Развитие устной и письменной связной речи младших школьников
материал (2 класс)

Тема самообразования «Развитие устной и письменной связной речи младших школьников» для грамотного, логически оформленного выражения мыслей в связном высказывании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Тема самообразования

«Развитие устной и письменной связной речи младших школьников» для грамотного, логически оформленного выражения мыслей в связном высказывании.

1.Введение.

        Главная цель работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей хорошо и правильно  выражать свои мысли в связном высказывании.

От успешности развития речи младших школьников зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Поэтому я работаю над темой «Развитие устной и письменной связной речи младших школьников»

 Обследуя речь детей, поступивших в первый класс, пришла к совсем неутешительным выводам. Почти у 80% детей бедный словарь, бедна грамматическая сфера. Дети затруднялись в составлении рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке. Крайне мало прилагательных, почти нет наречий и других частей речи.

Совместно с родителями провожу  планомерную  работу по расширению словарного запаса учащихся, по развитию связной речи,  через художественные произведения прививаем любовь к родному языку.

      Основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках ознакомления с окружающим миром, математики, рисования.

 Усвоение основ выразительности устной речи учащихся рассматриваются в нескольких направлениях:

  1.Техника речи:

а) система упражнений на правильное овладение дыханием, голосом, дикцией;

б) формирование умения владеть голосом при чтении, рассказывании, пересказах;

в) разметка текста – с точки зрения выражения компонентов интонации с последующим выразительным его прочтении

2. Актерское мастерство:

а) умение владеть мимикой, жестами;

б) умение владеть голосом;

в) умение сопереживать

 3.Речевые навыки:

а) овладение орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами;

б) выбор языковых средств, соответствующих определенному языковому стилю.

  Все эти направления работы взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга.

    Письменная речь требует, от разговорной, большей заботы о  ее связности, адекватного отбора средств связи между предложениями текста. Особого внимания требует ознакомление со средствами соединения предложений в тексте. Учащиеся наблюдают над смысловым единством и последовательностью предложений  текста, выделяют средства связи между частями и предложениями и упражняются в использовании различных лексических средств связи. Кроме этого, важную роль в обеспечении связности текста играет в письменной речи порядок слов в предложении.  

Работа  над  развитием устной  и  письменной связной  речи  учащихся составляет  единую систему. В которой  учащиеся  овладевают  знаниями  и умениями,  последовательно продвигаясь  от  простейших  знаний  к  более сложным,  устанавливая  связи  между  ними.

Тематическое планирование осуществляется поэтапно.

I этап.  Речь. Предложение. Слово. (22ч.)

                                1 класс.

1.Составление устных рассказов.

2. Рассказывание сказок

3. Составление предложений.

4.Письмо слов и предложений.

II  этап. Речь. Текст. Предложение. (26ч.)

  1. класс.

 1. Работа над пересказом.

 2. Работа над выразительным чтением.

 3. Составление и запись предложений, объединённых общей темой.

  4. Сочинение рассказа по картинке и плану.

  5. Изложение текста по вопросам.

  III  этап. Текст и предложение. (35ч.)

                                3 класс

1. Составление и запись предложений, различных по цели высказывания и   интонации.

2. Знакомство с особенностями повествовательного текста.

3.Письмо обучающих изложений

4.Работа над пересказом текстов различных жанров.

I 4 этап. Слово. Предложение. Текст.(54ч.)

                                4 класс

1. Составление и запись предложений с однородными членами.

2. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

3. Сочинение по картине, по наблюдениям.

4. Пересказ текстов разных тематик и жанров.

 2 .Развитие устной и письменной речи младших школьников.

1.Особенности работы с первоклассниками.

Учебным планом четырехлетней начальной школы в первом классе вместе с обучением чтению и письму выделено развитие речи. На страницах «Букваря» М. С. Соловейчик  находятся иллюстрации, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, по которым учащиеся составляют устные рассказы. ( Картинки  с букваря)

  Учителю важно научить первоклассников  связно рассказывать об увиденном  и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с  достаточной полнотой и законченностью, приучать рассказывать не торопясь, помогать находить учащимся нужные слова и выражения, развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.  

В методике развития речи существуют рассказы различных видов:

1.фактические рассказы;

2.творческие рассказы.

По форме рассказы делятся  на описательные и сюжетные. Выбор зависит от стоящих задач, от степени подготовленности  детей, от  уровня их активности, самостоятельности и т.д.  Я применяла рассказы по картинке, беседу по картинке, рассказы с использованием предметов, пересказ художественных произведений, рассказы из личного опыта, творческий рассказ.

Каждый день на уроках использовала комплекс фонетических и артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки

Вот некоторые из них:

По слоговой таблице провожу разные виды работ.

1.Отчетливо произноси слоги

( тихо - чуть громче – громко – вполголоса – тихо)

ла – ло – ли – лу – лы – ле – ля – ле – лю

2.Отчетливо и быстро читай слоги

на - но – ни – ну – ны – не – ня – не – ню

са – со – си – су – сы – су – ся – се – сю

3.Доскажи строку

ла – ла – ла – на улице жара

лу – лу – лу –стол стоит в углу

 Для развития голосового аппарата, темпа речи в качестве тренировочных упражнений  использовала  чистоговорки  и скороговорки.

Чистоговорки.

1.Ча – ча – ча – нет зеленого мяча.

Са – са – са – к нам летит оса.

Сы  - сы – сы – у осы усы.

Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.

Жа – жа –жа – я нашел ежа.

Скороговорки.

Оса боса и без пояса.

Из – под  топота  копыт  пыль по полю летит.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

По выработке дикции хорошим материалом являются небольшие стихотворения, загадки.

1.Правильно произноси звуки.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

2.Загадай загадку соседу.

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?  (цыпленок)

3.Отгадай загадку. Сколько слов с буквой ж встретилось?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе – кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Особое внимание на уроках уделялось развитию мелкой моторки рук.

4.Пальчиковые игры.

Овощи для щей.

Чищу овощи для щей.                          Вертикальные движения руками,

Сколько нужно овощей?                     «отряхивание от земли».

Три картошки,                                     Загибание 3 пальцев на левой руке.

Две морковки,                                      Еще 2 пальца.

Луку полторы головки,                       Загибание на правой руке.

Да петрушки корешок,                        Еще 1 палец.

Да капустный кочешок.                      Еще 1 палец.

Утро.

Просыпайся!                                        - Просыпаюсь!  (потягивание)

Поднимайся!                                        - Поднимаюсь!  (прыжок)

Умывайся!                                            - Умываюсь! (показ)

Обливайся!                                           - Обливаюсь!

Вытирайся!                                          - Вытираюсь!

Одевайся!                                            - Одеваюсь!

Собирайся!                                          - Собираюсь!

И прощайся!

     На первоначальном обучении словам отрабатываются навыки слогового анализа, потому что слог – ключ к чтению. В период изучения слова как единицы языка формируется понятия: «слово», «звук», «ударение».

В этом помогают игры и упражнения:

  1. «Доскажи словечко»

ру

ут             ки

ко

  1. «Образуй новые слова»

                        утки

   ш                  пион

                       топка

  1. «Замени первый звук»

мыло        (шило)

зуб            (дуб)

губы         (зубы)

рот            (кот)

  1. «Буква потерялась»

ли, л то, с ло, л с.

  1. Из данных букв составьте и запишите слова.

р  и  у  р  о  т  к  о  с  н

    Ведущим направлением в развитии речи учащихся является словарная работа. Обогащение словарного запаса детей происходило в систематической словообразовательной работе.

  1. «Большие и маленькие». Составить пары слов.
  2. Кот – котенок                    кит - _____________

Утка - _______                  курица - __________

  1. «Наоборот». Подобрать слова с противоположным значением.

близкий –

сладкий –

добрый –

  1. «Соедини пары» Подобрать пары слов близких по значению.

Малыш, метель, ребенок, вьюга.

    Уроки чтения и письма в период обучения грамоте неразрывно связаны, поэтому письменные упражнения являются первоначальной ступенькой по развитию самостоятельной, творческой мыслящей личности. Для развития познавательной деятельности использовались следующие виды письменных упражнений:

1.списывание по образцу;

2.списывание с печатного текста;

3.самостоятельная запись названия предмета, изображенного на картинке;

4.письмо под диктовку;

5.сочинение отдельных предложений;

6.сочинение предложений, связанных общей темой.

3. Работа с текстом во втором, третьем  классе.

     Во втором, третьем  классе при работе по учебникам О. В.Кубасовой "Любимые страницы" и "К тайнам нашего языка" М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко подбирала различные способы работы с текстом:

Виды  работ  с  текстом.

1. чтение всего текста;

2. пересказывание  текста; 

3. чтение учащихся нового текста, заранее подготовленного дома;

4.чтение цепочкой по предложению, по абзацу;

5. чтение в полголоса;

6. нахождение отрывка к рисунку;

7.ответы на вопросы;

8.нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы;

9.чтение самого интересного отрывка с интонацией;

10. чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено;

11. нахождение предложений, которые стали поговорками;

12. беседа с сопровождением выборочного текста;

13. чтение о том, чем понравилось произведение;

14. чтение по ролям;

15. нахождение предложения, отрывка,  который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, строго и т. д . ;

16. нахождение и чтение образных слов и описаний;

17. нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;

18. кто быстрее найдет в тексте слово на заданное правило;

19. деление текста на смысловые части;

20. краткий пересказ по смысловым частям;

21. составление  плана текста;

22. пересказ по плану;

23. словарная работа над трудными словами;

24. чтение, пометка непонятных слов;

25. комбинированное  чтение;

26. выборочное чтение по иллюстрациям;

27.  конкурсное чтение.    

  Особое место в развитии речи второклассников занимает пересказ. На данный момент важно организовать работу по следующей системе: чтение, словарная работа, анализ содержания и языка произведения, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей, определение важных словесных выражений и образов каждой части, составление плана к пересказу, пересказ.

Успешно овладев умением пересказывать текст, учащиеся переходят к работам высшего порядка - письменным изложениям прочитанного. Для  своего  класса я подобрала несколько видов работ такого рода:

  1. изложение  текста  при  помощи вопросов;
  2. изложение прочитанного без вопросов с постепенным сокращением содержания:

а) подробное изложение;

б) сокращенное изложение;

в) краткое изложение.

   3. составление  плана текста и изложение содержания по плану;

  4.извлечение  из текста ответов на вопросы.

       

Использую в процессе обучения памятки.

                                                          Памятка

                                       «Учись читать правильно».

1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3.При чтении будь внимательным к каждому слову.

4.Старайся понять, о чем читаешь.

5.Читай ежедневно вслух и про себя.

                                                   Памятка

«Как подготовиться к выразительному чтению?»

1.Читай текст внимательно.

2.Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживание героев, автора.

3.Определи свое отношение к событиям.

4.Мысленно представь себе их.

5.Продумай и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, поставь логические ударения.

6.Прочитай  текст  для себя вслух.

7.Прочитай текст выразительно.                 

                                Составить план рассказа.

1.Прочитать рассказ (наметить его части).

2.Разделить рассказ на части (одна часть отличается от другой содержанием).

3.Прочитать первую часть, выделяя в ней главное.

4.Озаглавь эту часть (выразить это главное одним словом или       предложением).

5.Ту же работу (пункты 3 и 4) проделать по другим частям.

6.Провести  самопроверку  (прочитать план  в целом и решить, отражает ли он главное  и поможет ли вспомнить содержание текста). Просмотреть  для этого  рассказ  еще раз.

                      Составить краткий пересказ по плану.

1.Разделить рассказ на части.

2.Перечитать рассказ по частям, составить мысленно картины по его содержанию.

3.В  каждой части рассказа выделить важные мысли (2- 3 предложения)

 4.Пересказать каждую  часть по плану. (при затруднении можно  

 заглядывать в книгу)

                            Прочитать и ответить на вопросы.

1.Прочитать вопросы.

2.Прочитать рассказ.

3.Найди ответы на каждый вопрос в тексте.

4.Проверь себя (ответить про себя на все вопросы, не глядя в текст).

     Проблему развития речи на уроке чтения мне помогает использование групповых форм работы. Использовала данную форму работы при обучении первоклассников  ( второе полугодие ) связному пересказу прочитанного.

      Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в парах постоянного состава. При этом, если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть читает первый ученик, вторую часть другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди (происходит диалог со сменой опрашивающего и отвечающего). На эту работу отводится от двух до четырех минут, что приучает детей не отвлекаться, работать над техникой чтения. По окончании задаю вопрос:

- Кто  хочет сказать доброе слово об ответе товарища? (читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок, отвечал точно без ошибок)

- А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?

