Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Ф Словесные методы (беседа)
| 1.Приветствует учащихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надия Анировна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. - Садитесь. Спина прямая, ноги на полу, руки на парте. -Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. - У вас на партах лежат листы оценивания, в течении всего урока, после каждого задания, вы будете отмечать на карточках, то, как вы справились с этим заданием. Зеленый кружок- все получилось, все понял Желтый кружок- не все получилось, не все понял Красный кружок - ничего не получилось, ничего не понял
| За да ни е 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 | ИТОГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Приветствуют учителя. 2. Организуют своё учебное место. | К: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. |
Презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль
| 1. Проводит артикуляционную разминку.
-Перед началом работы мы с вами сделаем артикуляционную разминку. Скажите, для чего нам нужна артикуляционная разминка? Слушайте внимательно, что вам нужно сделать. -Улыбнитесь широко-широко, чтобы видно было ваши зубы. Посмотрите, как это делаю я. -Какие у вас прекрасные улыбки. -А теперь сверните губы в трубочку. Посмотрите на меня. -А теперь чередуем улыбку и трубочку. -Отлично. А теперь поцокаем, как лошадки. Повторяйте за мной! Отлично! Проводит речевую разминку. -А сейчас мы с вами поиграем и проведем речевую разминку. - Ба – ба – ба – из окна торчит труба. Жа – жа- жа – есть иголки у ежа. Ло-ло-ло – а на улице тепло. Му – му – му –молоко кому? Ре-Ре-Ре – метет сор во дворе. Су-Су-Су- очень холодно в лесу. Чу-Чу-Чу – молоточком я стучу. Та-та-та – у нас в классе чистота. - На доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета) А, О, И, ы,У, Н, С, К, Т, Л,Р,В,Е,П,М,З,Б,Д,Я,Г
- Вспомним с вами, чем отличаются гласные и согласные звуки?
- Назовите гласные, которые мы изучили - Почему некоторые из них живут в верхней части ленты букв, а другие – в нижней?
- Назовите согласные, которые живут в верхней части ленты букв. Почему некоторые из них живут на верхнем этаже? - Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже?
- Отлично. Теперь отметьте на листе успеха, то как вы справились с работой | Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.
-Для того, чтобы подготовиться к чтению
Гласные: А,О, И, ы, У, Е, Я Согласные: Н,С,К,Т,Л,Р,В,П,М,З,Б,Д,Г
- При произнесении согласных встречаются препятствия – губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно. - А,О, И, Ы, У, Е, Я - Буквы А,О,У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, И, Е- смягчают - Нет - Н,М,Л,Р,Б,В,Г,Д,З. Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат. - С,К,Т,П. Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже | К: формулиование ответа на вопросы. Р: проявлять готовность выполнять поручения. |
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль
| Подводит к теме
- Ребята, как вы думаете, мы со всеми буквами и звуками познакомились? - Для того, чтобы узнать с какой буквой мы познакомимся сегодня, нужно отгадать загадки. Пушистая вата плывет куда-то Чем вата ниже, тем дождь ближе
Нет ног, а ходят. Рта нет, а говорят. Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.
Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет. - Что объединяет все эти отгадки? Кто догадался, с какой буквой мы с вами познакомимся? - Сформулируйте тему нашего урока. - Верно. А теперь поставим цели на наш урок. Познакомиться со звуком … и буквой, которая его обозначает
| Отвечают на вопросы учителя - Нет
- Туча
- Часы
- Мяч
- Все отгадки объединяет буква Ч. - Буква Ч и звук [ч`]
- [ч`]
| ПУУД:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи. РУУД: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества. КУУД:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.
| Презентация
|
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Ф, Г Словесные методы( беседа, рассказ учителя) Внешний контроль
| 1. Организовывает работу обучающихся.
- Откройте азбуку на странице 4. - Прочитайте пословицу, которую вы видите в верхней части страницы. - Что это означает? - Мы часто говорим, что нужно хорошо учиться, хорошо работать, чтобы не только чего-то добиться в жизни, но и быть полезным людям, Родине. -Но постоянно ли человек работает? - Сколько времени вы находитесь в школе? - Постоянно ли ваши родители находятся на работе? - Сутки делятся на рабочее (учебное) время, свободное время и время для сна. Говорят, в часы досуга. - Что обозначает это слово? - К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. Как называется устройство, помогающее нам определять время? - Теперь отметьте кружочком во втором столбике, то, как вы справились с заданием - Отлично. Теперь мы можем перейти к следующему этапу нашего урока. -Чтобы звуком управлять, О нём всё точно надо знать! – Произнесите звук [ч']. – Определите, как проходит воздух через горлышко?
- Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум?
– Как звук произносится: твердо или мягко?
- А можно ли произнести его твёрдо. Давайте попробуем. Звук звучит для нас не совсем привычно. В русском языке слов с твёрдым звуком [ч] нет. - Дайте короткую характеристику звука [ч'].
- Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква Чч, которая обозначает звук [ч']. - Хором произнесем название буквы и запомним. - На что похожа буква Ч?
Да, вы правильно решили: Ч похожа на четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием
- Посмотрите на доску. Сейчас проведем небольшое соревнование. В соревновании будут учавствовать 3 команды. 1 ряд -1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд- 3 команда. Вам необходимо с каждого ряда выйти по паре, один из пары должен поставьте в слове гласную букву после ч а или я, у или ю, а другой должен проверить.После того, как пары выполнит работу, идет другая пара. Ч?сы, туч?, свеч?, куч?., ч?шка, ч?йка, ч?ща, ч?й
Ч?до, ч?дак, ч?лок, ч?чело, ч?жой, ч?лан, ч?деса, ворч?н
- Почему вы написали в пропущенных местах буквы а и у? - А чтобы проверить правильно ли мы поставили буквы в словах, посмотрите и послушайте сказку. Жила – была буква Ч. Однажды позвала буква ч поиграть в прятки буквы А Я У Ю. После того, как они посчитались, букве Ч надо быть ведущей. Все буквы разбежались, кто куда и спрятались. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А, У, а Я и Ю все не найдет. Обиженная пошла Ч домой. Проходит Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на качелях. Обиделась на них Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА пишется с А, ЧУ- пишется с У - Теперь мы должны знать правило -Найдите правило в азбуке и прочитайте на странице 5 - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.
- «Делу время, а потехе-час» Ответы детей
- Нет Ответы детей -Нет
- Провести свой день с пользой.
- Часы.
- При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный. - При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой. - Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий.
-Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.)
- Че - На цифру 4
Часы, туча, свеча, куча,чашка,чайка, чаща, чай Чудо, чудак, чулок, чучело,чужой,чулан, чудеса, ворчун
Ответы детей
| ПУУД:нахождение и чтение информации, представленной разными способами; осуществление и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и синтез построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности. КУУД :адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. |
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий |
Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль
| Чтение слогов с новой буквой. – Прочитаем слоги – слияния с новой буквой. Работаем со схемами в парах. - На доске вы видите схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками. (2 человека)
– Рассмотрите картинку на с.5. Кто изображён? - Кого называют часовщиком? - Часовщик- это мастер по изготовлению и ремонту часов. Когда вы вырастите, то сможете тоже стать часовщиком и чинить часы. В свою очередь, часы бывают разных видов: башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные. - Прочитайте текст с. 5 и скажите, про какие виды часов написано в тексте и какое правило должны соблюдать все часы?
-Какое особое правило должны соблюдать все часы?
- Подумайте, где мы сможем найти сведения о часах. - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием |
- ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ
-Часовщик Ответы детей
- башенные, стенные, уличные, вокзальные, корабельные, карманные, наручные, - Они все должны показывать точное время - в книгах, энциклопедиях | П : обобщение, вывод, анализ и синтез. К: построение монологической речи и диалогических высказываний.
|
|
Физкультминутка |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
И,П Словесные методы( инструктаж) Практические методы( самостоятельная работа)
| 1. Объявляет самостоятельную работу. Контролирует выполнение работы. - Сейчас вам нужно будет самостоятельно составлять схемы данных слов: часы, туча,чудо - Посмотрите на слайд и сверьте ваш ответ, поднимите руку те, у кого ответ сошелся.
- Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием |
Часы - Туча - Чудо - | П: выделение работ,соответствующим критериям; К: построение монологической и диалогических высказываний; РУУД: выполнение контроля и оценки работы.
|
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Ф,Г Словесные методы( беседа) Внешний контроль
| - Откройте учебник на странице 6. В начале страницы вы видите слова. Прочитаем эти слова в парах. Вам необходимо прочитать пары слов друг другу и найти букву, которое меняет слова.
- Какая буква меняет слова? - Верно. Что необычного произошло со словами?
- Верно. Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми. - А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? - Как назвать ласково? - А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. Не колпак, а колпачок Не куртка, курточка - Теперь вы приведите свои примеры - Теперь отметьте на листах успеха, то как вы справились с заданием | - Река/речка, рука/ручка, туча/тучка, сестра/сестричка, лиса/ лисичка
- Буква Ч -Они стали ласковыми
- Маму
- Мамочка
Ответы детей | ПУУД:выделение необходимых данных. КУУД: построение монологической и диалогических высказываний. |
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль
| 1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. – Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.
– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? – Чему научились…. - Сегодня я узнал… - Меня удивило… - Дома я расскажу…. - А теперь на листах успеха оцените свою работу за урок -Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен | Подводят итоги урока Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.
- Мы познакомились со звуком [ч`] и буквой Чч | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; К: аргументированное выражение своего мнения. |
Презентация
|