«Что такое синонимы?» (УМК "Школа России") 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Курушина Елизавета Андреевна

Тема: «Что такое синонимы?»
 

Цели деятельности учителя: формирование знаний детей о синонимах, их месте и роли в речи, создание условий для формирования навыка распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.
Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: значение термина «синонимы», способы их нахождения.

Уметь: подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения, углубить знания о словах, близких по значению,  работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы;

Личностные: понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека, стремиться пополнить свой словарный запас словами-синонимами разных частей речи.

Тип урока: «Открытие нового знания».
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 01.10.2019                                                                                       ФИО учителя:  Ефстифеева Наталья Александровна
Школа:
№ 152                                                                                          ФИО студента: Курушина Е.А.
Класс:
2-б                                                                                                  ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна
Кабинет:
209

Конспект урока русского языка

Тема: «Что такое синонимы?»

Цели деятельности учителя: формирование знаний детей о синонимах, их месте и роли в речи, создание условий для формирования навыка распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.
Планируемые результаты:

Предметные:  

Знать: значение термина «синонимы», способы их нахождения.

Уметь: подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения, углубить знания о словах, близких по значению,  работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы;

Личностные: понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека, стремиться пополнить свой словарный запас словами-синонимами разных частей речи.

Тип урока: «Открытие нового знания».
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация.

Этап урока Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: подводящий диалог

2 мин.

Здравствуйте, меня зовут Елизавета Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: показ правильной посадки, хоровое чтение слов

Практический: Каллиграфическое упражнение, анализ соединений, самостоятельное письмо.

Практический: Игра, разгадывание ребусов

Словарная работа

Практический: Игра, разгадывание ребусов

5 мин.

Минутка чистописания.
-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?
-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?
-Откройте тетради, запишите число. Сегодня ___ сентября. Классная работа. Кто записал, ручку на локоток.

- Я смотрю, кто соблюдает правила правильной посадки.

- Покажите мне, как нужно правильно сидеть? Молодцы. Сидим ровно, спинку держим прямо, не сутулимся.

- сейчас я буду называть слово ,а вы его пишите в тетради, соблюдая все соединения ,и подчеркиваете орфограммы.

- Какая орфограммы вы заметили в этих словах?

- Проверяем написание с эталоном на доске. Кто написал все правильно ставит «+», кто допустил ошибки ставит «-».

- Теперь составим предложение со словом «ночной».

- запишите это предложение.

- Найдите главные члены предложения.

- О чем говорится в предложении?

- Что? Город

-Город что делает?

- Подчерните их одной и двумя чертами.

Словарная работа.

 -Ребята, что мы делаем после минутки чистописания?

-Верно. Сейчас внимательно смотрите на экран!
Вам нужно разгадать ребусы, загадки, чтобы получить словарные слова.
Посмотрим какая группа справится быстрее.
palto.jpg
e84d15fa234f1677a4c594a6c9a137f2.png
slide_23.jpg

ребус комната.jpg
-Записали эти слова к себе в тетрадь.

 -Давайте прочитаем слова по слогам.

-Какая орфограмма в первом слове?

 -Какая орфограмма во втором слове?

 -Какая орфограмма в слове спасибо?

 -Какая орфограмма в слове комната?

-Молодцы. Подчеркните эти орфограммы.

-с минутки чистописания

-для формирования красивого почерка.


Повторяют правила правильной посадки.


-папочка, ночной, живой, шило, ручка, вечный.

- Чк- чн, жи-  ши

 Прописывают слова

- Ночной город сверкает огнями.

- о городе

-светит

 

Находят отгадки

- Пальто

-Пассажир

-Спасибо

-Комната.


Пишут отгадки

Паль-то, па-сса-жир, спа-си-бо, ком-на-та.
- Безударная гласн. «А»в корне слова

 - удвоенная согласная в корне слова.

- Безударная гласная «А» и «О» в корне слова.

- Безударная гласная «А» в корне слова.

 Подчеркивают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П:построение речевого высказывания

К:планирование учебного сотрудничества со сверстниками

П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач

П:построение речевого высказывания

Пробное учебное действие:
прочитать стихотворение.

Словесный: беседа

3. Постановка учебной задачи


Словесный: беседа

5 мин.

-Откройте учебник страница 52 №66. Прочитайте стихотворение.

- О чем это стихотворение?
- Как еще называют в этом стихотворении «родник»?
- Автор в словах «родник» и «ключ» закладывает одинаковое значение? Эти слова обозначают одно и тоже?
- Что они обозначают?

- эти слова пишутся одинаково? Или по-разному?

-О каких словах будем говорить на уроке? (Формулируем тему урока)
- Кто знает, как они называются?
-Какую цель мы поставим?

Читают стихотворение.


- О роднике.

- Ключ

- да

- источник, текущий их глубины земли

- по-разному.
Предлагают варианты предложения
-Тема: Что такое синонимы?.
Цель: узнать для чего нужны слова- синонимы, где они пригодятся.