  Знакомство новым произведением.

 Ставлю перед ребятами цель: научиться пересказывать данное произведение. Для удобства делю текст на четыре части и составляю план, который помещен на доске. Открыв план я предлагаю определить границы каждой части которые они помечают в книге простым карандашом. Обсуждение ведется коллективно. Дети сидят группами по четыре человека: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. Время уходит до десяти минут. Важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. Дома:  научиться пересказывать целое произведение.

  Готовясь к урокам, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно творчески мыслил в течение всего урока. Со второго класса приучаю к работе с дневниками читателя. В первом полугодии второго класса дети получают задание прочитать самостоятельно книжку, только по выходным дням. За субботу и воскресенье в дневнике стоят две записи. На уроке применяю различные виды работы с текстом, а дома они имеют продолжение. Виды заданий записаны  на листе бумаги. При записи домашнего задания ребенок пишет число соответствующее номеру задания.

Виды заданий: 

1.Чтение;

2.Выразительное чтение;

3.Беглое чтение;

4.Чтение по ролям;

5.Чтение в темпе речи;

6.Пересказ;

7.Нарисую иллюстрацию;

8.Выучи наизусть и т.д.  

9.Орфографическое чтение.

10.Выборочное чтение;

11.Безошибочное чтение;

12.Подпись иллюстрации и т. д.  

Достоинство записи домашнего задания:

  • информированность детей о характере задания
  • быстрота и удобство записи домашнего задания
  • возможность контроля со стороны родителей

Результативность:

1.При проверке домашнего задания исключается возможность о забывчивости выполнения  домашнего задания

2.Выполняя различные задания в системе в классной и домашней работе, дети учатся работать с текстом произведений.

3.Систематическая разнообразная работа с текстами способствует воспитанию интереса к чтению, любви к книге.

 Каждый понедельник начинаем с чтения художественной литературы. По одному ученику с каждой команды. Каждый ученик выходит с книгой прочитанной дома, и рассказывает краткое ее содержание по вопросам:

что интересного ты узнал из этой книги?

Чему тебя научила книга?

                     План  устного рассказа  о книге.

1.Покажи  книгу.

2.Назови автора, художника, издателей.

3. Познакомить нас с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких).

4. Назови героев книги.

5.Что происходит  с героем (героями) книги?

6. Самое интересное - зачитай.

7. Вырази свое отношение к герою (героям).

8. Понравилась ли тебе книга?

По сравнению с первым классом у учащихся заметно повысился уровень культуры общения. Большинство ребят свободно владеют подробным пересказом, а кратким пересказом  меньше.

4.Речевое развитие третьеклассников и четвероклассников.

Для выработки навыков правильного составления и построения предложений и текста предлагала учащимся следующие виды работ:

1.деформированный текст;

2. деформированные предложения;

3.ответы на вопросы;

4.расказ по вопросам;

5.рассказ по картинкам;

6.рассказ по началу;

7.рассказ по серии картинок;

8.свободный диктант;

9.составление рассказа по плану.

       Успешно овладев умением пересказывать текст, учащиеся переходят к работам высшего порядка - письменным изложениям прочитанного. Для  своего  класса я подобрала несколько видов работ такого рода:

  1. изложение  текста  при  помощи вопросов;
  2. изложение прочитанного без вопросов с постепенным сокращением содержания:

а) подробное изложение;

б) сокращенное изложение;

в) краткое изложение.

   3. составление  плана текста и изложение содержания по плану;

  4.извлечение  из текста ответов на вопросы.

       Чтобы добиться творческого подъема в классе  и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка использовала разнообразные виды письменных  работ: творческое списывание, творческое изложение,  творческое сочинение.

    Творческое списывание усложняется заданиями. Перед списыванием хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Например на уроке закрепления правописания приставок дается текст. В котором пропущены слова. Задание:  списать текст, вставляя пропущенные глаголы. Выделить приставку.

     Весеннее солнце  … (пригрело )  землю.  … ( зазвенела) веселая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков … (побежали ) говорливые ручейки. На полях … (зазеленели) хлеба. Ветки ивы … (покрылись) золотыми шарами.  … ( зацвели) голубенькие подснежники.

     Творческие изложения преследуют цель  повторения  каких – либо орфограмм, вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли подбирать синонимы, расширять словарный запас.

     Развитие  связной речи предполагает формирование у младших школьников умения писать изложения.  Во  втором  классе начинается обучение изложению письменно  под руководством учителя небольшого текста  по вопросам или готовому плану. Изложение носит обучающий характер.  Здесь важно найти, и подобрать  наиболее эффективные приемы, способствующие формированию умения точно, ярко письменно излагать  текст. Уже в конце первого класса, а затем во втором провожу работу по ознакомлению с основными признаками текста.   Для этого  использую следующую схему:

               

        Текст

Два  и  более предложений.

Тематическое единство.

 Основная           мысль.

Данная схема помогает ориентироваться и определять текст (или набор предложений).

На уроках русского языка, чтения большое внимание уделяю умению озаглавливать текст. Для этой работы есть достаточно упражнений в учебниках.  Затем дети учатся озаглавливать в соответствии с темой или основной мыслью текста. Приведу пример: упражнение № 253 на стр.116

Он все, что увидит, на шкаф тащит. Увидит спички – на шкаф. Увидит ложку - … . Даже будильник … .

В ходе работы  дети приходят к выводу: заглавие «Галчонок» выражает тему текста. Заглавие «Галчонок Хватайка» выражает главную мысль текста.

При написании изложения я опиралась на традиционную схему. Вот как  построена классическая схема обучения изложению:

  • Учитель  читает  текст;
  • Ученики составляют (или им предлагают в готовом виде) план;
  • Ученики записывают опорные слова по памяти (или получают в готовом виде);
  • Изложение по плану выполняет один или несколько учеников;
  • Ученики приступают к самостоятельной работе над изложением (в черновике);
  • Учитель  читает текст повторно;
  • Ученики вносят дополнения и исправления и записывают изложение в тетрадь.

  Такая  схема – ловушка для  учеников с неразвитой памятью и недостаточным вниманием.  Обобщив опыт трудностей, испытывающих учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

               Алгоритм обучения изложению

-  возьми черновики и простой карандаш;

- начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

- слова- памятки каждого предложения записывай;  ( желательно с сокращениями или рисунки)

- между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;

- окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

- помоги себе рисунком или схемой, сделав  их на обратной стороне листа;

- из слов составь все предложения;

- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках (первая строчка);

- закончи работу над изложением в черновике; исправленное или дополненное предложение запиши на второй строчке, оставленной тобою после первого слушания;

- прочитай написанное, исправь ошибки;

- запиши изложение в тетрадь.  

         По этому алгоритму работаю в третьем классе.

Приведу фрагмент урока, проведенного изложения.

Тема:  Изложение «Двое суток под снегом»

Задачи: Формирование умения передавать текст по плану. Формирования умения применять правила проверки безударных гласных в усложненных условиях. Развивать речь, мышление учащихся, орфографическую зоркость. Воспитывать чувство дружбы, товарищества, желание в трудную минуту прийти на помощь.

  1. Сообщение темы и задач урока.

-Ребята, сегодня вы будете писать изложение. Изложение – это письменный пересказ текста.  Я прочитаю вам рассказ, а вы должны будете не просто запомнить его, а как бы увидеть то, о чем в нем говорится.

 2.Читаю текст.

          1.Школьники катались на горах,  на лыжах. С ними была собака. Ребята увидели лисицу и  погнались за ней.

         2.Поднялась сильная пурга. К вечеру мальчики не вернулись. Была  объявлена тревога. Сотни людей двое суток искали ребят.

           3.Группа учеников с учителем физкультуры забралась далеко в горы. Вдруг учитель услышал глухой лай.

4. Спасатели пошли на лай. Долго откапывали люди снежный занос. Ребята спрятались от пурги  за скалу. А метель насыпала над ними крышу.

          ( Четвертая часть  рассказа записана на доске.)    

3.Анализ текста.

-Где катались школьники?

- Кто был с ними?

-Кого увидели ребята и что они сделали?

-Что случилось потом?

- Сколько суток искали ребят?

-Что помогло их найти на третий день?

- Как спаслись дети? Что помогло детям спастись во время пурги?

- А нас чему учит этот рассказ?

4.Подготовка к письменной передаче текста, работа по плану, записанного на доске.

1)За лисой.  (Катались, с ними, увидели, погнались.)

2)Была объявлена тревога. (Поднялась, не вернулись.)

3)Учитель услышал лай.  ( Забралась, группа.)

4)Пурга насыпала крышу из снега  (Спасатели, пошли, откапывали, спрятались).

5.Орфографическая подготовка.

1)Чтение слов, записанных возле каждого пункта  плана по слогам, выделение орфограмм.

2)Называю из рассказа некоторые слова с безударными гласными, учащиеся показывают карточку с той буквой, которую напишут в корне  (горах, искали, далеко).

3)Назвать словарные слова, четко  их проговорив  (собака, ребята, лисица, учеников).

6.Пересказ текста.

7.Запись текста изложения.

8.Самопроверка.

9.Итог урока.

Основным видом творческих работ, способствующих формированию у учащихся навыка письменной речи, является сочинение.  Оно развивает у детей умение последовательно и самостоятельно излагать мысли, правильно и точно употреблять слова, воспитывает сознательное отношение к языку и интерес к слову. Сочинение подготавливается с помощью проведения различных видов работ. Из них наиболее важны следующие: беседы по картинкам, обобщение на основе наблюдений за окружающей жизнью, анализ прочитанного, рассказы детей, составление предложений по вопросам, подбор из художественных текстов образных выражений к теме сочинения и т. п. Этой сложной работе предшествуют различные письменные задания. Письменные работы я провожу во всех классах.  В первом  классе в добукварный  и букварный периоды наряду с усвоением буквы дети составляют рассказы по картине из  3-4 предложений, которые  затем с интересом пересказывают. Как только дети усвоят все буквы, работу по развитию речи связываю с письмом. Одно из наиболее  посильных упражнений в это время – составление учащимися подписей под картинками. С этой целью предлагаю детям картинку, они рассматривают ее и самостоятельно придумывают к ней подпись. Придуманную детьми подпись я записываю на доске под картинкой, а дети  пишут ее в тетрадях.  Например  к картинке «В лесу осенью» дети придумали такие подписи: «Осень в лесу», «Как мы ходили в лес осенью», «Что мы видели осенью в лесу», «Хорошо осенью в лесу!» ,  «Золотая осень», «Прекрасная пора».

 Приведу  виды письменных работ, которые выполняли  дети на уроках русского языка.

Задание 1. Составьте и запишите предложения по данным словам.

Корова, собака, летает, быстро, пять, много и т.д.

Сначала предлагаю детям устно придумать разнообразные предложения, а потом  записать их в своих тетрадях.

 Дети записали такие  предложения: Корова живет в коровнике; Корова ест   траву; Корова ест зеленую траву; Доярка кормит корову.

Задание 2. Вставьте вместо вопросов нужные  слова.

Бежит  (какой?)   …  заяц; кошка (что сделала?)   … мышку;  собака (как?)   … лает.

Дети записали в тетрадях: Бежит белый заяц; Бежит серый заяц; Бежит большой заяц; Бежит большой заяц и др.

Задание 3. Запишите названия к картинкам. Составьте с этими словами предложения.

            Для этого вывешиваю на стену картинки на разные темы, например картинки, на которых изображены морковь, огурец, помидор, волк, медведь, осень, праздник  и т. д.  На предыдущем уроке  дети писали  названия этих предметов. После выполнения работы собираю тетради и проверяю, кто как написал, на следующем уроке провожу анализ   ошибок.

Вот какие предложения появились в тетрадях у учащихся: Медведь живет в лесу; Осень наступила; На огороде растут помидоры.

      Задание 4. Составьте предложения из данных слов. Вставьте пропущенные буквы.

Мальчик, книгу , чит…ет;  мама, базар, на, идет.

Получились предложения: Мальчик читает книгу; Мама идет на базар.

Задание 5. Разделите слова на слоги. Запишите их.

Дуб, папа, машина,  земля.

В тетрадях появилась такая запись: па - па,   ма - ши – на,  зем - ля.

Задание 6. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова.

Наступила темная (что?)   …  .  У костра мы (что делали?)   … .

Дети написали: Наступила темная ночь; У костра мы пели.

