Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве Чч

Задачи урока

Дидактические:

1) Формировать знание у обучающихся о звуке [ч’] и со зрительным обозначением печатной заглавной и строчной буквы Ч (ч);

2) научить выполнять звукобуквенный анализ слов с буквой Ч (ч), читать  слоги, слова и предложения с новой буквой

Развивающие:

1) Развивать умение составлять графическую модель слова с помощью звукобуквенного анализа;

2) развивать умения монологической речи посредством построения полного ответа на вопросы

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к изучению русского языка;

2) воспитывать самостоятельность у учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

1) Учиться различать гласные и согласные звуки.

2) учиться характеризовать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

3) выполнять слого-звуковой анализ слов;

4) учиться составлять модели слов и предложений

Личностные:

1) Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

2) проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач

УМК: УМК «Школа России», Азбука, ч.2, В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 25.11.2022

Школа: «МЛ №148 г.Челябинска»

Класс: 1 «Е»

Урок: 3

Время: 9.40-10.15 Кабинет: 209

Студент: Гиматова Надия

Группа: 46

Учитель: Залялова Н.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Звук [ч`]. Буква Ч ч»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве

Ч (ч)

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать знание у обучающихся о звуке [ч’] и со

зрительным обозначением печатной заглавной и строчной буквы Ч (ч).

2. Научить выполнять звукобуквенный анализ слов с буквой Ч (ч), читать  слоги, слова и предложения с новой буквой.

Предметные:

1. Учиться различать гласные и согласные звуки.

2. Учиться характеризовать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове)

3. Выполнять слого-звуковой анализ слов.

4. Учиться составлять модели слов и предложений.

Развивающие:

1. Развивать умение составлять графическую модель слова с помощью

звукобуквенного анализа.

2. Развивать умения монологической речи посредством построения полного ответа на вопросы

Личностные:

1. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2. Проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изучению русского языка;

2. воспитывать самостоятельность у учащихся

УМК: УМК ««Школа России», Азбука, ч.2, В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова  

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

 

1.Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надия Анировна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Садитесь. Спина прямая, ноги на полу, руки на парте.

-Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме,        порождает атмосферу   доброжелательности         в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку.

- У вас на партах лежат листы оценивания, в течении всего урока, после каждого задания, вы будете отмечать на карточках, то, как вы справились с этим заданием.

Зеленый кружок- все получилось, все понял

Желтый кружок- не все получилось, не все понял

Красный кружок - ничего не получилось, ничего не понял

За

да

ни

е

1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

ИТОГ

 

1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

К:

воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

Р: планировать действия по решению учебной

задачи для получения результата.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Проводит артикуляционную разминку.

-Перед началом работы мы с вами сделаем артикуляционную разминку. Скажите, для чего нам нужна артикуляционная разминка?

Слушайте внимательно, что вам нужно   сделать.

-Улыбнитесь широко-широко, чтобы видно было ваши зубы. Посмотрите, как это делаю я.

-Какие у вас прекрасные улыбки.

-А теперь сверните губы в трубочку. Посмотрите на меня.

-А теперь чередуем улыбку и трубочку.

-Отлично. А теперь поцокаем, как лошадки. Повторяйте за мной! Отлично! Проводит речевую разминку.

-А сейчас мы с вами поиграем и проведем речевую разминку.

- Ба – ба – ба – из окна торчит труба.

Жа – жа- жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – а на улице тепло.

Му – му – му –молоко кому?

Ре-Ре-Ре – метет сор во дворе.

Су-Су-Су- очень холодно в лесу.

Чу-Чу-Чу – молоточком я стучу.

Та-та-та – у нас в классе чистота.

- На доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)

А, О, И, ы,У, Н, С, К, Т, Л,Р,В,Е,П,М,З,Б,Д,Я,Г

- Вспомним с вами, чем отличаются гласные и согласные звуки?

- Назовите гласные, которые мы изучили

- Почему некоторые из них живут в верхней части ленты букв, а другие – в нижней?

- Назовите согласные, которые живут в верхней части ленты букв. Почему некоторые из них живут на верхнем этаже?

- Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже?

- Отлично. Теперь отметьте на листе успеха, то как вы справились с работой

 Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

-Для того, чтобы подготовиться к чтению

Гласные: А,О, И, ы, У, Е, Я

Согласные: Н,С,К,Т,Л,Р,В,П,М,З,Б,Д,Г

- При произнесении согласных встречаются препятствия – губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно.

- А,О, И, Ы, У, Е, Я

- Буквы А,О,У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, И, Е- смягчают

- Нет

- Н,М,Л,Р,Б,В,Г,Д,З. Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат.

- С,К,Т,П. Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже

К: формулиование ответа на вопросы.

Р: проявлять готовность выполнять поручения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Подводит к теме

- Ребята, как вы думаете, мы со всеми буквами и звуками познакомились?

- Для того, чтобы узнать с какой буквой мы познакомимся сегодня, нужно отгадать загадки.

 Пушистая вата плывет куда-то

 Чем вата ниже, тем дождь ближе

Нет ног, а ходят.

Рта нет, а говорят.

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

- Что объединяет все эти отгадки? Кто догадался, с какой буквой мы с вами познакомимся?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Верно. А теперь поставим цели на наш урок.

Познакомиться со звуком … и буквой, которая его обозначает

Отвечают на вопросы учителя

 

- Нет

- Туча

- Часы

- Мяч

- Все отгадки объединяет буква Ч.

- Буква Ч и звук [ч`]

- [ч`]

ПУУД:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи.

РУУД: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества.

КУУД:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесные методы( беседа, рассказ учителя)

Внешний контроль

1. Организовывает работу обучающихся.

- Откройте азбуку на странице 4.

- Прочитайте пословицу, которую вы видите в верхней части страницы.

- Что это означает?

- Мы часто говорим, что нужно хорошо учиться, хорошо работать, чтобы не только чего-то добиться в жизни, но и быть полезным людям, Родине.

-Но постоянно ли человек работает?

- Сколько времени вы находитесь в школе?

- Постоянно ли ваши родители находятся на работе?

- Сутки делятся на рабочее (учебное) время, свободное время и время для сна. Говорят, в часы досуга.

- Что обозначает это слово?

- К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. Как называется устройство, помогающее нам определять время?

-  Теперь отметьте кружочком во втором столбике, то, как вы справились с заданием

- Отлично. Теперь мы можем перейти к следующему этапу нашего урока.

-Чтобы звуком управлять,

О нём всё точно надо знать!

– Произнесите звук [ч'].

– Определите, как проходит воздух через горлышко?

- Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум?

– Как звук произносится: твердо или мягко?

- А можно ли произнести его твёрдо. Давайте попробуем. Звук звучит для нас не совсем привычно. В русском языке слов с твёрдым звуком [ч] нет.

- Дайте короткую характеристику звука [ч'].

- Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква Чч, которая обозначает звук [ч'].

- Хором произнесем название буквы и запомним.

- На что похожа буква Ч?

Да, вы правильно решили:

Ч похожа на четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

-  Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

- Посмотрите на доску. Сейчас проведем небольшое соревнование. В соревновании будут учавствовать 3 команды. 1 ряд -1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд- 3 команда. Вам необходимо с каждого ряда выйти по паре, один из пары должен поставьте в слове гласную букву после ч а или я, у или ю, а другой должен проверить.После того, как пары выполнит работу, идет другая пара.

Ч?сы, туч?, свеч?, куч?., ч?шка, ч?йка, ч?ща, ч?й

Ч?до, ч?дак, ч?лок, ч?чело, ч?жой, ч?лан, ч?деса, ворч?н

- Почему вы написали в пропущенных местах буквы а и у?

- А чтобы проверить правильно ли мы поставили буквы в словах, посмотрите и послушайте сказку.