Р: внесение необходимых дополнений
К: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: поиск и выделение необходимой информаци

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
Л: установление связи между целью и ее мотивом.
Р: целеполагание

4. Открытие нового знания


Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительно-слуховое, продуктивное)
Практический:Конструирование, составление предложений и обобщение

Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительное, продуктивное)

7 мин

- Теперь посмотрите на правило на той же странице. Кто нам его прочитает вслух?

- какие слова называют синонимами?

- Посмотрите, это словарь синонимов. В нем можно найти близкие по значению слова..
- Совпадает ли правило учебника с нашим определением? Как его можно дополнить?

В данном словаре к слову родник приводятся следующие синонимы: ключ, исток

- Скажите, для чего нам нужно уметь подбирать синонимы к словам?

- Синонимы обогащают наш язык, делают его более красочным, разнообразным.
без синонимов наш язык и наша речь были бы серыми, ограниченными узкими рамками.

- Запишите слово «синонимы» к себе в тетрадь и подчеркните орфограммы.

- Теперь мы с вами поиграем в игру и определим у кого самый большой словарный запас.

- Посмотрите на упражнение №67. К выделенным словам нужно подобрать синонимы. Отвечаем по руке. Называете все слова, близкие по значение, которые вы смогли подобрать. Посмотрим, кто сможет подобрать больше слов.

- Первое слово «родина».

- Второе слово «мир»

- Третье слово «ловкий»

- Четвёртое слово «разговаривать»

- Мы нашли нашего победителя, у него самый большой словарный запас, т.к. он назвал больше всего синонимов к словам. Молодец!

Читают задание.

- Слова схожие по значению.


- Да, синонимы различны по звучанию.
-
 Синонимы делают речь разнообразной, дают возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов. 
- Также они помогают уточнить, более четко и ярко передать мысль. 

- отчизна, отечество и т.д.
- спокойствие, дружба,

- Шустрый, юркий и т.д.
- Болтать, беседовать и т.д.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

 П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

2 мин

Видео разминка

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: игра

Словесный: беседа

5 мин

-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу.
- Каждому ряду я раздаю карточки с заданием. Рассмотрите ее.

- Один человек с каждого ряда выходит к доске и доказывает, что это синонимы, а также составляет предложение с каждым словом и записывает его на доске. Ряд, у которого карточка с этими словами записывают эти предложения к себе в тетрадь. Подчеркиваете главные члены предложения.

1) узор и рисунок

2)бежать и мчаться.

3) Красный и алый

- Эти слова пишутся по-разному, а значение оно и тоже


- Еще раз скажите мне, как называются такие слова?
-Молодцы.



 


- На стекле красивый узор. Ребенок нарисовал рисунок.
- Мы не смогли убежать. Поезд мчался.

 Красный гранат лежит на столе. Алый закат покрыл небо.
- синонимы.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение, подбор синонимов, проверка по эталону

Словесный: беседа

3мин

Посмотрите на карточку №2
Как вы думаете, что нужно сделать?

Несложный

Несерьезный

Неправильный

- Каждый выполняет задание самостоятельно.
Теперь поменяйтесь карточками с соседом и сверьте с эталоном на доске.
- Верните карточки друг другу. У кого есть ошибки?

- В каких словах?
- Молодцы.

-подобрать слова схожие по смыслу


Выполняют задание

Проверяют.

Р: осуществление Итогового контроля;

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

7. Включение в систему знаний
Практический: упражнение

Словесный: беседа

3 мин.

- упражнение 69. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Прочитайте стихотворение.

- Какие слова с одинаковым значением вы встретили?

- для чего их использует автор?

- спишите это стихотворение в тетрадь. Подчеркните синонимы.

- найти в стихотворении синонимы.

- зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.

- для избежание повтора и полной передачи чувств.

Выполняют задание

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

8. Рефлексия

Словесное: обобщение


Практический: самооценка с использованием словесных опор

2 мин.

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги.

-Какую тему мы сегодня изучали?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Мы достигли эту цель?
- Возьмите лист самооценки и допишите предложение.

Сегодня я узнал…
Было трудно усвоить…
Я научился…
Я понял…
Было интересно узнать…
Меня удивило…
Мне захотелось…

- Кто желает озвучить свою оценку?
Спасибо за урок, до свидания.

Анализируют свою работу на уроке.
-
Что такое синонимы?
- Узнать, для чего нужны слова- синонимы, где они пригодятся.

Заполняют лист самооценки



Несколько учащихся читают свои ответы.

Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения;

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

п апочка н очной живой шило р учка вечный ______ ______ _______ _______ ______ ______

Слайд 3

Ночной город сверкает огнями. _____________________ ______________________________ ______________________________ Что делает?

Слайд 5

ПАЛЬ - ТО СПА - СИ - БО КОМ -НА- ТА

Слайд 6

Александрова Зинаида Евгеньевна «Словарь синонимов русского языка»

Слайд 8

Тема: «Что такое синонимы?»

Слайд 9

Цель: узнать что такое синонимы и для чего нужны слова-синонимы

Слайд 10

Несложный- легкий, простой; Небольшой – маленький; Неправильный- ошибочный , ложный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:•  формировать понятие об имени существительном;•  раз­вивать наблюдательность, речь;•  развивать орфог...