1. Этап самоопределения к деятельности
Словесный – слово учителя | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением. Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? - Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. |
| Л: самоопределение |
2.Актуализация знаний и мотивация
Практический – работа с упражнением
| 4 мин. | - Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте предложения. 1) На деревьях набухли почки. 2) Вы любите весну? 3) Обязательно побывайте в весеннем лесу. - Давайте определим, какие это предложения по цели высказывания. После предложения в скобках вам нужно написать какие это предложения по цели высказывания. (к доске выходит один ученик и записывает)
- Посмотрите на экран, ваша задача соотнести с какой целью употребляются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. - С какой целью употребляются повествовательные предложения?
- Когда мы употребляем в своей речи вопросительные предложения? - С какой целью произносятся побудительные предложения?
- Так же, как и предложения, разными могут быть и тексты. Кто мне скажет, что такое текст?
- Какие виды текста вы уже изучали? - Какие можно задать вопросы к тексту - повествование?
- Правильно. Сейчас мы с вами будем работать в парах. У вас на партах лежат карточки, переверните их пожалуйста. - На этих карточках у вас тексты, внимательно прочитайте их и определите, чем отличаются тексты. А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. - На эту работу вам 3 минуты. Начинаем! Сейчас мы с вами заполним сравнительную таблицу. (учащиеся по одному выходят к доске и заполняют её)
| Текст 1 … | Текст 2 … | Чем похожи тексты? |
| Цель написания текста |
|
|
- Чем похожи эти тексты?
- С какой целью был написан первый текст?
- С какой целью был написан второй текст?
- Ребята, как вы думаете, эти тексты относятся к одному типу или к разным? - По каким признакам это можно определить?
- Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Теперь вам необходимо выяснить причину своего затруднения – чего вы еще не знаете. |
- 1 предложение - повествовательное, 2 предложение – вопросительное, 3 предложение- побудительное.
- Когда люди что-то рассказывают друг другу. - Когда спрашиваем о чем-то друг друга. - Когда люди побуждают друг друга к каким-то действиям. - Текст- это запись, в которой предложения связаны по смыслу. - Текст- повествование. - Что случилось? Что произошло?
- У них общая тема – речь идет о тиграх. - В первом тексте автор рассказывает о том, что делают тигры в цирке. - Во втором тексте автор рассказывает о внешнем виде тигров. - Тексты относятся к разным типам. Первый это текст-повествование, а второй мы не можем определить, так как ещё не знаем этого.
| Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей К: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят речевые высказывания.
К(лог): анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи Метод частично поисковый
Словесный -беседа
| 5 мин. | - Давайте разбираться. Что вам надо было определить? (на слайде вопрос: Какие бывают типы текстов?)
- Почему вы не смогли определить тип второго текста?
- Какую цель на этот урок вы перед собой поставите?
- С помощью какого источника информации вы можете найти ответ на свой вопрос на уроке? - Итак, тема нашего урока «Текст-описание и роль в нём имён прилагательных». - Какие цели вы поставите себе на этот урок? | - Какие это типы текстов и их признаки. Мы смогли определить только тип первого текста. - Потому что нам не знаком этот материал. - Узнать, какие бывают типы текстов, и по каким признакам это можно определить. - С помощью учебника.
- Узнать, что такое текст-описание. Научиться определять роль прилагательных в тексте-описании. | Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей
К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли Р: целеполагание. |
4.Открытие нового знания
Словесный – беседа
Практический – работа с упражнением
Словесный – беседа.
Практический – работа с правилом.
| 8 мин. | - Кто желает ответить, чем же отличаются тексты?
- Что общего у этих текстов? - Какую роль в нашей речи играют глаголы и имена прилагательные? - Докажите, что в 1 тексте больше глаголов, а во 2 тексте больше прилагательных. - Как подчёркиваем глаголы?
- Как подчёркиваем прилагательные?
- Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - описании? - Что же у нас такое текст - описание? - Давайте узнаем. Открываем учебники на странице 96. Все нашли правило? Правило: Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие? Верно, молодцы! | - Эти тексты отличаются тем, что в первом тексте автор рассказывает о том, что делают тигры в цирке и в нём больше глаголов, а во втором тексте автор рассказывает о внешнем виде тигров и в нём больше прилагательных. - Эти тексты о тиграх. - Они делают нашу речь ярче, выразительнее, краше.
- Глаголы мы подчёркиваем 2 чертами. - Прилагательные мы подчеркиваем волнистой линией. - Прилагательное. | Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли. П: (логич) анализ объектов с целью выделения признаков.
|
5.Первичное закрепление во внешней речи
Практический – работа с упражнением
| 7 мин. | - Ребята, откройте учебники на странице 95, посмотрите на 163 упражнение. - Прочитайте стихотворение. (читает один ученик выразительно) - Скажите, какой вы приставили снежинку? - Какие слова вам в этом помогли? - А почему снежинка смелая?
- Сейчас на экране появится текст. Прочитайте его. Весной в лесу На деревьях лопнули душистые почки. Зеленеют чудные маленькие листочки. Из земли показалась свежая травка. В траве цветут молодые одуванчики. Летят из улья пестрые пчелы. Вот низкий берег ручья. В ручье вода холодная. Петька отдыхает около стройной березки. Весенний лес наполнен жизнью.
- А теперь прочитайте этот текст без имен прилагательных. - Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы думаете, для чего существуют имена прилагательные в речи? – Что мы можем сказать об этом тексте. |
- Светлой, смелой, красивой. - Прилагательные. - Смелой автор называет снежинку за то, что она не боится падать с неба на землю.
- Да, текст изменился. Потому что как только мы из текста убрали все имена прилагательные он стал не интересным и не выразительным. Стало не хватать ярких деталей. - Прилагательные уточняют нашу речь. - Что этот текст наполнен прилагательными и благодаря им он стал более живым, красочным. | Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей. Р: коррекция. П: (логич) анализ объектов с целью выделения признаков. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический – составление текста
| 5 мин. | - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Отройте рабочую тетрадь на странице 48, найдите 103 упражнение. - Вам нужно выбрать любой рисунок и составить небольшой текст-описание. - Давайте повторим, что такое текст описание.
- Какие имена прилагательные вы употребите, чтобы описать предмет?
- Вам понятно задание? На его выполнение я даю вам 4 минуты. - Время вышло, давайте проверим ,какие тексты у вас получились. |
- В описательном тексте происходит описание чего-либо, к содержанию можно задать вопросы какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность? - Употребим имена прилагательные, показывающие цвета, размеры предмета.
| Р: коррекция. Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
7.Включение в систему знаний
Практический – работа с упражнением
Словесный - беседа
| 3 мин. | - Следующее упражнение у нас 165. Прочитайте задание. - Из какой сказки этот отрывок?
- Определите тему текста. И скажите, какой вопрос можно к нему задать.
- Теперь найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор?
- Выпишите из текста имена прилагательные и определите, какой вопрос можно к ним задать. - Проверяем. |
- Этот отрывок из сказки Дюймовочка. - Тема текста описание эльфа. И мы можем задать вопрос какой был маленький человечек? - Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие. Имена прилагательные употреблены автором, чтобы описать эльфа. Маленький, беленький, прозрачный (какой?), золотая (какая?), блестящие (какие?) | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: структурирование знаний. П: (логич) анализ объектов с целью выделения признаков.
|
8.Рефлексия деятельности (по продукту)
Словесный - беседа | 2 мин. | - Итак, ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
- На экране вы видите фразы, вам нужно выбрать одну и закончить её. На уроке я работал … Своей работой я … Урок показался мне … За урок я … Материал урока был для меня …
- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Учебник упр.164, выучить правило в учебнике на стр.92.
| - Научиться определять число имён прилагательных и изменять прилагательные по числам.
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: структурирование знаний (общеучеб.). Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |