план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Булгакова Анастасия Сергеевна

 Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: «Что такое текст-описание»

УМК: школа России

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: презентация, учебник, карточки

Цель урока: создание условий усвоения понятия что такое текст - описание.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о тексте-описании; формировать умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи и творческой деятельности; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; находить и употреблять имена прилагательные в тексте-описании; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе (животным, растения); формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

 Класс: 2

Дата: 14.04.20 г.

Предмет: русский язык

Тема: «Что такое текст-описание»

УМК: школа России

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: презентация, учебник, карточки

Цель урока: создание условий усвоения понятия что такое текст - описание.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о тексте-описании; формировать умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи и творческой деятельности; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; находить и употреблять имена прилагательные в тексте-описании; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе (животным, растения); формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знать, что такое текст - описание;

2. Уметь составлять текст – описание.

3.Уметь определять текст – описание.

Личностные:

1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:

1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

2. Проговаривать последовательность действий на уроке;

3. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

4. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

5. Высказывать свое предположение (версию)

Познавательные УУД:

1. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт

Коммуникативные УУД:

1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

2. Уметь высказывать свое мнение;

3. Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Этап урока:

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(Ф- фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Контроль и самоконтроль

Планируемые результаты

Мотивационный

Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность

Словесный  (Беседа)

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Проверяет готовность к уроку.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

… (придумывают свой вариант окончания стиха)

Предлагает посмотреть на девиз урока.

– Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

– А что такое тайна?

– А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Смотрят на девиз.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1

Чистописание

Формирование каллиграфического навыка

Словесный (беседа)

Практический

Проводит минутку чистописания.

– Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

Предлагает по загадке определить, какую букву сегодня будут прописывать.

Попугайчик, попугай,

Папу с мамой не пугай.

Не ищи жучка в крупе,

А найди нам букву ...

-Что же это за буква?

-Действительно, мы сегодня с вами пропишем букву «П».

Объясняет на доске, как пишется буква «П». Прописывает с детьми букву в воздухе.

Предлагает, прописать 2 строчки буквы «П» – первая строчка – большая буква «П», вторая строчка – маленькая буква «п».

Предлагает придумать по 3 слова на букву «П» и записать свои слова в тетрадь.

Записывают число и классная работа в тетради

По описанию находят букву на доске, которую будут писать.

-Это буква «П».

Прописывают букву «П» в воздухе, а после в тетради.

Придумывают слова на букву «П».

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Письменный контроль

Л1, Р5, К1, К2

Актуализация знаний

Повторение ранее полученные знания у учащихся. Самооценка знаний учащихся.

Словесный (Беседа)

Практический

Проводит актуализацию знаний.

Предлагает вспомнить что такое имя существительное, глагол, имя прилагательное.

-Что такое имя существительное?

-Что такое глагол?

-Что такое имя прилагательное?

Предлагает прочитать слова со слайда.

Трудолюбивый

Единственный                                              

Красивый

Самостоятельный

Талантливый

Ответственный

Послушный

Известный

Смелый

Аккуратный

Небольшой

Искусственный

Естественный

-Прочитайте слова на доске.  

Задаёт вопросы.

-Что между ними общего? К какой части речи относятся все эти слова?

Предлагает поработать в парах. Вспоминает правила работы в паре.

- Поработайте в парах, придумайте  к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Спрашивает, кто что придумал.

Читают слова со слайда.

Вспоминают и отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют, что все эти слова являются именами прилагательными.

Работают в парах , придумывают и называют имена существительные, связанные по смыслу вместе с прилагательными.

Ф, П

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1, Л2, Р5, П1, К1, К2, К3

Постановка учебной задачи

Подведение детей к формулированию темы, цели и задач урока.

Словесный (Беседа)

Предлагает посмотреть на первые выделенные буквы и сложить из них слова.

-Теперь посмотрите на первые выделенные буквы, сложите из них слова. У вас должно получиться два слова.

Подводит детей к теме с помощью этих слов.

-Итак, что у вас получилось?

-Какая,  по вашему мнению,  у нас сегодня будет тема урока?

-Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке?

Задаёт вопросы.

-Как вы думаете, для чего мы будем изучать эту тему?

-Давайте вспомним, что такое текст?  

-А ещё вспомним, какие виды текстов вы  уже знаете?

Предлагает предположить , что такое текст – описание.

Создаёт проблемную ситуацию.

-А что же такое, по-вашему, текст – описание?

 Какова роль прилагательных в этих текстах?

-Итак, большинство из вас считает, что текст-описание содержит описание какого-то предмета или явления.

-Достаточно ли у нас знаний, что бы точно ответить на этот вопрос?

Действительно, в течении всего урока мы с вами постараемся разобраться,  правы вы или нет. И в конце урока мы с вами вернемся к этому вопросу.

Смотрят на выделенные слова и составляют слова.

Складывают из букв слова. У них получается: «Текст – описание».

Формулируют  тему урока.

Называют определение текста.

 Вспоминают про тексты – повествования и их признаки.

-Нет

Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1, Л2, Р1, Р2, Р4, Р5, П1, К1, К2

Учебное действие

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучению новой темы.  

Словесный (Беседа)

Практический

Предлагает прочитать 2 текста и подумать, какой из 2 текстов относится к тексту описание.

-Итак, перед вами 2 текста. Давайте прочитаем их. И подумаем над таким вопросом: «Какой из этих  двух текстов является текстом – описанием?»

1. Мы учимся во втором классе.  Девочки в нашем классе умные, красивые и послушные.

Мальчики – смелые,  озорные и любознательные. Все ребята в нашем классе добрые, отзывчивые  и трудолюбивые. Наш  классный коллектив  дружный  и весёлый. Нам нравится учиться в нашем классе.

Беседует по тексту:

-Ребята!  Как вы думаете, этот текст  составлен про наш класс или нет? С чем вы согласны, а с чем нет? Что бы вы добавили про девочек? Про мальчиков?

2. Мы учимся во втором классе. В этом учебном году наш класс  посетил несколько музейных  экскурсий.  

Осенью мы побывали в доме-музее сказок. Зимой  всем классом  участвовали в праздничной программе в музее-усадьбе   Коломенское. Недавно ребята нашего класса были на экскурсии в музее имени Пушкина.  На этих экскурсиях мы  увидели и узнали много нового и  интересного.

Предлагает проанализировать 2 текста.

-Давайте проанализируем два этих текста.

Анализирует текст 1 вместе с детьми.

-Читаем ещё раз 1 текст.  Кто из вас считает, что это текст – описание? Почему вы так считаете? Докажите.

-Да, действительно, в этом тексте есть описание класса. В нём много слов, которые  описывают ребят из нашего класса (называют признаки).  

-Назовите мне слова,  которые описывают девочек, мальчиков, весь наш класс. Какой частью речи они являются?

Предлагает записать в тетрадь имена прилагательные.

Запишем их в тетради (выборочное письмо):

Девочки (какие?):

Мальчики (какие?):

Ребята (какие?):

Класс (какой?):

Предлагает посмотреть, каждому на памятку, которая лежит на столе.

-А теперь посмотрим памятку.

Что там ещё написано про текст – описание? Как вы думаете, действительно к этому тексту мы бы нарисовали  только одну картинку?

Предлагает прочитать 2 текст.

Читаем ещё раз 2 текст.  

Анализирует вместе с детьми 2 текст.

Кто из вас считает, что это текст – описание?   А какой это текст? Почему вы так считаете?  Докажите, что это не текст – описание, а текст – повествование.

Итак, сделаем вывод про текст – описание.

Что такое текст – описание?

Предлагает открыть учебник на стр.96, прочитать и  проверить правильно ли  сформулировали определение.

Дети  читают тексты по очереди вслух.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают 1 текст.  Высказывают

мнения, доказывают.

Отвечают на вопросы.

Записывают имена прилагательные.

Читают памятку (смотри приложение). Отвечают на вопросы.

Читают 2 текст.

Высказывают мнения.

Делают выводы.

Открывают учебники на стр.96 читают и проверяют правильно ли составили определение

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактическое средство (карточки)

Устный контроль

Письменный контроль

ПР1, ПР2, ПР3, Л1, Л2, Р2, Р5, П1, П2, К1, К2

Физминутка

Обеспечение усвоение игрового навыка связанного с темой урока.

Словесный

Предлагает поиграть в игру и отдохнуть.

Объясняет правило игры.

Я вам буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если я называю слово и оно обозначает существительное – то вы хлопаете, если я говорю слово и оно обозначает глагол – то вы приседаете, если я вам говорю слово и оно обозначает имя прилагательное, то вы тянитесь вверх. А если я говорю слово и оно обозначает местоимение, то вы топаете.

Играют в игру.

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1, П2

Действия контроля и самоконтроля

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выполнение заданий с проговаривание в громкой речи.

Словесный(Беседа)

Практический

Предлагает поработать по учебнику на стр.96. и выполнить упр.165.

Разбирает упражнение вместе с детьми.

-Прочитайте текст упр. 165.   Из какой сказки этот отрывок? Определите тему текста. Какой вопрос можно задать к этому тексту?  Назовите имена прилагательные и скажите,  с какой целью употребляет их автор?

Какой вывод мы можем сделать про этот текст?

Предлагает выполнить упражнение 166.

Разбирает упражнение вместе с детьми.

Прочитайте текст упр. 166.

Крокодил – самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы.

Как вы считаете, это текст – описание или текст – повествование?  Докажите.

Предлагает списать текст подчеркнуть имена прилагательные. Вызывает одного ученика к доске.

Спишите этот текст и подчеркните имена прилагательные.

Предлагает поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку по доске. Оценить работу по критериям (Если задание выполнено верно поставьте +, если есть ошибки !)

Разбивает на группы. Предлагает поработать в группах. Вспоминает правила работы в группах.

-А сейчас вы попробуете  составить небольшие тексты – описания. Вы будете работать в группах. В вашем тексте – описании должно быть как можно больше имён прилагательных.

Послушайте задание: составить  и написать  на листочке текст – описание  (2-3 предложения) про  животного, изображённого на картинке.   Затем прочитать его вслух.

1 группа: лиса

2 группа: лось

3 группа: заяц

4 группа: собака

5 группа: кошка

Предлагает одному из группы прочитать текст.

После прочтения каждого составленного рассказа, предлагает оценить содержание текста  с помощью карточек.

-Вам нужно оценить тексты, составленные вашими товарищами.  Если текст составлен удачно и в нём много имён прилагательных, то вы поднимаете зелёную сигнальную карточку. Если есть неточности, мало прилагательных – жёлтую карточку. Если текст составлен неверно, не является текстом-описанием  – красную карточку.

Вспоминает вместе с детьми, что такое текст – описание.

Итак, скажите, что такое текст - описание? Какую роль играют имена прилагательные  в текстах – описаниях?

Читают упражнение.

Разбирают упражнение вместе с учителем.

Читают текст. Отвечают на вопросы.

Списывают текст, подчёркивают имена прилагательные.

Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку работ. Оценивают работы.

Делятся на группы. Вспоминают правила работы в группах.

Дети работают в группах: сочиняют и записывают тексты. Один ученик из группы читает составленный текст.

После прочтения каждого текста идёт оценивание содержания рассказа.

Дети отвечают на вопросы, делают выводы.

Ф, И, Г

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактические средства (карточки)

Устный контроль

Письменный контроль

Взаимоконтроль

Самооценка

ПР1, ПР2, ПР3,  Л1, Л2, Р2, Р3, Р5, П1, П2, К1, К2, К3.

Действия оценки и самооценки

Сделать нравственный выбор. Оценить свои достижения.

Словесный (Беседа)

Подводит итог урока.

Вспоминает тему и цель урока.

-Какую тему мы сегодня с вами изучали?

-Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-Достигли ли мы с вами этой цели?

Предлагает вернуться к проблемному вопросу урока.

-Проблемный вопрос: -А что же такое, по-вашему, текст – описание? Какова роль прилагательных в этих текстах?

Предлагает оценить себя.

Если на уроке вам было интересно,  всё понятно, то покажите знак +

Если вам было  неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак  -

Вспоминают тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактические средства (карточки)

Устный контроль

Самооценка

Л2, Р3, К1, К2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: «Учитесь тайны открывать!»

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 3

Что общего? Т рудолюбивый О тветственный Е динственный П ослушный К расивый И звестный С амостоятельный С мелый Т алантливый А ккуратный Н ебольшой И нтересный Е стественный

Слайд 4

Тема: Что такое текст – описание?

Слайд 5

Текст - описание ?

Слайд 6

Текст 1 Мы учимся во втором классе. Девочки в нашем классе умные, красивые и послушные. Мальчики – смелые, озорные и любознательные. Все ребята в нашем классе добрые, отзывчивые и трудолюбивые. Наш классный коллектив дружный и весёлый. Нам нравится учиться в нашем классе.

Слайд 7

Текст 2 Мы учимся во втором классе. В этом учебном году наш класс посетил несколько музейных экскурсий. Осенью мы побывали в доме-музее сказок. Зимой всем классом участвовали в праздничной программе в музее-усадьбе Коломенское. Недавно ребята нашего класса были на экскурсии в музее имени Пушкина. На этих экскурсиях мы увидели и узнали много нового и интересного.

Слайд 8

Памятка

Слайд 9

ФИЗМИНУТКА

Слайд 11

Проверь себя: Крокодил – самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы.

Слайд 12

Творческая работа:



Предварительный просмотр:

Памятка

Текст – повествование

  1. В тексте повествуется, рассказывается о событиях.
  2. Можно задать  вопросы: Что случилось? Что произошло?
  3. К тексту можно нарисовать несколько  последовательных картинок.

 

Текст – описание

  1. В тексте есть перечисление признаков предмета (явления).
  2. Можно задать вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
  3. К тексту можно нарисовать только одну картинку.

Текст – рассуждение

  1. В тексте есть мысль (гипотеза), объяснение, доказательство и вывод.
  2. Можно задать вопрос: Почему?
  3. К тексту нельзя нарисовать картинку.



Предварительный просмотр:

ТЕКСТ 1.

Мы учимся во втором классе.  Девочки в нашем классе умные, красивые и послушные.

Мальчики – смелые,  озорные и любознательные. Все ребята в нашем классе добрые, отзывчивые  и трудолюбивые. Наш  классный коллектив  дружный  и весёлый. Нам нравится учиться в нашем классе.

ТЕКСТ 2.

Мы учимся во втором классе. В этом учебном году наш класс  посетил несколько музейных  экскурсий.  

        Осенью мы побывали в доме-музее сказок. Зимой  всем классом  участвовали в праздничной программе в музее-усадьбе   Коломенское. Недавно ребята нашего класса были на экскурсии в музее имени Пушкина.  

        На этих экскурсиях мы  увидели и узнали много нового и  интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....