Конспект урока письма по теме «Строчная буква т»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Комлева Татьяна Викторовна

Урок письма, который проводится сразу после урока обучения грамоте, на котором дети выделяли звуки из слов и научились обозначать их буквами Т, т.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока письма  по теме «Строчная буква т»

слов и научились обозначать их буквами Т, т.
Цели:
1. Научить каллиграфически верно писать прописную букву «т». Учить писать слоги-слияния с данной буквой, слова, предложения.
2. Продолжать работу по развитию фонематического слуха детей, памяти внимания, логического мышления.
3. Воспитывать аккуратность, прилежание в работе.
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Методы урока: проблемный, анализа и синтеза, словесно-наглядный
Оборудование: рисунок корзинки, по количеству детей рисунки красных и зелёных яблочек, рисунки 9 осенних листочков, 3 элемента строчной буквы «т» на магнитной основе, изображения 4 гномиков.
Ход урока
1. Организационный момент
На экран проецируется изображение маленького мальчика.


- Сегодня нас один мальчик приглашает на прогулку в осенний сказочный лес.  

- Мы насобираем полную корзинку знаний. Хотите?

2. Повторение
- Ветер вдруг подул! Все дорожки листвой задул.
На экран проецируется анимационная картинка листопада.


-Расчистим тропинки и узнаем по какой пройдём.
(На доске написаны буквы «а, у, н, и, ы». Часть каждой буквы прикрыты осенними листиками)

- Первая тропинка. Какие буквы за листочками?
- Найдите лишнюю. (н)
- Почему? (Все буквы обозначают гласные звуки, а буква н – обозначает согласные звуки)
- Посмотрите на вторую тропинку, узнайте какие буквы спрятались здесь? (с, н, о, к)

- Какая буква лишняя? (о – т.к. она обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки)
- Мальчик нас просит поторопиться и дарит предмет нам в помощь.
- Угадайте.
- Мы ходим ночью, ходим днем.
А всё же с места не сойдём. (часы)

- Какой звук издают часы? (тик-так)
- Скажите отдельно «Тик»
- Послушайте первый звук, произнесите его.
- Какой он? (Согласный)
- Почему?
- Какой ещё этот звук? (Мягкий, глухой, парный)
- Произнесите слово «Так»
- Послушайте первый звук, произнесите его.
- Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой, парный)
- Мы с вами вспомнили многие знания и поэтому можем в корзинку положить яблочко-знание.


3. Определение темы и цели урока
- Звуки обозначаются буквой. Какой? (т)
- Сколько букв «т»? (Четыре.  Две печатные, две письменные)
- Кто догадался какую букву мы будем учиться писать? (т)
- Чему будем учиться? (Будем учиться правильно писать букву т, слоги с этой буквой, слова.)
- Итак, по какой тропинке мы пойдём сегодня? (По тропинке с согласными буквами).

4. Подготовка к письму.
- Разомнём пальчики. В нашем лесу водятся животные.

  (На каждую произнесённую строчку соединяем по очереди пальчики правой и левой руки и обратно)
- Дикие животные

Водятся в лесу.
Здесь увидеть можно
Волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
Прячет всех надёжно
Лесная тишина. (На этих словах прикладываем указательный пальчик к губам)

5. Тренировочное письмо
- На странице 20 в прописи нас ждёт лесная тропинка и мальчик.
- Дайте имя ему. (Тима)
- Почему он с телефоном? (В слове «телефон» первый звук [т′])
- Откуда начнём писать тропинку? (Снизу вверх)
- Как вы узнали? (Стрелочка показала)
- Обратите внимание, что линия вправо наклонена сильнее. Вверху закругляем, касаясь верхней линии, затем наклон с закруглением внизу, касаясь нижней линии.
- Итак, прописываем. (Дети обводят волнистую линию)
- У нас с вами здорово получилось и мы можем добавить яблочко-знание в корзину.

6. Физминутка

- В конце тропинки нас встречает коза. Тося или Зося? (Тося)
- Почему? (Первый звук [т])
(под песенку-потешку «Давай коза попрыгаем» дети выполняют движения)

7. Работа с элементами
- Весёлая коза Тося дарит вам отдельные элементы.

- Сейчас мы пропишем эти элементы. Как?
- Первый – сверху вниз наклонная.
- Второй – снизу вверх с закруглением вверху и наклонная вниз.
- Третий – так же как и второй, только ещё закругление внизу.
- Теперь вы пропишите-обведите эти элементы самостоятельно в строчке. (Дети обводят крупные элементы в прописи)
- И с эти заданием мы справились, и яблочко-знание -  в корзину.

