Конспект урока и презентация по русскому языку. Тема: "Число имен прилагательных", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умений определять число имен прилагательных; отработка умений составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное», согласуя прилагательное с существительным в роде и числе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать алгоритм определения числа имен прилагательных; уметь определять число имен прилагательных по алгоритму (при помощи имени существительного)
Личностные: формировать интерес к учебному предмету, принимать и усваивать социальную роль обучающихся, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», русский язык, 3 класс; презентация, карточки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 12.03.2019 ФИО учителя: Берсенева Е.М.
Школа: 152 ФИ студента: Майорова Д.
Класс: 3ж ФИ методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет:201
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Число имен прилагательных»
Цели деятельности учителя: развитие умений определять число имен прилагательных; отработка умений составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное», согласуя прилагательное с существительным в роде и числе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать алгоритм определения числа имен прилагательных; уметь определять число имен прилагательных по алгоритму (при помощи имени существительного)
Личностные: формировать интерес к учебному предмету, принимать и усваивать социальную роль обучающихся, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», русский язык, 3 класс; презентация, карточки
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 30 сек | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Давайте встанем, подравняемся, настроимся на хорошую работу, проверьте, все ли готово у вас к уроку, присаживайтесь. - На уроке будь старательным | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Принимают установку | Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог
Языковой анализ: частичный фонетический разбор Практический: минутка чистописания | 2 мин | -Давайте откроем тетради, запишем число и классная работа. Минутка чистописания -Ребята, отгадайте загадку Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. -Назовите первый звук в слове «весна» -Кто может дать характеристику этому звуку? -Хорошо! Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. -Пропишем заглавную букву вэ в соединении со строчной. (на доске пример) -Сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подчеркните в его тетради самую правильную и красиво написанную букву. | Открывают тетради, записывают число Отгадывают загадку -весна -звук [в,] -Согласный, мягкий-парный, звонкий-парный, обозначен буквой «в» Прописывают в тетради букву | К.:владение диалогической формой коммуникацией П.:преобразование учебного материала, действия |
III.Постановка учебной задачи Практический: орфографический анализ Языковой анализ: морфологический разбор | 5 мин | -Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. -Составьте слова из данных слогов и запишите их ЛАН, ДЫ, ШИ, ТРА, ВА, СОЛН, ЦЕ, ТЁП, ЛОЕ, ПТИ, ЦЫ (на доске в разброс) -Подчеркните в них орфограммы. Кто может объяснить их? -А теперь найдите в этом ряду «лишнее» слово. -Почему? -Докажите, что остальные слова являются существительными -Кто может определить число имен сущ? -Хорошо, молодцы! А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое . Скажите, к какой части речи относится это слово? -А можем ли мы определить число этого слова? -(если да то) А как вы определили число имени прил.? -Почему возникли затруднения? -Кто теперь может определить о чем сегодня на уроке будет идти речь? Какая будет тема? -Верно! А какие мы можем поставить цели? -А также будем работать над развитием своей речи, учиться сравнивать и обобщать. И, конечно, у нас всё это получится, если будем помогать друг другу и добросовестно относиться к выполняемой работе. | Слушают учителя Составляют слова и записывают их -1.правописание гласной и после шипящих 2.безударные гласные в корне слова 3. правописание непроизносимой согласной -теплое -это прил, остальные сущ -они отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет Определяют число имен сущ -прил -нет/да -другая часть речи -тема урока: «Число имен прилагательных» -Будем учиться определять число имён прилагательных | Р.:принятие и сохраннее учебной задачи; определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П.:использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач. |
IV.Открытие нового знания Словесный: подбор и анализ языкового материала Наглядный: учебник Словесный: анализ правила Практический: упражнение с грамматическим заданием, частичный морфологический разбор | 10 мин | -Что вы уже знаете о прилагательном? -Хорошо! А теперь посмотрите на картинку. Что вы там видите? -Сколько предметов обозначает это слово? -Какого числа это существительное? -Верно! Давайте подберем прилагательное к этому слову. Кто может? -Запишите это словосочетание. -Мы уже определили, что слово шар стоит в ед.ч. А можем ли мы узнать, в каком числе стоит слово воздушный? -Давайте попробуем это существительное поставить в форму мн.ч. Какое словосочетание мы получим? -Итак, что вы заметили? -Правильно! Ребята, давайте с вами составим алгоритм определения числа имени прилагательного. Что нам нужно сделать в первую очередь? -Верно! После того, как мы нашли имя существительное, к которому оно относится, что нам нужно определить? -Молодцы! Зная число имени существительного, что мы уже можем определить? -Какой алгоритм изучаемый ранее, вам напомнил новый алгоритм? -Верно! Т.е. при определении числа имени прилагательного мы действуем так же, как и при определении рода. -Хорошо! А подтверждение нашему алгоритму мы можем увидеть на странице учебника № 78. Кто может вслух прочитать правило? -Как изменяется имя прилагательное? -В каком числе будет стоять имя прилагательное, если имя существительное, с которым оно связано, стоит в ед.ч.? -Посмотрите на 136 упражнение на 78 странице. -Сейчас по цепочке зачитываем по одной паре словосочетаний, вставляя пропущенные окончания.(первые три пары) -Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие? -В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями? -Запишите в тетради две последних пары словосочетаний. -Итак, от чего же зависит число имени прилагательного? -Какая часть слова на это указывает? | -самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь -шар -один -ед.ч. -воздушный шар -нет, вызывает затруднение -воздушные шары -поменялось число им существительных, поменялись окончания имен прилаг., поменялось и число имен прилагательных -сначала нужно найти имя сущ., к которому относится имя прил. -нужно определить число имени сущ. -по числу имени сущ. можно определить число имени прил. -алгоритм определения рода имени прил. Читают правило -по числам и родам -тоже в ед.ч. Смотрят упражнение Зачитывают словосочетания -похожи тем, что в каждой паре есть имя сущ и имя прил., разные в том, что одно сл\соч ед.ч., а другое-мн.ч. -ед.ч. Записывают -от числа имени сущ, с которым оно связано -окончание | Р.:Самоопределение к деятельности; Р.:принятие и сохраннее учебной задачи; определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; |
