок в выборе предлогов (упр. 44), игра «Вернись назад», запись предложений (упр. 46), составление диалогов на заданную тему, работа в тетради. | ||
76 | Дательный падеж. | Урок изучения нового материала. | проверочная работа | Работа в группах: повторение этимологии названия дательного падежа, определение его вопросов. Составление словосочетаний с сущ. в Д. п. (упр. 49) комментированное списывание текста с выбором предлогов и определением орфограмм (упр. 50). Составление рассказа по рисунку и опорным словосочетаниям (упр. 51) Выполнение заданий в тетради. | ||
77 | Винительный падеж. | Урок изучения нового материала. | проверочная работа | Работа в тетради: этимология названия В. п. Вопросы В. п. Определение различий между И. п. и В. п. (упр. 55). Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Взаимопроверка. | ||
78 | Творительный падеж. | Урок изучения нового материала. | проверочная работа | Работа в паре: этимология названия Т. п. Составление словосочетаний с именами сущ. в Т. п. (выбор предлогов, выделение окончаний). Составление рассказа по опорным словосочетаниям (упр. 60). Работа в тетради. Игра «Я творю!» | ||
79 | Творительный падеж. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в паре: наблюдать за употреблением сущ. в Т. п. Поиск сравнений, замена сравнительных оборотов с союзом как именами сущ. в Т. п. Выполнение заданий в тетради (упр. 70) по алгоритму. Диктант с грамматическим заданием. | ||
80 | Предложный падеж. | Урок изучения нового материала. | проверочный диктант | Работа в группах: знакомство с вопросами и предлогами П. п. Заполнение таблицы (тетрадь, упр. 71) Выполнение заданий в тетради и в учебнике, выделение окончаний имен сущ. Диктант с грамматическим заданием. | ||
81 | Изменение имен существительных по падежам (обобщение по теме). | Обобщающий урок | самостоятельная работа | Работа в паре: называть падежи имен сущ. по порядку. Называть вопросы падежей имен сущ. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имен сущ. по предложенному алгоритму. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Взаимопроверка в паре. | ||
82 | Порядок анализа имени существительного как части речи. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: знакомство с алгоритмом разбора имени сущ. как части речи (учебник с. 42) Устный и письменный разбор имен сущ. Игра «Самый внимательный» Выполнение задания в тетради. Составление плана текста и его устный пересказ. | ||
83 | Контрольный диктант. | Урок контроля и коррекции умений и навыков | контрольная работа | Проверка знаний учащихся по данной теме. | ||
84 | Работа над ошибками. Обобщение по теме. | Урок коррекции умений и навыков | самостоятельная работа | Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам. | ||
85 | Порядок анализа имени существительного как части речи. | Комбинированный урок | тест | Работа в группах: наблюдать за употреблением имен сущ. в разных текстах: научных, разговорных, художественных. Выполнение заданий в учебнике. | ||
86 | Местоимение (2 ч.) Личные местоимения (общее представление). | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Выполнение упр. 83, 84, 85. Выяснение этимологии термина «местоимение». Выполнение упр.84 в тетради. | ||
87 | Наблюдение за ролью местоимений в речи. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: чтение и анализ сообщения в учебнике. Работа с рисунками – схемами речевого общения. Наблюдать за грамматической связью местоимений с другими словами в предложении. Пропедевтические наблюдения за склонением местоимений. Работа в тетради (упр. 85) | ||
88 | Глагол (23 ч.) Значение и грамматические признаки глаголов. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: лексическая работа с глаголами по учебнику: объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов (упр. 95), антонимов (упр. 96), замена данных фразеологизмов синонимичными глаголами (упр. 98) Игра «Кто больше?» (упр. 97). Выполнение упр. 91 в тетради. | ||
89 | Синтаксическая функция глаголов. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: выполнение заданий в учебнике и самостоятельный вывод учащихся о роли глагола в предложении. Составление рассказов по рисункам и опорным словам с выделением главных членов предложения. Знакомство с этимологией термина «глагол». | ||
90 | Изменение глаголов по временам. | Урок изучения нового материала | самостоятельная работа | Работа в паре: выполнение в тетради упр. 93 с устным комментированием. Работа в паре (упр. 94). Выполнение заданий в учебнике - наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах. | ||
91 | Глаголы настоящего времени. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: наблюдение за изменением глаголов в настоящем времени (учебник с. 63) Работа в тетради (упр. 97) – образование форм глагола в настоящем времени. Выделение окончаний глаголов. Нахождение глаголов настоящего времени в тексте (упр. 117). Работа с рубрикой «Их толкового словаря» | ||
92 | Глаголы прошедшего времени. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в паре: чтение и обсуждение сообщения на с. 66. Работа с текстом упр. 118. Поиск глаголов в тексте упр. 119. Работа с орфоэпическим словариком (с. 138 – 139). Распределение слов по частям речи (упр. 121) Выполнение упр.122 и взаимопроверка. | ||
93 | Глаголы будущего времени. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам. Игра «Машина времени» (упр. 123). Выполнение заданий в тетради. | ||
