Урок русского языка «Имя прилагательное: роль в речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Жилина Инесса Александровна

Урок русского языка

«Имя прилагательное: роль в речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

«Имя прилагательное: роль в речи»

Цели урока:

Обучающие:  обучение наглядно-образному представлению различными средствами о роли имени прилагательного в речи; пробуждать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; актуализировать знания о грамматических признаках имени прилагательного; совершенствовать умения правописания (слова с непроверяемыми написаниями, безударными гласными в корне слова).

Развивающие: развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Пробуждение фантазии, стимулирование развития воображения на основе приема оживления.

Воспитательные: формирование культуры общения; развивать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

Средства обучения: зрительные опоры, иллюстративный и демонстрационный материал, тематические словари «Части речи», проектор и экран для презентации к уроку.

Тип урока – урок введения нового знания.

Ход урока.

  1. Организационный момент (8 мин.)

Нотка настроения.

Давайте почувствуем тепло человеческих рук, пожелаем успеха друг другу.  Волшебная школа вновь распахнула двери… Скажите, пожалуйста, какой у нас урок?   Нас всех объединяет чудо языка. Итак, урок родного языка, родной речи. Мы говорим для того, чтобы нас слышали, понимали. А в этом и заключается счастье общения. Слайд 1

Звучат колокола. Слайд 2

Чем откликается память в нашем сердце, когда мы слышим эти божественные звуки?

Учитель торжественно читает стихотворение, дети договаривают.

Отчего мы любим все Родину – Россию?

Потому что нет нигде Родины красивей!

Потому что нет нигде лучше наших пашен,

Лучше наших синих рек и полянок наших!

Велика Россия, и в каждом уголке слышишь родную русскую речь.

Давным-давно на берегах поселились люди. Они были высокие, голубоглазые, светловолосые. И называли их россами. Слайд3

Русская красавица: «А сама-то величава, выступает будто пава, а как речь-то говорит, будто реченька журчит…»

Добрый молодец сдержан, немногословен, серьезен. Стыдно было услышать: «Мелет с утра и до вечера, только слушать нечего…»

А как называется наша страна? (Россия, Родина, Отчизна, Отечество, Русь-матушка святая богатырская)

Чудеснее слова ничего не найти. За словами твоими как по следу иду и в голову к мыслям твоим попаду. Именно слово лучше всего помогает выразить свои мысли и чувства. Я приглашаю вас в маленькую волшебную страну «Царство грамотной речи».

(У учителя на голове корона Феи, звучит запись песни Н.Королевой «Маленькая страна»). На доске открывается уголок природы: речка, березка, солнце, цветы и т.д. все выполнено в сером контуре (мир бесцветный).

Я, добрая Фея, повелительница удивительной страны. Прекрасна эта страна. Пуще всего я люблю жителей этой страны – Словиков! Каждое утро я обхожу свое царство, поливаю их розовой водой рассвета, нежно касаюсь их рукой и ласково разговариваю. Ведь я не хочу, чтобы мои Словики выросли злыми и колючими.

А что кажется вам странным в моей стране? (Мир бесцветный, он – предметный)

Какая часть речи несет в себе названия предметов? (Имя существительное)

Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имени существительного.

Назовите имена существительные в моей замечательной стране. (Солнце, река, трава, цветок, олененок, радуга)

Давайте совершим вместе волшебство: пусть мир заиграет красками, станет живым, прекрасным!

2. Этап постановки учебной задачи (5 мин.)

А для этого представим, что наша речь – ручеек (рисунок ручейка с личиком и венком на голове), ручеек живет, журчит и радуется. Слово как капелька. Каждое слово имеет свои одежды.

Вспомним свойства нашей речи. Какой должна быть наша речь? (Правильной, чистой, выразительной)

- Какие слова помогают предметный мир увидеть многоцветным и живым?

Подбор языкового материала.