8. Письмо буквы
- Давайте соберём из элементов целую букву.
(Один ребёнок у доски)
- Обратите внимание, что второй элемент начинаем писать по первому, а третий – по второму, чтобы у нас не получилась так

- Правильно собранная буква


- Итак, как правильно писать строчную букву т.
(показ учителя с подробным объяснением)

- Какие могут быть ошибки?

- Тима вам приготовил показ буквы на экране
(Используется диск – электронное приложение к азбуке В.Г. Горецкого)


- Посмотрите внимательно.
- Теперь одновременно с показом на экране попробуем написать букву ручкой в воздухе.
- Подарим Тиме на фартучек целую букву т. (Дети обводят букву «т» на фартучке у мальчика на странице прописи)
- А теперь в сеточке обведите букву «т». (Дети обводят 3 буквы)
- И попробуйте до конца строчки самостоятельно написать букву.
- Подчеркните самую красивую букву, которую вы сами написали.
- И мы ещё заработали яблочко в корзинку.

9. Физминутка для зрения
- Тима нас приглашает на разминку. (физминутка для зрения)

10. Чтение и письмо слогов.


- Лесные гномы прислали письмо или телеграмму? (Телеграмму)
- Почему? (В слове «телеграмма» первый звук)
- Среди слогов спряталось целое слово. Они просят найти его.
- Прочитайте все слоги.

- Какой слог является ещё и словом? (ты)
- Какой слог лишний? (ти)
- Почему? (первый звук мягкий)
- Продолжите слог «та» до целого слова.
- «Ту», «ти», «ты».
- Как писать слог «та». (Показ, дети пишут)
(Аналогичная работа со слогами «ту», «ти», «ты»)

11. Чтение и письмо слов
- Нам встретился сказочный персонаж. Кто это?
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью _____ учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
- Кто это? (кот)


- Прочитайте название животного.
- Найдите в прописи это слово. Как его правильно писать?
(Учитель показывает, дети прописывают)
- А теперь прочитайте это слово справа налево (ток)
- Посмотрите на эти два слова. Чем похожи? Чем отличаются?
- Посмотрите как правильно писать это слово.
(Учитель показывает, дети прописывают)
- Какое ещё слово может получиться, если буквы поменяем местами? (кто)
- Молодцы! И у нас в корзиночке ещё появляется 1 яблочко.

12. Работа с предложением
- Цепочка, по которой ходит кот превратилась в предложение.

- Прочитайте. (А ко..  ..у..  как ..у..!)
- Каких звеньев–букв не хватает? (буквы «т»)
- Если мы допишем букву, что получится, прочитайте. (А кот тут как тут!)
- Допишите недостающие буквы.
- Сколько слов в этом предложении? (5)
- Какой знак в конце предложения? (!)
- Как надо читать?
- Прочитайте.
- Молодцы! Яблочко - в корзинку!

13. Работа со схемой
- А теперь мы будем волшебниками.
- Превратим нашего кота в другое животное, поменяв одну букву. (кит)
- Кто это?

- Чем отличается слово «кит» от слова «кот»?
- Чем похожи?
- Выберите схему для слова «кит»
- Докажите, что именно эта схема подходит к этому слову.
- Раскрасьте схему.
- Допишите до целого слова.
- Какую букву вписали? (т)
- И с этим заданием справились. Получаете яблочко.

14. Итог
- Какую букву мы сегодня учились писать?

15. Рефлексия
- У вас у каждого на партах лежит по одному красному яблочку и одному зелёному яблочку. Сейчас подумайте, если вы считаете, что научились писать строчную букву «т» и собой довольны как вы работали на уроке, то берете красное спелое яблочко и помещаете (приклеиваете)  в нашу корзинку. Если не научились писать букву, то помещаете зелёное яблочко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока письма "Письмо строчной буквы и" по системе Л.Занкова

разработка урока письма в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы и" по системе Л.Занкова...

Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"

Конспект урока обучения письму "Строчная буква т"...

Конспект урока письма Тема: «Строчная буква я»

УМКГармонияТемаСтрочная буква яТип урокаИзучение новогоЦель урокаФормирование навыка письма строчной буквы яЗадачиОбразовательные:1. Сформировать в памяти чёткий образ буквы; отрабатывать начертание б...

Конспект урока "Обучение письму строчной буквы т"

В конспекте урока обучении письму строчной буквы т представлен материал для 1 класса....

Конспект урока письма "Письмо строчной буквы Ж" (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Письмо строчной буквы [ж]»Цель деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ж] и букве [ж], её графическом облике, алгоритме написания и с...

Конспект урока по письму «Строчная буква «ч» 1 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Строчная буква «ч»Цели деятельности учителя: формирование первоначального графического навыка при написании строчной буквы «ч», её соединений с другими буквами в словах.П...