Динамическая пауза | 2 мин | -Давайте встанем и немного разомнемся! Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Выполняют динамическую паузу | Р.: преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: учебный диалог Наглядный: учебник Практический: списывание с грамматическим заданием | 5 мин | -А теперь сверху на странице 79 прочтите правило. -На какой вопрос отвечают имена прилагательные во мн.ч.? -А какие окончания имеют имена прилагательные во мн.ч.? -Хорошо! Посмотрите на упражнение 137 на 79 странице. -Кто знает значение слова поэт? -Посмотрите на слайд, прочитайте определение про себя. Кто может прочитать в слух? -Какие орфограммы есть в этом слове? -Хорошо! А теперь прочтите задание, затем задание под первой красной точкой. -Поднимите руку, кто не понял это задание. -Кто хочет выйти к доске и записать первый столбик словосочетаний в ед.ч с прилагательным известный? Остальные записывают в тетради -Итак, первое слово-поэт. Задайте к этому слову вопрос. Выдели окончание у прилагательного.(и тд.) -Какого рода это прилагательное? -Хорошо! Поднимите руку, кто видит здесь ошибку. -Кто может выполнить второй столбик с мн.ч.? -Теперь в тетрадях самостоятельно запишите вторые два столбика с прилагательным ближний. -Итак, как изменяется имя прилагательное в ед.ч.? -Изменяется ли имя прилагательное во мн.ч. по родам? -Какой мы можем сделать вывод? -Хорошо! | Читают правило -какие? -ие-ые Смотрят Предлагают варианты Читают определение -безударная гласная в корне слова Читают задание 1 ученик у доски записывает первый столбик -поэт (какой?) известный -м.р 2 ученик у доски записывает второй столбик Записывают вторые столбики -по родам и числам -нет -имя прил изменяется по числам, а в ед.ч. по родам | Р.:принятие и сохраннее учебной задачи; определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: задание на карточках | 5 мин | -Сейчас вы выполните задание на карточках. Вам даны словосочетания, вам нужно вставить пропущенные окончания и сверху над прилагательным указать род и число. Дружн__ класс, нежн__ пюре, весел__ девочки, светл__ небо, озорн__ кошка, криклив__ петухи, заботлив__ мамы, золот__ сердце, дорог__папа, далек__ края. - Кто выполнил задание, в парах обменяйтесь карточками и сверьте ответы с ответами со слайда. -Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. У кого одна? Две? Молодцы! -О каком времени года мы говорили сегодня в начале урока? - Сейчас немного подумайте и запишите в тетради три любых предложения на тему весны, описывающие весеннюю природу и лес. –Кто может зачитать свои предложения? -У вас получились хорошие предложения! -Какие слова помогли описать более ярко картинку весеннего леса? -Каково же значение прилагательных в русском языке? -Сейчас подчеркните прилагательные в ваших предложениях и укажите число, и в ед.ч. род. | Выполняют задание на карточках Сверяют ответы -весна Придумывают и записывают предложения Зачитывают предложения -прилагательные -они делают нашу речь понятной, более точной и яркой Указывают число и род имен прилагательных | П.:использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: учебный диалог, игра | 5 мин | -Итак, как же вы определяли число имен прилагательных? Давайте вспомним алгоритм. -Верно! Молодцы! - Сейчас поиграем в небольшую игру. Я буду говорить утверждения. Если вы согласны делаете хлопок, если нет-сидите тихо. -Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? обозначает признаки предмета? (Верно.) -Имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (Неверно.) -Имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (Верно.) -Имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (Неверно.) -Имена прилагательные не изменяются по числам?(неверно) | Отвечают на вопрос -1.Найти существительное, связанное с прилагательным. 2.Определить род и число у существительных. 3.Указать род и число у прилагательных по существительному. Играют в игру | Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; |
VIII.Рефлексия деятельности(по продукту) Словесный: закрепляющий диалог Практический: домашнее задание | 2 мин | -Ребята, какую тему изучали сегодня? - Что нового узнали об изменении имён прилагательных? -Что мы делали сегодня на уроке? -Кто может вспомнить цели нашего урока? -Поднимите руку кто считает, что мы не достигли этой цели. -хорошо! А теперь запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет выполнить упражнение №138. | -число имен прил -имя прил изменяется по числам -выполняли упражнения на определение числа имен прил -научиться определять число имен прил. Записывают домашнее задание. | П.:установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов; |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Число имен прилагательных»
Шар
Шар ( ед.ч .)
Шар ( ед.ч .) воздушный
Шар ( ед.ч .) воздушный- воздушные шары
Алгоритм определения числа имени прилагательного: 1.Найти существительное, связанное с прилагательным. 2.Определить род и число у существительных. 3.Указать род и число у прилагательных по существительному.
Поэт -стихотворец , писатель, создающий произведения в стихах. Автор стихотворных, поэтических произведений.
Дружный класс, нежное пюре , веселые девочки , светлое небо, озорная кошка, крикливые петухи , заботливые мамы, золотое сердце , дорогой папа , далекие края .
Домашнее задание: Упр. № 138
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе
Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Т.Г. Рамзаева Русский язык. 4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....
Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"
Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....
Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».
Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....
Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Изменение имен существительных по числам"
...
Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного», Школа России, 3 класс
Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного. Планир...