Жила – была буква Ч. Однажды позвала буква ч поиграть в прятки буквы А Я У Ю. После того, как они посчитались, букве Ч надо быть ведущей. Все буквы разбежались, кто куда и спрятались. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А, У, а Я и Ю все не найдет. Обиженная пошла Ч домой. Проходит Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на качелях. Обиделась на них Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА пишется с А, ЧУ- пишется с У

- Теперь мы должны знать правило

-Найдите правило в азбуке и прочитайте на странице 5

 - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- «Делу время, а потехе-час»

 Ответы детей

- Нет

Ответы детей

-Нет

- Провести свой день с пользой.

- Часы.

- При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.

- При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой.

- Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий.

-Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.)

- Че

- На цифру 4

Часы, туча, свеча, куча,чашка,чайка, чаща, чай

Чудо, чудак, чулок, чучело,чужой,чулан, чудеса, ворчун

Ответы детей

ПУУД:нахождение и чтение информации, представленной разными способами; осуществление и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и  синтез построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности.

КУУД :адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

 Чтение слогов с новой буквой.

– Прочитаем слоги – слияния с новой буквой.

Работаем со схемами в парах.

- На доске вы видите схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками. (2 человека)

– Рассмотрите картинку на с.5. Кто изображён?

- Кого называют часовщиком?

- Часовщик- это мастер по изготовлению и ремонту часов. Когда вы вырастите, то сможете тоже стать часовщиком и чинить часы. В свою очередь, часы бывают разных видов: башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные.

- Прочитайте текст с. 5 и скажите, про какие виды часов написано в тексте и какое правило должны соблюдать все часы?

-Какое особое правило должны соблюдать все часы?

- Подумайте, где мы сможем найти сведения о часах.

- Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

- ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ

-Часовщик

Ответы детей

- башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные,

- Они все должны показывать точное время

- в книгах, энциклопедиях

П : обобщение, вывод, анализ и  синтез.

К: построение монологической речи и диалогических высказываний.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И,П

Словесные методы( инструктаж)

Практические методы( самостоятельная работа)

1. Объявляет самостоятельную работу.

Контролирует выполнение работы.

- Сейчас вам нужно будет самостоятельно

составлять схемы данных слов: часы, туча,чудо

- Посмотрите на слайд и сверьте ваш

ответ, поднимите руку те, у кого ответ сошелся.

- Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

Часы -

Туча -

Чудо -

П: выделение работ,соответствующим критериям; К: построение монологической и диалогических высказываний;

РУУД: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,Г

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

- Откройте учебник на странице 6. В начале страницы вы видите слова. Прочитаем эти слова в парах. Вам необходимо прочитать пары слов друг другу и найти букву, которое меняет слова.

- Какая буква меняет слова?

- Верно. Что необычного произошло со словами?

- Верно. Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.

- А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим?

- Как назвать ласково?

- А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие.

Не колпак, а колпачок

Не куртка, курточка

- Теперь вы приведите свои примеры

- Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием

- Река/речка, рука/ручка, туча/тучка, сестра/сестричка, лиса/ лисичка

- Буква Ч

-Они стали ласковыми

- Маму

- Мамочка

Ответы детей

ПУУД:выделение необходимых данных.

КУУД: построение монологической и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Чему научились….

- Сегодня я узнал…

- Меня удивило…

- Дома я расскажу….

- А теперь на листах успеха оцените свою работу за урок

-Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен

Подводят итоги урока

Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.

- Мы познакомились со звуком [ч`] и буквой Чч

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

К:

аргументированное выражение своего мнения.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте с использованием доски SMART. 1 класс. УМК "Школа России".

Тема урока: "Согласные звуки /р/, /р*/, буквы Р, Р". Азбука, 1 класс. Учебник В. Г. Горецкий и др. Урок построен с использованием доски smart/...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной буквы «я»»( 1 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для организации деятельности учащихся по ознакомлению и формированию навыка каллиграфически правильного письма строчной буквы «я».Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Гг", 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [г], [г`]. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о звуках [г], [г`] 2. Научить дават...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ж", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Письмо заглавной буквы Ж»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной буквы Ю" 1 класс УМК Школа России

Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «Ю» и её элементов.Планируемые результаты:Пре...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ц]. Буква ц» 1 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Хороша потеха, когда много доброго смеха. Звук ц, буква ц» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуке [ц], букве ...