Я буду показывать изображение предмета, а вы сделайте его ярким, цветным, выразительным при помощи слова. (Учитель снимает серый контур с каждого предмета, а под контурами – цветок живой, с глазками, радуга – семицветная, трава изумрудная, березка плакучая, солнце яркое, росинка алмазная).

- Что вы будете делать? Какие слова подбирать? (В этом нам помогут словики, позволяющие предметный мир увидеть многоцветным и живым, словики, называющие признаки предметов  – имена прилагательные).

Словосочетания помещены на подвижных опорах: от имени существительного «протягивается» ручка к имени прилагательному, делаем вывод о согласовании имени прилагательного с именем существительным.

- У нас получилось раскрасить мир, представленный на слайде? Благодаря чему?

- Сформулируйте тему нашего урока, что будет предметом сегодняшнего разговора? (Роль имени прилагательного в речи)

- Сформулируйте цель урока, начните словами «Использовать имя прилагательное в речи нужно, для того чтобы…»

Физминутка: учитель называет им.сущ. и им.прил., дети показывают им.сущ. большим пальцем, им.прил. «тюльпан» ладонями. (2 мин.)

Ах, какое удивительное имя существительное!

Ах, какое замечательное имя прилагательное!

3. Выполнение учебно-практических задач

Подбор и анализ языкового материала. Работа в группах  (10 мин.)

 Упр. 320 на с. 82

Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные.

Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес,

Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студёный серебристою струёй.

Скоро тёплый ветер юга всё пробудит ото сна,

Скоро степи запестреют, скоро светлая весна!  (И.Бунин)

Проверка работы групп

- Кто прав? Как определить имя прилагательное в тексте?

Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в тексте? (Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет)

Совершенствование правописных умений. Формирование орфографической зоркости.

Откройте тетради, положите ладонь на лист, почувствуйте нежность и чистоту.  Письмо наше красивое, грамотное. Чтоб ошибок избегать, будем зоркость развивать.

- Перечислите последовательность ваших действий по  предупреждению ошибок.  Сравните со слайдом 4. Перед детьми схема формирования навыка грамотного письма.

Зрительно-предупредительный диктант (с постукиванием в ошибкоопасных местах, обозначение орфограмм). (8 мин.)

с.76, упр.307

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых роз нетерпеливо ждёт.    (А.К. Толстой)

Взаимопроверка по слайду 5 с обозначением орфограмм.

Словарная работа (в парах) – (5 мин.)

Составьте текст из 3 предложений, в которые включить слова со слайда, при этом распространите предложенные имена существительные 1-2 прилагательными: Родина, Россия, Отчизна, Отечество, класс, русский язык, Кузбасс, Новокузнецк - слайд 6

Проверка работы в парах (На слайде 7  критерии для оценки задания)

V. Домашнее задание (3 мин.)

С.81, упр.318.; задание по желанию учащихся – подобрать как можно больше прилагательных к слову «снег».

VI. Итог урока.  (4 мин.)

Оцените свою работу на уроке:

Чему научились на уроке?

Что получалось на уроке?

Над чем еще надо поработать?

Зачем именно вам надо знать о роли имени прилагательного в речи?

На фоне мелодии «С чего начинается Родина?»,  учащимся демонстрируются иллюстрации, рисунки, фотографии на тему «Моя Родина» (Слайд 8), учитель проникновенно читает:

Что такое Родина, все ребята знают:

Это мир прекрасный, добрый и большой.

Самая любимая ты – страна родная!

Нет другой на свете Родины такой!

В сердце ты у каждого Родина – Россия!

Белые березки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой!

Я хочу, чтобы вы всем сердцем влюбились в эту Землю. Мы – россы, мы – русские, наш родной язык – русский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

Это урок объяснения нового материала. Цель которого познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;вос...

Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

Цели:Образовательные – усовершенствование знаний учащихся об имени прилагательном как части речи: обобщённом лексическом значении прилагательных, их  изменении  по родам, числам и ...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...