Тема | Знакомство с новой орфограммой. "Парные согласные в конце слова" |
Цели
| Формировать умение находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой. Формировать: – умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты); – умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД); – умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД); – умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД). |
Основные понятия | орфограмма. |
Ресурсы: – основные
– дополнительные |
– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класс общеобразовательной школы. С. 151–153.
– презентация к уроку; – учебник – индивидуальные карточки для работы в группе и для самостоятельной работы., ручки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа. |
Этапы урока | Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – организовать планирование учебной деятельности на уроке.
| Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
Проговорить последовательность действий на уроке. | – Вспомним правила поведения на уроке.
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
– Вы видите, что парты сегодня стоят необычно. – Значит, как сегодня нам предстоит работать? – Давайте вспомним правила работы в группе. (слайд 3)
– А руководители будут следить за выполнением этих правил. Примечание: руководители групп выбираются членами группы (или назначаются учителем) до урока.
– Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». (Слайд 4) – Значит, …
– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? (Слайд 5) | – На уроке будь внимательным. Будь послушным и старательным… Слайд 2. – Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.
– В группе.
– Говори вежливо. – Называй собеседника по имени. – Говори внятно, понятно. – Слушай внимательно собеседника. – Если не понял, переспроси.
Читают девиз урока.
– Значит, мы открываем что-то новое. – Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. |
| Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
II. Актуализация знаний (3 мин.). Цель: организовать актуализацию умений выполнять звуко-буквенный анализ слова. | Вспоминаем то, что важно на уроке
С. 151, упр. 236. Проверка д/з.
| В алфавите пары есть Их у нас всего лишь 6. Верхний ряд всегда звенит. Нижний - тихо говорит. (слайд 6)
– Как вы записали слова звуками? Проверьте. (Слайд 8). – Сравните запись слова буквами и по звукам. – В каких случаях вы обнаружили несоответствие? – Почему? – С какими звуками произошли изменения (звонкими или с глухими согласными)? – Со всеми ли звонкими согласными? – Какой можно сделать вывод? – Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются (заменяются парными глухими согласными).
| Вспоминают парные согласные буквы и называют их пары. (Слайд7)
Проверяют написание в тетрадях (д/з).
хлеб, глаз, год, уж
– Стоят на конце слова. – Со звонкими согласными.
– Нет, только с парными. С непарными не произошли изменения. – Звонкие парные согласные на конце слов заменяются глухими. |
Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова. | Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (2 мин.). Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.
| Слайд 9. арбуз ананас Записать слова.
Определить основной вопрос урока. | – Запишите слова на листочке. Примечание: учитель просит двух человек показать свои записи, чтобы было разное написание букв на конце. – Задание было одно? – А выполнили его все одинаково? – Какой возникает вопрос? Слайд 10. Фиксирует основной вопрос на доске. | Записывают слова в тетрадь. Возможное написание слов: Арбус – арбуз
– Да. – Нет.
Например: Какой буквой обозначить парный согласный на конце слова? |
| Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
|
IV. Формулирование темы, целей урока (2 мин.). Цели: – организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.
| Сформулировать тему, цель урока. ЦЕЛИ: (Слайд12) – Я узнаю … – Я научусь … – Я сумею … – Да, мы узнаем правила проверки парных согласных, научимся находить слова с парными согласными, сумеем их проверять и правильно писать
| – Значит, какая тема урока сегодня? Уточняет тему урока. Слайд 11 - Парная согласная на конце слова - это тоже орфограмма. - Послушайте, какой спор произошел однажды в королевстве Азбуковедения между глухими и звонкими согласными. Звонкие согласные звуки твердили: «В таких словах, как арбуз и ананас нужно писать на конце букву звонкого согласного звука». - «Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, потому что звучат глухие звуки», - говорили парные глухие согласные. Они не унимались, потому что хотели взять власть в свои руки. - Давайте поможем парным согласным, решить спор. (Размышления учащихся). – Что нам поможет найти ответ на наш вопрос? Выводит на постановку цели: – Что нам помогает написать безударную гласную в корне? – Значит, какие задачи перед собой ставим?
| Пробуют формулировать тему урока. Например, «Обозначение буквой парного согласного звука на конце слов». Выдвигают версии.
– Проверочное слово.
– Найти проверочное слово.
|
| Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |
V. Открытие нового знания (15 мин.). Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы, используя подводящий от проблемы диалог. | Проговаривать последовательность действий на уроке
Подобрать проверочные слова, объяснить свой выбор.
С. 152–153. | – Какой наш следующий шаг? Слайд 13. – Попробуйте в группе подобрать проверочные слова к словам арбуз и ананас и объяснить, почему именно эти слова будут проверочными. Определите, какую букву нужно писать на конце слов. – Прошу по одному представителю от каждой группы представить свои результаты. !!! В проверочном слове после согласного должен быть гласный.
Подводит к обобщению способов проверки: – Арбузы – арбуз. – Чем различаются слова? – Значит, какой один способ подбора проверочного слова?
– Арбуз-арбузик. – Чем похожи слова? – Как называются эти слова? – Значит, какой второй способ подбора проверочного слова? – Сверим свой вывод с авторским. – Какие способы мы верно предложили? – Какой способ нам ещё автор предлагает? – Какое новое знание мы открыли сегодня? Слайд 14 Обращает внимание на графическое обозначение орфограммы. | – Открываем новое знание.
Групповая работа (2 мин.).
Представляют результаты (выбирает руководитель одного представителя).
– Множественное и единственное число. – Изменить единственное число на множественное.
– Общий корень. – Однокоренные. – Подбор однокоренного слова.
– Подбор однокоренных слов, изменение числа. – Подставить слово нет.
– Способы подбора проверочных слов, чтобы правильно написать букву согласного в конце слова. | Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова. | Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию (регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе, выполнять разные роли в группе (коммуникативные УУД). |
VI. Применение нового знания (10 мин.). Цели: – организовать применение новых знаний; – организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.
| Проговорить последовательность действий на уроке. Подобрать проверочное слово. С. 153 (в учебнике).
Самопроверка, исправление ошибок.
Самооценка по алгоритму.
Дополнительный материал для сильных учащихся | – Какой наш следующий шаг?
– Подберите проверочное слово любым способом, вставьте пропущенную букву на конце слова. Если будут затруднения, обратитесь за помощью к членам своей группы. Фронтальная проверка (+ назвать разные способы подбора проверочных слов). Слайд 15
– По алгоритму оцените свою работу. Слайд 16. На индивидуальных карточках с двух сторон задания. Выберите одно себе по силам и в карточке выполните.
1 вариант. Прочитай. Исправь ошибки. Ночью был сильный морос. Выпал мягкий снек. Красиф зимний нарят. | 2 вариант. Вставь пропущенные буквы. Улетели птицы на ю.. . Ду.. скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел. |
| – Применяем новое знание.
Самостоятельно выполняют задание (5 мин.), пользуются помощью членов группы.
Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.
Пять человек вслух проговаривают алгоритм, остальные самостоятельно ставят себе отметку. |
Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова. | Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Зафиксировать новое содержание урока.
Рефлексия. | – С какой новой орфограммой познакомились? – Какое новое знание открыли? – Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. Слайд 14
| – Буква согласного на конце слова. – Способы проверки согласного на конце слова. Пример. Я знаю три способа проверки парного согласного на конце слов. |
| Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
VIII. Д/з (2 мин.). Цель: – организовать выполнение домашнего задания. | С. 155, упр. 242.
| Организует выполнение д/з. Даёт инструкцию по выполнению и оформлению. | Читают задание, слушают инструктаж по выполнению.
| Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова. | Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |