Урок русского языка в 3 классе "Разделительный Ъ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Корабельникова Ирина Сергеевна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" на тему "Разделительный Ъ"

Цель урока - познакомить с правилом употребления Ъ.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_3_klass_shkola_rossii.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык (урок овладения знаниями, умениями, навыками).

Тема: «Разделительный Ъ»

Продолжительность: 40 минут

Класс: 3

Технология: Презентация Power Point используется как иллюстративный материал к уроку.

Текст работы: конспект урока по программе УМК "Школа России" (в соответствии ФГОС)

Цель урока:

  • Создание условий для формирования метапредметных умений.
  • Познакомить с правилом употребления Ъ.
  • Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда.
  • Развивать логическое мышление, внимание и  рассуждение.

Задачи урока:

1. Формирование знаний о правописании слов с разделительным Ъ и навыка правописания слов с разделительным Ъ.

2. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

3. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к предмету.

4. Умение находить решение  в проблемной ситуации, пользоваться медиаресурсами, книгой.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь формулировать правила, расширить знания о правописании слов с  разделительным Ъ, находить его в словах.

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме; извлекать необходимую информацию из текста.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы,  ИТК, раздаточный материал.


Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

- Здравствуйте. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в музыку:

(Слайд 2 «От улыбки станет всем светлей…»)

- Давайте мы с вами подарим друг другу улыбку и вместе с тем капельку тепла…

(Слайд 3)

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку для вас я выбрала стихотворение:

Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

- Как вы понимаете слова этого стихотворения?

II. Актуализация знаний

Формируемые УУД

1. Умение строить логическую цепь рассуждений.

2. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа.

3. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.

4. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.

5. Умение пользоваться словарями.

- Ребята, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (О приставках и предлогах).

(Слайд 4)

- Скажите, пожалуйста, что такое приставка? Приведите примеры.

- А что такое предлог? Приведите примеры.

- Скажите, пожалуйста, в чём разница между предлогом и приставкой? (Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов, а предлог – часть речи, которая служит для  связи слов в предложении).

- Сейчас мы с вами запишем словосочетания со словарными словами. Будьте внимательны. Приготовьтесь выделять в словах приставки и  предлоги. (Вырос у дороги, хороший улов, до свидания, обед в столовой, почувствовал мороз, работать в коллективе).  Взаимопроверка.

(Слайд 5)

III. Минутка чистописания.

Объяснил, объявил, въезд.

- Что общего вы заметили во всех этих словах?

- А что вы знаете о Ъ?

- Сегодня на уроке мы будем прописывать букву Ъ.

ъ съ ъ дъ ъ въ…

IV. Работа над новой темой.

Формируемые УУД:

1. Осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

2. Умение строить логическую цепь рассуждений

3. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.

4. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.

1. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите ещё раз внимательно на все эти слова (на доске).

- Где  находится разделительный Ъ? (Между приставкой и суффиксом).

- Ъ не входит ни в приставку, ни  в корень.

- Как вы думаете, а для чего он нужен?

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока?

- А цель? Как мы её добьёмся?

Сообщение темы и цели урока.

Слайд 6 (тема).

- Какова тема урока? (Разделительный Ъ)

- На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке?

- Как вы думаете, вы всё об этом знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать?

2.  Наблюдение над правописанием слов с разделительным Ъ.

- Давайте попробуем образовать имена существительные с корнем -езд-, используя приставки вы-, пере-, про-, за-. (Выезд, переезд, проезд, заезд).

- А теперь с тем же корнем, но используя приставки с-, об-, в-, под-. (Съезд, объезд, въезд, подъезд).

- На какую букву оканчиваются приставки 1 строки: гласную или согласную? (Гласную)

- А второй? (Согласную)

- После каких приставок пишется Ъ? (Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную)

(Слайд 7)

- Но всегда ли? (Нет, только перед гласными)

(Слайд 8)

- Внимание, только перед определёнными гласными. Какими? (е, ё, ю, я)

- Что он разделяет? (Ъ разделяет согласный и гласный)

- Так мы с вами самостоятельно вывели правило. Как оно звучит? (Разделительный Ъ пишется после согласного звука и перед гласными буквами е, ё, ю, я)

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 149. Самостоятельно прочитайте ещё раз правило. Мы правильно его сформулировали?

- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

(Слайд 9)

V. Физкультминутка.

(Слайд 10)

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

 Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз, два, три, четыре, пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

VI. Закрепление нового материала.

Формируемые УУД:

1. Извлекать необходимую информацию из текста

2. Умение строить высказывания в устной форме

3. Умение применять знания на практике

1. Индивидуальная работа.

(Слайд 11)

- Спишите слова, вставьте (где это нужно) разделительный Ъ.

(С…едобный гриб, с..ел в автобус, под…ёмный кран, раз…резанный лук, с…ехал с дороги, под…бежал к дому).

- Самопроверка.

(Слайд 12)

- Оцените свою работу.

2. Работа с учебником. 

Стр. 149 упр. 351. Прочитайте.

Работа по рядам: 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение, 3 ряд – 3 предложение.

- Спишите предложение, выделите слова с приставками, Ъ, предлоги.

3. Проверка выполнения задания. (Заслушивается по 1 ученику каждого ряда).

V. Итог

Формируемые УУД

1. Умение делать выводы.

2. Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Удалось ли нам научиться самостоятельно делать выводы, пользоваться источниками информации?

Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными е, ё, ю, я.

(Слайд 13)

- Молодцы! Всем спасибо за хороший урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....