Урок русского языка в 3 классе "Разделительный Ъ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" на тему "Разделительный Ъ"
Цель урока - познакомить с правилом употребления Ъ.
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_3_klass_shkola_rossii.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык (урок овладения знаниями, умениями, навыками).
Тема: «Разделительный Ъ»
Продолжительность: 40 минут
Класс: 3
Технология: Презентация Power Point используется как иллюстративный материал к уроку.
Текст работы: конспект урока по программе УМК "Школа России" (в соответствии ФГОС)
Цель урока:
- Создание условий для формирования метапредметных умений.
- Познакомить с правилом употребления Ъ.
- Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда.
- Развивать логическое мышление, внимание и рассуждение.
Задачи урока:
1. Формирование знаний о правописании слов с разделительным Ъ и навыка правописания слов с разделительным Ъ.
2. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
3. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к предмету.
4. Умение находить решение в проблемной ситуации, пользоваться медиаресурсами, книгой.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь формулировать правила, расширить знания о правописании слов с разделительным Ъ, находить его в словах.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме; извлекать необходимую информацию из текста.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
- Здравствуйте. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в музыку:
(Слайд 2 «От улыбки станет всем светлей…»)
- Давайте мы с вами подарим друг другу улыбку и вместе с тем капельку тепла…
(Слайд 3)
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку для вас я выбрала стихотворение:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
- Как вы понимаете слова этого стихотворения?
II. Актуализация знаний
Формируемые УУД
1. Умение строить логическую цепь рассуждений.
2. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа.
3. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.
4. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.
5. Умение пользоваться словарями.
- Ребята, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (О приставках и предлогах).
(Слайд 4)
- Скажите, пожалуйста, что такое приставка? Приведите примеры.
- А что такое предлог? Приведите примеры.
- Скажите, пожалуйста, в чём разница между предлогом и приставкой? (Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов, а предлог – часть речи, которая служит для связи слов в предложении).
- Сейчас мы с вами запишем словосочетания со словарными словами. Будьте внимательны. Приготовьтесь выделять в словах приставки и предлоги. (Вырос у дороги, хороший улов, до свидания, обед в столовой, почувствовал мороз, работать в коллективе). Взаимопроверка.
(Слайд 5)
III. Минутка чистописания.
Объяснил, объявил, въезд.
- Что общего вы заметили во всех этих словах?
- А что вы знаете о Ъ?
- Сегодня на уроке мы будем прописывать букву Ъ.
ъ съ ъ дъ ъ въ…
IV. Работа над новой темой.
Формируемые УУД:
1. Осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
2. Умение строить логическую цепь рассуждений
3. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.
4. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.
1. Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите ещё раз внимательно на все эти слова (на доске).
- Где находится разделительный Ъ? (Между приставкой и суффиксом).
- Ъ не входит ни в приставку, ни в корень.
- Как вы думаете, а для чего он нужен?
- Предположите, какова тема сегодняшнего урока?
- А цель? Как мы её добьёмся?
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 6 (тема).
- Какова тема урока? (Разделительный Ъ)
- На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке?
- Как вы думаете, вы всё об этом знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать?
2. Наблюдение над правописанием слов с разделительным Ъ.
- Давайте попробуем образовать имена существительные с корнем -езд-, используя приставки вы-, пере-, про-, за-. (Выезд, переезд, проезд, заезд).
- А теперь с тем же корнем, но используя приставки с-, об-, в-, под-. (Съезд, объезд, въезд, подъезд).
- На какую букву оканчиваются приставки 1 строки: гласную или согласную? (Гласную)
- А второй? (Согласную)
- После каких приставок пишется Ъ? (Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную)
(Слайд 7)
- Но всегда ли? (Нет, только перед гласными)
(Слайд 8)
- Внимание, только перед определёнными гласными. Какими? (е, ё, ю, я)
- Что он разделяет? (Ъ разделяет согласный и гласный)
- Так мы с вами самостоятельно вывели правило. Как оно звучит? (Разделительный Ъ пишется после согласного звука и перед гласными буквами е, ё, ю, я)
- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 149. Самостоятельно прочитайте ещё раз правило. Мы правильно его сформулировали?
- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.
(Слайд 9)
V. Физкультминутка.
(Слайд 10)
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз, два, три, четыре, пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
VI. Закрепление нового материала.
Формируемые УУД:
1. Извлекать необходимую информацию из текста
2. Умение строить высказывания в устной форме
3. Умение применять знания на практике
1. Индивидуальная работа.
(Слайд 11)
- Спишите слова, вставьте (где это нужно) разделительный Ъ.
(С…едобный гриб, с..ел в автобус, под…ёмный кран, раз…резанный лук, с…ехал с дороги, под…бежал к дому).
- Самопроверка.
(Слайд 12)
- Оцените свою работу.
2. Работа с учебником.
Стр. 149 упр. 351. Прочитайте.
Работа по рядам: 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение, 3 ряд – 3 предложение.
- Спишите предложение, выделите слова с приставками, Ъ, предлоги.
3. Проверка выполнения задания. (Заслушивается по 1 ученику каждого ряда).
V. Итог
Формируемые УУД
1. Умение делать выводы.
2. Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
- Удалось ли нам научиться самостоятельно делать выводы, пользоваться источниками информации?
Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными е, ё, ю, я.
(Слайд 13)
- Молодцы! Всем спасибо за хороший урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....