Задание 7. Ответьте на вопросы. Запишите ответы.

Чем копают землю?  Чем шьют рубашку?  Где работает твоя мама? В  каком    классе ты  учишься?

Задание 8. Придумайте и запишите в тетрадь слова с мягким знаком в середине и на конце слов.

 Для этого я предлагаю сначала устно  назвать эти слова, потом  записать их на доске и в тетрадь.

 В  тетрадях появились такие слова:  а) мальчик, письмо, кольцо  б)  учитель,  тетрадь, медведь, петь.

Задание 9.Подберите слова, противоположные по смыслу. Спишите.

Ранний - …, веселая - …, близкий - …, добрый - …, большой - … .

Слова для справок: поздний, злой, далекий, маленький,  печальная.

Задание 10.Спишите, вставляя нужные по смыслу предлоги  в  или у.

Дети учатся … школе. Ребята играют … школы. Егор был … библиотеке. Книга лежит … шкафу.

Задание 11. Допишите недостающие слоги.

МИ…, Ко…,  Зи…,  Ви…, Я…, На… .

Дети написали имена: Миша, Коля, Зина, Витя, Яша, Наташа.

Задание 12. Придумайте и запишите  10 слов, начинающихся с буквы л.

Дети записали: лето, Лена, лопата,  лень, лось, лист, липа, луна, лапа,  лицо.  

Задание 13.Спишите предложение, вставляя в словах пропущенные слоги и буквы.

У  Ники…ы  розы.    Розы  хоро…  пахнут. На, мама роз… . У роз…  шипы.

Задание 14.Составьте рассказ по картинке.

Картинка с изображением белочки.

1) Подумайте какими словами можно заменить слово белочка в рассказе (лесной житель, зверёк, плутовка)

2) Проводится беседа по вопросам с использованием картинки:

- Какой зверёк белка?

- Какая у неё мордочка? Глазки?

- С чем их можно сравнить?

- Какие уши? Шерсть? Хвост?

- Для чего он служит ей?

- Чем питается белка?

3) Составляется устный рассказ по плану.

              1)Лесной житель.

               2)Внешний вид.

               3)Чем питается?

4) Получают задание написать сочинение.

  Аналогично дети составляют сочинение о лисе, о медведе и других животных.

Задание 15. По серии сюжетных картинок.

Задание 16. Составьте связный рассказ по картинке «Семья», используя ответы на вопросы: Кто …? Что делает? …

При этом детям предлагается в помощь начало рассказа. (Вся семья в сборе … и его концовка. В семье все заняты делом.  Хорошо  в ней живётся взрослым и детям).      

Задание 17. Использую задания из пособия.  Раздаточный материал по русскому языку. Составь и напиши предложения по картинке и вопросам.

Задание 18. «Дидактический материал по развитию речи» ( для 3 – 4 кл.)

Приступая к работе над сочинениями, очень важно дать ясные ответы на вопросы: « С чего начинается  сочинение?», « Как  начинать  работу над сочинением в первом классе?»

Опыт работы убедил меня в том, что прежде всего детей надо научить рассказывать на  заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова.

Приведу  пример. На странице 109 букваря помещен рассказ» Илья идет в школу. После его прочтения предлагаю детям задание: передать содержание рассказа от лица Ильи. Задание было трудное, но дети справились с ним. А главное работали с большим интересом.

 В букварный период использую загадки. Хорошо читающий ученик читает перед классом  напечатанную на карточке загадку. Например: «Сидит красная девица  в темной темнице, коса на улице».  Все с увлечением  ищут отгадку: морковь. С большим интересом записывают это слово. Так постепенно формируется потребность записывать свое открытие, впечатление. На третьем и четвертом месяце обучения в первом классе дети записывали небольшие подписи к картинкам: В лес по грибы. Лиса и лось .  Сурок.  Славик и Вика.  Каждое такое предложение – прообраз будущего сочинения. Простейшие связные тексты  дети начинали записывать тоже в период  обучения грамоте.

Осины голые. А сосны и ели пушистые. Чтобы дети не сделали много ошибок, учу их складывать слова и предложения из букв разрезной азбуки, предварительно проводя звуковой анализ слов.  Постепенно  готовлю детей к письму сочинения.

