Конспект урока по русскому языку "Особые случаи спряжения глаголов" . Эльконин- Давыдов 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 07.04.2020 г. ФИО учителя Естишина Е. Я..
Школа: № 148 ФИ студента: Смирнова Д., 42 гр.
Класс: З «в» ФИО методиста: Батуева Л. И.
Кабинет: 208
Время занятия: 14:00-14:40
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Особые случаи спряжения (свистит – свищет)»
Цели деятельности учителя:
- формирование умения работать с алгоритмом по определению спряжения у глаголов особого вида.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать алгоритм определения спряжения глаголов особого вида
- уметь подбирать слова, для поверки орфограмм при спряжении глаголов особого вида;
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проявлять познавательную активность при изучении нового материала;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: УМК «Э-Д», учебник Русского языка: 3кл. 2 ч., презентация.
Этапы урока, методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Этап самоопределения к деятельности. Словесный: беседа. | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Как выше настроение? Не забывайте про нашу систему жетонов. Будьте активны. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Словесный: слово учителя. Практический: устный счет. | 5 мин. | - Начнем с минутки чистописания. Откройте свои тренажеры. Минута пошла. Следите за осанкой. - Молодцы. Ребята, сколько в русском языке спряжений? - Как определить спряжение глагола? - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? - Какие глаголы относятся к 2 спряжению? - Как вы уже убедились, ничего особенно трудного в правописании личных окончаний нет. -А вот загадки, связанные с этими орфограммами, иногда встречаются. Причем такие, что сразу и не поймешь, в чем же тут дело. - Посмотрите на слайд, прочитайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус», в тексте которого пропущены некоторые орфограммы. Беле_т парус одинокой Как будто в бурях есть покой! -Наверное, вы все без труда можете проверить почти все пропущенные орфограммы. - А удалось ли вам проверить орфограмму в слове свищ_ет? - Верно, сдлеоать это не так посто. Дело в том, что в русском языке есть два слова-синонима, значение которых абсолютно одинаково – свистеть и свистать. | Отвечают на вопросы учителя. Два. 1 и 2 спряжение. 1. Поставить глагол в неопределенную форму. 2. Определить, какая гласная стоит перед ть, т.е. к какому спряжению глагол относится. Все глаголы на –ать, -оть, -уть, -еть, -ть + брить, стелить. И 11 глаголов исключений. Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить. + 11 глаголов исключений. Дышать, держать, гнать, ненавидеть, слышать, вертеть, смотреть, видеть, обидеть, терпеть, зависеть. Белеет парус одинокой Как будто в бурях есть покой! Нет | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Постановка учебной задачи, целей урока. Практический: работа с учебником. Наглядный: учебник. | 7 мин. | - Все их изменения легко заменяют друг друга. - Какого спряжение слово свистеть? - А слово свистать? - А как же узнать, от какого из них образовано изменение свищ_т? - Как вы думаете, какая тема урока сегодня? - Какую цель мы поставим на уроке? | Второго Первого Высказывают свои предположения. Особые случаи спряжения Научиться спряжать глаголы особого случая. | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
Открытие нового знания Наглядный: презентация, учебник. | 6 мин. | - Продолжим. - Определить это не трудно. Если вы учтете, что в изменениях слова свистеть все личные окончания ударные. А в слове свистать? - Кроме того, в изменениях слова свистать сочетание согласных [ст] чередуется с чем? - А в слове свистеть сочетание [с’т’] сохраняется во всех изменениях, кроме 1 лица единственного числа. - Ну, а почему же все-таки в стихотворении ветер свищет, а не свистит? - Моряк. Наверное так бы и сказал : «Ишь, как ветер свистит! И волна поднялась!» - Но и у поэта волны не поднимаются, а играют, и ветер не свистит, а свищет. То же самое, но зато выразительнее, образнее передает настроение. - Вот и у другого русского поэта Сергея Есенина читаем. На слайде. Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. - В обычной речи мы учитываем различия в выразительности этих слов синонимов. О болельщиках на футбольном матче, что мы говорим? - А соловьи в роще? - Ну а в том, что окончания в этих словах- двойниках пишутся по-разному, большой беды нет. - Разобраться в этих хитростях не так уж и трудно. - Есть в русском языке еще несколько слов подобных этому. Но о них вы узнаете в старших классах. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | Слушают учителя. Безударные [щ’] Высказывают свои предположения Читают строки из стихотворения Они свистят Свищут | П: логический анализ объектов с целью выделения признаков К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Первичное закрепление во внешней речи Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 4- 5 мин | - Ребята, а теперь вы сможете определить, что мы напишем в слове свищ_ет? От какого слова оно образовано? - Молодцы! Теперь вы можете записать стихотворение в тетрадь, теперь то вы точно не допустите ошибку. -Запишите число и «классная работа». Запишите стихотворение и подчеркните все орфограммы. - На слайде эталон, проверьте себя самостоятельно. Если нет ошибок, поставьте 5 карандашом. -Молодцы! | Выполняют задание. Да, свищЕт. От слова свистать. Выполняют задание. | К: умение полно и точно выражать мысли; планирование учебного сотрудничества, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться. |
Самостоятельная работа Словесный: беседа. Наглядный: дневник, учебная презентация | - Вы хорошо разобрались! -Задание для выполнения самостоятельно. У вас на партах лежат листочки, каждому по одному. Образуйте от слова свистеть новое слово с помощью суффикса –ну- и запишите. - изменилось ли при этом спряжение слова? Почему? - Какая новая орфограммы появилась в основе слова свистнуть? - Как вы думаете, отличаются ли слова свистеть и свистнуть по своему значению? | Выполняют самостоятельно задание. Свистнуть Высказывают свое мнение. свисТнуть Да. Свистеть – это полное действие, есть идти и свистеть. Свистнуть- это позвать кого-то свистом, свистнуть кому-то, неполное действие. | Р: саморегуляция | |
Этап включения в систему знаний. Словесный: беседа. Наглядный: дневник, учебная презентация | 5 мин. | - Прочитайте, как автор называет парус? - Что это за слово, что оно означает? - вижу, что затрудняетесь. Возьмите словарь. Прочитайте, что такое мятежный.
-Скажите своими словами, что это? - Почему автор назвал так парус? - Скорее всего, Лермонтов ассоциирует парус с человеком. Который не спокоен, ищет себя. - Молодцы. | Мятежный. мятежность — бурность, революционность, тревожность, неистовость Высказывают | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Этап рефлексии деятельности. Словесный: беседа. Наглядный: дневник, учебная презентация | 5 мин. | - Ребята, какова была тема урока? - Какую мы ставили цель? - Встаньте те, что смог выполнить все задания на уроке? - У кого, что- то не получилось. Будьте внимательнее на следующем уроке и все у вас получилось? - Покажите мне красную фишку, если вам понравился урок, а кому что- то не понравилось, покажите фишку синего цвета. - Запишите домашнее задание. Придумайте и запишите по одному высказыванию с этими словами в 3-м лице единственного числа. - Молодцы! Было приятно с вами поработать. Отдыхайте. | Определение спряжения в глаголах особого случая Высказывают свое мнение. Оценивают свою деятельность на уроке. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол. Зарепление" 2 класс
Конспект урока по русскому языкуТема "Глагол. Закрепление" Цели деятельности учителя: формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь, коммуникативн...
Конспект урока по русскому языку "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс...
Конспект урока "Решение задач с помощью чертежа" (УМК "Эльконин-Давыдов", 1 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Спряжение глаголов".
ТИП УРОКА: Урок применения знаний и умений (урок закрепления). ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Определение спряжения глаголов по неопределённой форме" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: создание условий для развития умения распознавать спряжение глагола по неопределённой форме, правильно писать безударные личные окончания.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающи...