Работа над развитием связной речи на уроках русского языка
статья по русскому языку
В данной статье предлагаются формы рабрты, которые способствуют развитию связной речи у школьников на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_razvitiem_svyaznoy_rechi_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над развитием связной речи на уроках русского языка
Основная задача обучения русскому языку в начальных классах – научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить ярко, выразительно и разнообразно.
На уроках русского языка необходимо научить ребят пользоваться русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Развитие речи – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
В своей работе использует игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Все это помогает понять ученикам, что, овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.), что владение речью необходимо для своего самовыражения и утверждения и тогда они чувствуют радость творческого роста и самосовершенствования.
Главное внимание на своих уроках уделяет тексту, поэтому стараюсь подбирать задания на основе текста.
Включаю следующие основные виды работ:
1. Работа со зрительной опорой.
Как правило, в качестве зрительной опоры используются картинки, фотографии.
Виды работ со зрительной опорой:
- устный диалог
- устный рассказ
- письменный рассказ
2. Творческие работы (сочинения):
- сочинение – миниатюра
- сочинение – фантазия
- сочинение по литературному произведению
- отзыв о книге
- сочинения по картинам
Сочинение вплотную подводит ученика к осуществлению собственно речевой деятельности. При подготовке к сочинению ученику предстоит всё определить и реализовать самому. Такая работа строится на основе наблюдений за действительностью. При этом автор опирается на запас представлений, образованных в разные моменты жизни, запас языковых средств, накопленных в процессе речевой практики.
Данная работа будет способствовать и дальнейшему развитию навыка связной речи на уроках русского языка, а также при работе на уроках литературного чтения успешному анализу текста и пересказу.
3. Письменные пересказы (изложения)
Важнейшее речевое умение – это умение воспроизводить разные виды текстов. Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию. Он учит детей вслушиваться в текст, учит сознательно воспринимать высказывание.
4. Устные дискуссии.
Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.
5. Языковые игры:
- «Корректор»
- «Вставь слово» (подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом).
- Буриме
- Продолжи рассказ по его началу…
- Собери текст
- Распространи предложение
6. Мини-изложения, мини-сочинения
7. Творческие диктанты на основе картин
8.Пересказ художественного текста от лица героя
Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, - важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей. Все эти работы могут использоваться на каждом уроке.
Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, доказать свою точку зрения. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствуют успешной учебе школьников, выступлению их на различных конкурсах и олимпиадах.
Результаты:
- У детей сформирована устойчивая мотивация и интерес к предмету. Качество знаний по предмету по итогам второго класса – 40%;
- Школьный (очный) этап предметных олимпиад для младших школьников «Интеллектуальный марафон 2018» по русскому языку, 3 призёра;
- Муниципальный (очный) этап предметных олимпиад для младших школьников «Интеллектуальный марафон 2018» по русскому языку, 1 участник;
- Районный экологический конкурс «Я люблю Ямал», (чтение стихотворения А. Марянина «Ямал – любимый край земли») 1 место;
- Конкурс «Горьковские дни на Ямале», (чтение отрывка из рассказа М. Горького «Случай с Евсейкой»), 1 место;
- В олимпиадах по русскому языку на «Образовательной платформе Учи.ру», активно участвуют 15 школьников;
- Дети класса принимают активное участие в различных театральных постановках на школьных праздниках.
На уроках русского языка при ответах ребята чувствуют себя уверенно. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов
Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...
"Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"
Разработка методической темы "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"...
Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".
Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи"....
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе
Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературного чтения
Всю жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатствами языка. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, ранообразится....
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформлени...
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе
. Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформле...