Урок русского языка «Имя прилагательное: роль в речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка
«Имя прилагательное: роль в речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Имя прилагательное: роль в речи»
Цели урока:
Обучающие: обучение наглядно-образному представлению различными средствами о роли имени прилагательного в речи; пробуждать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; актуализировать знания о грамматических признаках имени прилагательного; совершенствовать умения правописания (слова с непроверяемыми написаниями, безударными гласными в корне слова).
Развивающие: развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Пробуждение фантазии, стимулирование развития воображения на основе приема оживления.
Воспитательные: формирование культуры общения; развивать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
Средства обучения: зрительные опоры, иллюстративный и демонстрационный материал, тематические словари «Части речи», проектор и экран для презентации к уроку.
Тип урока – урок введения нового знания.
Ход урока.
- Организационный момент (8 мин.)
Нотка настроения.
Давайте почувствуем тепло человеческих рук, пожелаем успеха друг другу. Волшебная школа вновь распахнула двери… Скажите, пожалуйста, какой у нас урок? Нас всех объединяет чудо языка. Итак, урок родного языка, родной речи. Мы говорим для того, чтобы нас слышали, понимали. А в этом и заключается счастье общения. Слайд 1
Звучат колокола. Слайд 2
Чем откликается память в нашем сердце, когда мы слышим эти божественные звуки?
Учитель торжественно читает стихотворение, дети договаривают.
Отчего мы любим все Родину – Россию?
Потому что нет нигде Родины красивей!
Потому что нет нигде лучше наших пашен,
Лучше наших синих рек и полянок наших!
Велика Россия, и в каждом уголке слышишь родную русскую речь.
Давным-давно на берегах поселились люди. Они были высокие, голубоглазые, светловолосые. И называли их россами. Слайд3
Русская красавица: «А сама-то величава, выступает будто пава, а как речь-то говорит, будто реченька журчит…»
Добрый молодец сдержан, немногословен, серьезен. Стыдно было услышать: «Мелет с утра и до вечера, только слушать нечего…»
А как называется наша страна? (Россия, Родина, Отчизна, Отечество, Русь-матушка святая богатырская)
Чудеснее слова ничего не найти. За словами твоими как по следу иду и в голову к мыслям твоим попаду. Именно слово лучше всего помогает выразить свои мысли и чувства. Я приглашаю вас в маленькую волшебную страну «Царство грамотной речи».
(У учителя на голове корона Феи, звучит запись песни Н.Королевой «Маленькая страна»). На доске открывается уголок природы: речка, березка, солнце, цветы и т.д. все выполнено в сером контуре (мир бесцветный).
Я, добрая Фея, повелительница удивительной страны. Прекрасна эта страна. Пуще всего я люблю жителей этой страны – Словиков! Каждое утро я обхожу свое царство, поливаю их розовой водой рассвета, нежно касаюсь их рукой и ласково разговариваю. Ведь я не хочу, чтобы мои Словики выросли злыми и колючими.
А что кажется вам странным в моей стране? (Мир бесцветный, он – предметный)
Какая часть речи несет в себе названия предметов? (Имя существительное)
Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имени существительного.
Назовите имена существительные в моей замечательной стране. (Солнце, река, трава, цветок, олененок, радуга)
Давайте совершим вместе волшебство: пусть мир заиграет красками, станет живым, прекрасным!
2. Этап постановки учебной задачи (5 мин.)
А для этого представим, что наша речь – ручеек (рисунок ручейка с личиком и венком на голове), ручеек живет, журчит и радуется. Слово как капелька. Каждое слово имеет свои одежды.
Вспомним свойства нашей речи. Какой должна быть наша речь? (Правильной, чистой, выразительной)
- Какие слова помогают предметный мир увидеть многоцветным и живым?
Подбор языкового материала.
Я буду показывать изображение предмета, а вы сделайте его ярким, цветным, выразительным при помощи слова. (Учитель снимает серый контур с каждого предмета, а под контурами – цветок живой, с глазками, радуга – семицветная, трава изумрудная, березка плакучая, солнце яркое, росинка алмазная).
- Что вы будете делать? Какие слова подбирать? (В этом нам помогут словики, позволяющие предметный мир увидеть многоцветным и живым, словики, называющие признаки предметов – имена прилагательные).
Словосочетания помещены на подвижных опорах: от имени существительного «протягивается» ручка к имени прилагательному, делаем вывод о согласовании имени прилагательного с именем существительным.
- У нас получилось раскрасить мир, представленный на слайде? Благодаря чему?
- Сформулируйте тему нашего урока, что будет предметом сегодняшнего разговора? (Роль имени прилагательного в речи)
- Сформулируйте цель урока, начните словами «Использовать имя прилагательное в речи нужно, для того чтобы…»
Физминутка: учитель называет им.сущ. и им.прил., дети показывают им.сущ. большим пальцем, им.прил. «тюльпан» ладонями. (2 мин.)
Ах, какое удивительное имя существительное!
Ах, какое замечательное имя прилагательное!
3. Выполнение учебно-практических задач
Подбор и анализ языкового материала. Работа в группах (10 мин.)
Упр. 320 на с. 82
Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные.
Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес,
Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,
Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студёный серебристою струёй.
Скоро тёплый ветер юга всё пробудит ото сна,
Скоро степи запестреют, скоро светлая весна! (И.Бунин)
Проверка работы групп
- Кто прав? Как определить имя прилагательное в тексте?
Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в тексте? (Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет)
Совершенствование правописных умений. Формирование орфографической зоркости.
Откройте тетради, положите ладонь на лист, почувствуйте нежность и чистоту. Письмо наше красивое, грамотное. Чтоб ошибок избегать, будем зоркость развивать.
- Перечислите последовательность ваших действий по предупреждению ошибок. Сравните со слайдом 4. Перед детьми схема формирования навыка грамотного письма.
Зрительно-предупредительный диктант (с постукиванием в ошибкоопасных местах, обозначение орфограмм). (8 мин.)
с.76, упр.307
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых роз нетерпеливо ждёт. (А.К. Толстой)
Взаимопроверка по слайду 5 с обозначением орфограмм.
Словарная работа (в парах) – (5 мин.)
Составьте текст из 3 предложений, в которые включить слова со слайда, при этом распространите предложенные имена существительные 1-2 прилагательными: Родина, Россия, Отчизна, Отечество, класс, русский язык, Кузбасс, Новокузнецк - слайд 6
Проверка работы в парах (На слайде 7 критерии для оценки задания)
V. Домашнее задание (3 мин.)
С.81, упр.318.; задание по желанию учащихся – подобрать как можно больше прилагательных к слову «снег».
VI. Итог урока. (4 мин.)
Оцените свою работу на уроке:
Чему научились на уроке?
Что получалось на уроке?
Над чем еще надо поработать?
Зачем именно вам надо знать о роли имени прилагательного в речи?
На фоне мелодии «С чего начинается Родина?», учащимся демонстрируются иллюстрации, рисунки, фотографии на тему «Моя Родина» (Слайд 8), учитель проникновенно читает:
Что такое Родина, все ребята знают:
Это мир прекрасный, добрый и большой.
Самая любимая ты – страна родная!
Нет другой на свете Родины такой!
В сердце ты у каждого Родина – Россия!
Белые березки, колос налитой.
Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой!
Я хочу, чтобы вы всем сердцем влюбились в эту Землю. Мы – россы, мы – русские, наш родной язык – русский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.
Это урок объяснения нового материала. Цель которого познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;вос...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.
Цели:Образовательные – усовершенствование знаний учащихся об имени прилагательном как части речи: обобщённом лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и ...
Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...
Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").
Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...