Конспект урока по русскому языку на тему: "Текст-описание", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формирование условий для наблюдения за ролью в нём имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:

·        знать понятия «текст-описание»;

·        уметь употреблять имена прилагательные в тексте-описании;

·        уметь самостоятельно анализировать содержание текста.

Личностные:

·        осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

·        проводить самооценку своей деятельности;

·        устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst-opisanie.docx25.28 КБ
Office presentation icon tekst-opisanie.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.20 г.

Школа: МОУ «Гимназия им. Карла Орфа»

Класс: 2

Кабинет:

Учитель: Сагадеева А.Ю.

Студент: Уржанакова В.

Методист: Кошкарова Л.С.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема «Текст-описание и роль в нём имён прилагательных»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формирование условий для наблюдения за ролью в нём имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • знать понятия «текст-описание»;
  • уметь употреблять имена прилагательные в тексте-описании;
  • уметь самостоятельно анализировать содержание текста.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своей деятельности;
  • устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2020

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический – работа с упражнением

4 мин.

- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте предложения.

1) На деревьях набухли почки.

2) Вы любите весну?

3) Обязательно побывайте в весеннем лесу.

- Давайте определим, какие это предложения по цели высказывания. После предложения в скобках вам нужно написать  какие это предложения по цели высказывания. (к доске выходит один ученик и записывает)

- Посмотрите на экран, ваша задача соотнести с какой целью употребляются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

-  С какой целью употребляются повествовательные предложения?

- Когда мы употребляем в своей речи вопросительные предложения?

- С какой целью произносятся побудительные предложения?

- Так же, как и предложения, разными могут быть и тексты. Кто мне скажет, что такое текст?

-  Какие виды текста вы уже изучали?

-  Какие можно задать вопросы к тексту - повествование?

- Правильно. Сейчас мы с вами будем работать в парах. У вас на партах лежат карточки, переверните их пожалуйста.

- На этих карточках у вас тексты, внимательно прочитайте их и определите, чем отличаются тексты.

А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

- На эту работу вам 3 минуты. Начинаем! Сейчас мы с вами заполним сравнительную таблицу. (учащиеся по одному выходят к доске и заполняют её)

Текст 1

Текст 2

Чем похожи тексты?

Цель написания текста

- Чем похожи эти тексты?

- С какой целью был написан первый текст?

- С какой целью был написан второй текст?

- Ребята, как вы думаете, эти тексты относятся к одному типу или к разным?

- По каким признакам это можно определить?

- Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Теперь вам необходимо выяснить причину своего затруднения – чего вы еще не знаете.

- 1 предложение - повествовательное,

2 предложение – вопросительное,

3 предложение- побудительное.

- Когда люди что-то рассказывают друг другу.

- Когда спрашиваем о чем-то друг друга.

- Когда люди побуждают друг друга к каким-то действиям.

- Текст- это запись, в которой предложения связаны по смыслу.

- Текст- повествование.

- Что случилось? Что произошло?

- У них общая тема – речь идет о тиграх.

- В первом тексте автор рассказывает о том, что делают тигры в цирке.

- Во втором тексте автор рассказывает о внешнем виде тигров.

- Тексты относятся к разным типам. Первый это текст-повествование, а второй мы  не можем определить, так как ещё не знаем этого.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

К: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

К(лог): анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка

 учебной задачи

Метод частично поисковый

Словесный -беседа

5 мин.

- Давайте разбираться. Что вам надо было определить?

(на слайде вопрос: Какие бывают типы текстов?)

- Почему вы не смогли определить тип второго текста?

- Какую цель на этот урок вы перед собой поставите?

- С помощью какого источника информации вы можете найти ответ на свой вопрос на уроке?

- Итак, тема нашего урока «Текст-описание и роль в нём имён прилагательных».

- Какие цели вы поставите себе на этот урок?

- Какие это типы текстов и их признаки. Мы смогли определить только тип первого текста.

- Потому что нам не знаком этот материал.

- Узнать, какие бывают типы текстов, и по каким признакам это можно определить.

- С помощью учебника.

- Узнать, что такое текст-описание. Научиться определять роль прилагательных в тексте-описании.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли

Р: целеполагание.

4.Открытие

 нового знания

Словесный – беседа

Практический – работа с упражнением

Словесный – беседа.

Практический – работа с правилом.

8 мин.

- Кто желает ответить, чем же отличаются тексты?

- Что общего у этих текстов?

- Какую роль в нашей речи играют глаголы и имена прилагательные?

- Докажите, что в 1 тексте больше глаголов, а во 2 тексте больше прилагательных.

- Как подчёркиваем глаголы?

- Как подчёркиваем прилагательные?

- Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - описании?

- Что же у нас такое текст - описание?

- Давайте узнаем. Открываем учебники на странице 96. Все нашли правило?

Правило: Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

Верно, молодцы!

- Эти тексты отличаются тем, что  в первом тексте автор рассказывает о том, что делают тигры в цирке и в нём больше глаголов, а во втором тексте автор рассказывает о внешнем виде тигров и в нём больше прилагательных.

- Эти тексты о тиграх.

- Они делают нашу речь ярче, выразительнее, краше.

- Глаголы мы подчёркиваем 2 чертами.

- Прилагательные мы подчеркиваем волнистой линией.

- Прилагательное.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей

К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли.

П: (логич) анализ объектов с целью выделения признаков.

Физминутка

2 мин.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.

(видео)

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический – работа с упражнением

7 мин.

- Ребята, откройте учебники на странице 95, посмотрите на 163 упражнение.

- Прочитайте стихотворение. (читает один ученик выразительно)

- Скажите, какой вы приставили снежинку?

- Какие слова вам в этом помогли?

- А почему снежинка смелая?

- Сейчас на экране появится текст. Прочитайте его.

Весной в лесу

На деревьях лопнули душистые почки. Зеленеют чудные маленькие листочки. Из земли показалась свежая травка. В траве цветут  молодые одуванчики. Летят из улья пестрые пчелы. Вот низкий берег ручья. В ручье вода холодная. Петька отдыхает около стройной  березки. Весенний лес наполнен жизнью.

- А теперь прочитайте этот текст без имен прилагательных.

- Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.

-  Как вы думаете,  для чего существуют имена прилагательные в речи?

– Что мы можем сказать об этом тексте.

- Светлой, смелой, красивой.

- Прилагательные.

- Смелой автор называет снежинку за то, что она не боится падать с неба на землю.

- Да, текст изменился. Потому что как только мы из текста убрали все имена прилагательные он стал не интересным и не выразительным. Стало не хватать ярких деталей.

- Прилагательные уточняют нашу речь.

- Что этот текст наполнен прилагательными и благодаря им он стал более живым, красочным.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

П: (логич) анализ объектов с целью выделения признаков.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический – составление текста

5 мин.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Отройте рабочую тетрадь на странице 48, найдите 103 упражнение.

- Вам нужно выбрать любой рисунок и составить небольшой текст-описание.

- Давайте повторим, что такое текст описание.

- Какие имена прилагательные вы употребите, чтобы описать предмет?

- Вам понятно задание? На его выполнение я даю вам 4 минуты.

- Время вышло, давайте проверим ,какие тексты у вас получились.

- В описательном тексте происходит описание чего-либо, к содержанию можно задать вопросы какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

- Употребим имена прилагательные, показывающие цвета, размеры предмета.

Р: коррекция.

Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7.Включение в систему знаний

Практический – работа с упражнением

Словесный - беседа

3 мин.

- Следующее упражнение у нас 165. Прочитайте задание.

- Из какой сказки этот отрывок?

- Определите тему текста. И скажите, какой вопрос можно к нему задать.

- Теперь найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор?

- Выпишите из текста имена прилагательные и определите, какой вопрос можно к ним задать.

- Проверяем.

- Этот отрывок из сказки Дюймовочка.

- Тема текста описание эльфа. И мы можем задать вопрос какой был маленький человечек?

- Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие. Имена прилагательные употреблены автором, чтобы описать эльфа.

Маленький, беленький, прозрачный (какой?), золотая (какая?), блестящие (какие?)

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний.

П: (логич) анализ объектов с целью выделения признаков.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак, ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- На экране вы видите фразы, вам нужно выбрать одну и закончить её.

На уроке я работал …

Своей работой я …

Урок показался мне …

За урок я …

Материал урока был для меня …

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Учебник упр.164, выучить правило в учебнике на стр.92.

-  Научиться  определять число имён прилагательных и изменять прилагательные по числам.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) На деревьях набухли почки. 2) Вы любите весну? 3) Обязательно побывайте в весеннем лесу.

Слайд 2

«Текст– описание»

Слайд 3

1.Познакомиться с понятием «текстом-описание»; 2.Научиться распознавать его; 3. Научиться определять роль прилагательных в тексте-описании.

Слайд 4

Текст- это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить

Слайд 5

Текст–сообщение (Что произошло?) (события, действия) Текст–описание (Какой?, Какая?) (признаки предмета) Текст-рассуждение (Почему?) (причины, доказательства)

Слайд 6

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

Слайд 9

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"

Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...

Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

Конспект урока русского языка по теме: "Текст-описание и роль в нем имен прилагательных"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте-описании и его отличительных признакахПланируемые результатыПредметные: уметь определять число имен прилагательных; уметь составлять текст-опис...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...

Конспект урока по русскому языку Род имён существительных 3 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование понятия о роде имени существительном; формирование умения определять род имён существительных.Планируемые результаты: Предметные:Знать определение понятия род и...

Конспект по русскому языку на тему "Текст-описание" 2 класс

Конспект по русскому языку. Разработан Мадоян Викторией Артаваздовной для 2 класса....

Презентация к уроку русского языка на тему " Текст- описание", 2 класс

Цель: ознакомление уч-ся с текстом-описания и его отличительными признаками....