94 | Глаголы будущего времени. | Урок повторения и закрепления | проверочная работа | Работа в паре: дополнение текста подходящими по смыслу глаголами (упр.126) Выполнение упр. 127 с обозначением орфограмм. Повторение знаний о временах глагола (упр. 109). | ||
95 | Изменение глаголов по временам (обобщение). | Урок изучения нового материала. | проверочная работа | Работа в паре: определение времени глагола (упр. 130); дописывание предложений с определением времени глаголов (упр. 110). Нахождение глаголов в скороговорках. | ||
96 | Понятие о неопределенной форме глагола. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: обсуждение презентации, обмен мнениями. Чтение и обсуждение сообщения в учебнике на с. 72. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | ||
97 | Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: знакомство с новой орфограммой. Чтение сообщения с. 74. Выполнение упр. 136, 137 с коллективным комментированием орфограмм. Выполнение заданий в учебнике. | ||
98 | Изменение глаголов по временам. Обобщение по теме. | Обобщающий урок | проверочная работа | Работа в паре: Выполнение заданий в учебнике и в тетради с комментированием. Игра «Определи время глагола». Составление и заполнение таблицы «Времена глаголов». | ||
99 | Изменение глаголов по числам. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: систематизация знаний учащихся о ед. и мн. числе имен сущ. Выполнение с комментированием упр. 141, 142. Выполнение задания в тетради с выделением изученных ранее орфограмм. Взаимопроверка. | ||
100 | Изменение глаголов по числам. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в паре: выполнение с комментированием заданий в учебнике. Определение типа текста упр. 144. Доказать свое утверждение. Работа в тетради (упр. 119) – трансформация текста. | ||
101 | Определение связи между подлежащим и сказуемым в предложении. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: изложение по тексту упр. 146. Выполнение грамматических заданий. Устное составление рассказов по рисункам (упр. 147) | ||
102 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: упр. 149 и самостоятельный вывод по теме урока. Упр. 152 – редактирование предложений. Комментированное письмо (упр. 151). Работа с текстом басни (упр. 153) | ||
103 | Отсутствие значения рода у глаголов прошедшего времени во множественном числе. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в паре: наблюдение за предложениями упр. 154 и самостоятельный вывод по теме урока. Работа в тетради, коллективное комментирование орфограмм. Подчеркнуть основу предложения. Игра «Не ошибись!» Игра «Помоги герою сказки» | ||
104 | Раздельное написание частицы не с глаголами. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в паре: выполнение заданий в учебнике и в тетради. Конкурс «Кто больше?» (пословицы, содержащие частицу не) | ||
105 | Раздельное написание частицы не с глаголами. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: выполнение упр. 163.Разбор глаголов с указанием времени, числа и рода (если он есть). Выполнение упр. 130 в тетради. Объяснение орфограмм, запись текста. | ||
106 | Контрольный диктант. | Урок контроля и коррекции умений и навыков. | контрольная работа | Проверка знаний учащихся по данной теме. Выполнение заданий в учебнике с. 96. | ||
107 | Работа над ошибками | Урок коррекции умений и навыков. | самостоятельная работа | Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Выполнение заданий по карточкам. | ||
108 | Раздельное написание частицы не с глаголами. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: составление правил поведения ученика на уроке (включая юмористические). Исправление содержания текста упр. 166. Самостоятельная запись текста. | ||
109 | Разбор глагола как части речи. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: знакомство с алгоритмом письменного разбора глагола (учебник с. 92) Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | ||
110 | Обобщение изученного о глаголе. | Обобщающий урок | самостоятельная работа | Работа в паре: работа с текстами в учебнике (упр. 169 – 171). Разбор имен сущ. и глаголов по заданию к упражнению 171. Повторение изученных орфограмм (упр. 170) | ||
111 | Имя прилагательное (14 ч.) Имя прилагательное как часть речи. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: определение типа текстов (упр. 180), выполнение упр. 183, 184. Работа с прилагательными – антонимами. Наблюдение над эпитетами (упр. 181) Распределение имен прилагательных по синонимическим рядам. | ||
112 | Понятие об изменении имен прилагательных по родам, числам и падежам. | Комбинированный урок | проверочная работа | Работа в группах: выполнение упр. 192 и самостоятельное формулирование вывода о том, от чего зависит окончание имени прилагательного. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Обобщение: имена прилагательные имеют разные окончания, т. к. относятся к существительным разного рода. Постановка имен прилагательных в нужную форму ( упр. 195) | ||
113 | Определение рода имен прилагательных. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в группах: Выполнение заданий в учебнике (определение рода имен прилагательных). Игра «Кто быстрее?» Запись словосочетаний. | ||
114 | Изменение имен прилагательных по числам. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: лингвистический эксперимент, вывод по сообщению в учебнике (с. 110). Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам. Выписывание словосочетаний (упр. 199). Редактирование текста (упр. 201). | ||
115 | Изменение имен прилагательных по числам. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в группах: выполнение упр. 202 и чтение сообщения с. 113. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Составление словосочетаний, определение числа и , где возможно, рода имен прилагательных. Взаимопроверка. | ||
116 | Изменение имен прилагательных по падежам. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: создание проблемной ситуации об изменениях имен прилагательных по падежам. Вывод с. 114. Составление памятки о порядке действий при определении падежа имени прилагательного. Самостоятельная работа – упр. 140 в тетради. Взаимопроверка. | ||
117 | Изменение имен прилагательных по падежам. | Урок повторения и закрепления | проверочная работа | Работа в паре: комментированное выполнение упр. 207, 208, выделение окончаний в именах прилагательных, определение рода имен прилагательных. Работа в тетради. Взаимопроверка. | ||
118 | Безударные окончания имен прилагательных. | Урок изучения нового материала. | самостоятельная работа | Работа в группах: игра «Исследователь» и вывод с. 117. Склонение имен прилагательных с выделением окончаний. Составление текста по опорным словосочетаниям. Составление текста – описания по вопросам (упр. 210) | ||
119 | Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: чтение и обсуждение алгоритма «Шаги к умению». Выполнение заданий в учебнике и в тетради с использованием алгоритма. Составление словосочетаний по рисунку. Взаимопроверка. | ||
120 | Упражнение в грамматическом разборе изученных частей речи. | Урок повторения и закрепления | фронтальный контроль | Коллективная работа с текстом упр. 220, выполнение дополнительных заданий к упр. 220: выписать 3 – 4 словосочетания имен сущ. с именами прилагательными, глаголов с именами существительными. Разобрать как часть речи одно существительное, одно прилагательное, один глагол (по выбору учащихся) Взаимопроверка. | ||
121 | Правописание окончаний имен прилагательных. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: игра «Лото». Запись составленных словосочетаний в тетрадь. Составление и запись предложений. Главные члены предложения (повторение). Выписывание словосочетаний из упр. 223. Взаимопроверка. | ||
122 | Контрольный диктант. | Урок учета и коррекции умений и навыков | контрольная работа | Проверка знаний учащихся по изученной теме. | ||
123 | Работа над ошибками. | Урок коррекции умений и навыков | самостоятельная работа | Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе | ||
124 | Алгоритм разбора имени прилагательного как части речи. | Комбинированный урок | самостоятельная работа | Работа в паре: выполнение упр. 216, 217 (запись словосочетаний с вопросами). Составление и запись предложений с данными словосочетаниями. Работа с алгоритмом разбора имени прилагательного. | ||
125 | Повторение (6 ч.) Основные признаки единиц языка и речи: слова, предложения и текста. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в паре: повторение основных признаков изученных единиц языка и речи. Повторение типов предложение по цели высказывания и интонации. Повторение главных членов предложения. Запись скороговорок. | ||
126 | Систематизация знаний о значении слова. Текст – рассуждение. | Урок повторения и закрепления | самостоятельная работа | Работа в группах: игра «Как называется?» работа с текстом упр. 228: озаглавить текст, определить его тему и главную мысль, составить план текста. Взаимопроверка работ. | ||
127 | Текст – описание «Степь весною». | Урок повторения и закрепления | проверочная работа | Работа в паре: обсуждение презентации, обмен мнениями. Выполнение заданий в учебнике (упр. 231). Запись ответов на вопросы к тексту. Выделение окончаний в именах прилагательных, определение рода, числа, падежа имен прилагательных. Взаимопроверка. | ||
128 | Упражнение в разборе слов по составу. | Урок повторения и закрепления | проверочная работа | Работа в паре: повторение знаний о составе слова. Разбор слов по составу (комментирование) Нахождение орфограмм в тексте упр. 232 | ||
129 | Упражнение в звуко – буквенном анализе слов | Урок повторения и закрепления | проверочная работа | Работа в паре: звуко - буквенный анализ слов из упр. 233. Списывание текста упр. 233, 235 и выполнение заданий. Взаимопроверка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, УМК "Перспектива"
Разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1-Русский язык - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения); Сборник рабочих ...
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс УМК "Перспектива"
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответ...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая пограмма по русскому языку. 2 класс, УМК "Перспектива". Программа составлена согласно учебника "Русский язык", автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. В программе отражены УУД по разделам соглас...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование уроков по русскому языку во 2 классе УМК "Перспектива", учебник Климановой Л.Ф....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе УМК "Перспектива".
Титульный лист.Календарно тематическое планирование.Учебно - тематический план.Диктанты.Технологические карты....