       Учитывая,  что во втором и третьем классах сочинение носит в      основном  обучающий характер, я составила для себя план работы с  детьми при   подготовке к сочинению:

  1. Раскрытие  темы   например, я говорю детям:  «Давайте  напишем сочинение  о зиме  в этом году» ;

а) определение границы темы (спрашиваю у детей: « Что  изобразим? », так  как понятие  зима очень широкое ;  дети отвечают, что изобразят зимние забавы детей, покажут  труд людей в зимнее время);

б) озаглавливание  («Белый ковер зимы»;

в) определение идейного содержания (на вопрос «Как изобразим?»  дети отвечают; «Покажем пользу снега, нашу радость, наше отношение к труду»);

г) композиция  (место действия – поселок,  детская  площадка; действующие лица- дети, собачка, взрослые)

2. Определение средств художественной выразительности.

3. Грамматическое  задание:  например,  использование  слов, родственных  слову снег  (2 класс),  или  использование глаголов  2-го лица единственного  числа  (3 класс).

4. Составление плана:

1) Вступительная часть (выразить общее впечатление).

2) Основная часть  (показать зимние забавы детей, зимние работы)

3) Заключительная часть (оценочные суждения, выражение личного отношения  к высказываемому ) .

5. Отбор языкового материала:

а) родственные слова: снег. Снежинки, снеговики, снежок, снегирь

б) сравнения: снег. Как пуховое одеяло; снежинки, словно белые бабочки;

в) эпитеты:  красногрудые снегири;

г) пословицы о снеге: Спасибо, мороз, что снегу нанес! Снегу много - хлеба много; Хороший снежок урожай сбережет.

       Значительное место в системе работы по развитию речи отводится обучению письму сочинений по картинам. Для этого использую репродукции картин «Первый снег» А.Пластова, «Конец зимы» К.Юона,  «Свидание» В.Маковского и др.

  Приёмы работы самые разнообразные. Например, готовясь к сочинению К. Юона  «Зима». Провожу предварительное  упражнение – распространение простых предложений.

     Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Все деревья в снегу.

Затем пишут сочинение. Каждое сочинение после проверки обязательно анализирую в классе при активном участии детей  с целью научить их отличать положительное и недостатки.

Проверку своих сочинений дети проводят, пользуясь памятками 1 и 2.

                                        Памятка  1.

     1.Соответствует ли содержание текста теме?

2.Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3.Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4.Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5.Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

6.Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?

7.Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

                                         Памятка 2

1.Проверь, не пропустил ли ты буквы.

2.Правильно ли написал безударные гласные?

3.Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

                   

                        Не  уверен  –  спроси учителя.

Значительное место в системе работы по развитию речи отводится обучению письму сочинений по картинам. Для этого использую репродукции картин «Первый снег» А.Пластова, «Конец зимы» К.Юона,  «Свидание» В.Маковского и др.

Приёмы работы самые разнообразные. Например, готовясь к сочинению К. Юона  «Зима». Провожу предварительное  упражнение – распространение простых предложений.

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Все деревья в снегу.

Затем пишут сочинение.

      Подготовка к сочинению начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки  из стихов, собирают иллюстрации. Даю задания для индивидуальных наблюдений, например, постараться не пропустить, когда пойдет первый снег, посмотреть, как будет меняться  все вокруг, попробовать поймать снежинку и успеть рассмотреть её.

  Сочинение – бесценный материал для учителя. Они помогают  нам лучше узнать внутренний мир детей. Весь окружающий ребёнка мир должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке.

  Темы сочинений подбираю интересные, понятные и близкие детям:

«Кем я мечтаю стать?»

«Мой класс»

«Мой друг»

«Зачем нужно учиться» и т.д.

   В заключение  мне хочется  сказать, что работа над  сочинениями не самоцель. Конечная  цель этой работы – вызвать у детей потребность выражать свои чувства красивым языком.

        Планомерная систематическая работа по развитию устной и письменной связной речи учащихся приносит различные успехи в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей детей.

   Каждый  учитель  должен создать свою систему письменных работ в классе принимая во внимание и подготовку  учащихся   и их индивидуальные  особенности. Только при этих условиях учитель сможет успешно вести своих  учеников «от маленького писателя к большому читателю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

Развитие связной речи младших школьников.

Для младшего школьника развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Обучение детей умению грамотно и последовательно ...

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...