Урок русского языка "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка 4 класс, УМК "Школа России" - Местоиамение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 4 класс "Местоимение" | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку по теме
«Местоимение»
Учитель начальных классов: Симакова Т. Н., 4 «В» класс
Цель урока: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений.
Практические задачи:
- Работать с различными источниками информации;
- Формировать у учащихся представление о местоимении, его грамматических признаках;
- Познакомить с грамматическим признаком лица местоимений;
- Создавать благоприятную атмосферу для дискуссии
Развивающие задачи:
- Формирование логического мышления и памяти учащихся;
- Развивать познавательный интерес;
- Формирование потребности у учащихся использовать новую информацию относительно темы урока.
Воспитательные задачи:
- Формирование мотивации к учебе;
- Расширить кругозор учащихся;
- Воспитание у учащихся уважения к собеседнику в работе в парах.
Учебные задачи:
- направленные на достижение личностных результатов
- развитие умения соблюдать нормы речевого этикета,
- развитие самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности,
- развитие навыков работы в парах и микро-группе,
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать в группе и индивидуально в соответствии с заданной ролью,
- развитие умения действовать по заданному образцу,
- формирование умения планировать свою деятельность в группе и индивидуально,
- формирование умения грамотного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации,
- развитие навыков работы с различными источниками и видами информации (текстом, презентацией, фильмом),
- развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация),
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу урока,
- развитие зрительной и слуховой памяти,
- развитие познавательного интереса.
- направленные на достижение предметных результатов обучения:
- повторение пройденного ( личные местоимения – определение, их перечисление);
Ход урока:
- Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята! Давайте запишем сегодняшнее число.
Минута чистописания. Пишем букву Я.
- Мотивация.
У: Можно ли сказать, что вы написали слово? Что это за слово? (Местоимение)
У: --Что такое местоимение? Вспомним определение.
(Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не обозначает предмет, а лишь указывает на него.) (слайд)
- Почему местоимение получило такое название? (используется вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного) (слайд)
- Как называют местоимения, которые указывают на лица? (личные) перечислите их.
У: В "Толковом словаре" Ожегова записано:
• 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
• 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
- Как вы думаете, какую часть речи они замещают? (существительное)
Я и мы, Ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения (Соколова)
3. Постановка темы урока.
-- Из определения видно, что местоимения самостоятельная часть речи, следовательно у него должны быть какие-то свои грамматические признаки. Какова тема урока? (слайд) О каких местоимениях мы говорим сегодня? (грамматические признаки личных местоимений) Важно правильно использовать и понимать роль местоимений в речи.
- Мы сказали, что личные местоимения замещают имена существительные, можем ли мы предположить, что их грамматические признаки в чём-то совпадут? (ответы детей) Да.
Давайте проверим наше предположение, нашу гипотезу
4. Актуализация знаний.
- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя
(местоимение Я).
- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе?
(местоимение Мы).
Это местоимения 1-го лица. (слайд)
- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).
- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников?
(с помощью местоимения Вы).
Это местоимения 2-го лица. (слайд)
- Чтобы сказать о ком или о чём говориться в повествовании мы используем местоимения 3 лица (он, она, оно, они)
---Есть ли такой признак у имени существительного? – нет.
--Если говорю о себе, то я скажу –Я, а если о себе и Маше – МЫ. Что изменилось? (число, значит бывает единственное, множественное) этот признак совпал.
- Обратите внимание на местоимение 3 лица, ед. числа, перечислите их. Что вы заметили? (меняется род, признак повторился)
У нас получилась таблица, давайте запишем её в тетрадь. (слайд)
- Первичное закрепление.
А теперь немного поиграем. Игра называется «Лови ошибку», вам нужно назвать лишнее и сказать почему? Будьте внимательны! (слайд)
- Он, она, оно, я (лицо)
- Я, ты, они, он (число)
- Ты, он, но, вы (не мест.)
- Ты, к, от, за (мест.) Молодцы!
У. : Давайте выполним задание из учебника с. 54 №114 у доски. Читаем задание (каждое предложение отдельный ученик)
6. Работа в парах. Работа с различными источниками информации.
У: Сейчас вы поработаете в парах. У каждой пары на столе лежит текст стихотворения. Ваша задача, работая в паре, заполнить таблицу. Разбирая каждую строчку стихотворения, вы должны найти в них местоимения и поставить «+» в таблице в ту колонку, где вы найдёте соответствующие грамматические признаки, т.е. число, лицо.
Цветы. (слайд)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
(Т.Собакин)
- Почему нельзя рвать цветы?
Таблица:
Номер строки | 1 лицо, ед. число | 2 лицо, ед. число | 3 лицо, ед. число | 1 лицо, мн. число | 2 лицо, мн. число | 3 лицо, мн. число |
1 строка | + | |||||
2 строка | + | |||||
3 строка | + | + | + | |||
4 строка | + |
- Сколько местоимений встретилось? Сверим результаты. Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.
А сейчас посмотрим видео стихотворения А. Барто «Сильное кино». (слайд смотрят)
--Почему девочка не поняла брата? (предметы не названы, ничего не ясно, использовано много местоимений) Совершена ошибка использования местоимений.
7. Содержательный этап
-- А бывает наоборот, когда использовать местоимения необходимо.
Сейчас мы с вами поработаем по вариантам, а вывод сделаем общий. Каждый из вас получит текст, ваша задача: исправить недочёты, которые на ваш взгляд есть в текстах.
Вариант №1(карточки)
Настя выбежала на улицу. Там лил дождь. Настя забыла зонтик дома. Настя побежала домой за зонтиком. Зонтик был очень красивый. Насте нравился этот зонт.
Вариант №2
Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Её хвост очень пушистый и длинный. Мурка закрывает мордочку хвостом, когда спит.
Вариант №3
У нас в доме был ежик. Ежик был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.
• Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился. Как вам пришлось изменять текст? Требовалось ли в каждом предложении заменять имена существительные местоимениями? Зачем вы это делали?
- Для речевого удобства, позволяют разнообразить речь, избегать повторения.
- Какие местоимения вы использовали, назовите их грамматические признаки.Вывод .
У: Очень важно правильно употреблять местоимения.
8. Работа в группах
Посмотрите на предложения записанные на доске. (слайд) Как лучше сказать? (устно)
1. Телёнок пасся на лугу. Он был такой красивый.
2. На берёзах сидят снегири. Они занесены снегом.
3. Враг был силён, но они скоро сдались.
4. По реке плывет лодка. Она тихая и светлая.
5. Люба кормила кошку рыбой. Она её любила. (обсуждение)
9. Дифференцированный контроль
У.: Сейчас задания вы будете выполнять самостоятельно, но задания разные в зависимости от уровня сложности.
1. Выписать местоимения, определить их лицо и число. (запиши признаки в скобках)
Вы знаете, а сочинить письмо не так-то просто. (И. Токмакова) Синий-синий василёк, ты любимый мой цветок! (С. Чёрный) Я сижу на речке, ловлю пескарей.
2.Спишите, вставляя пропущенные местоимения. Определи их лицо и число.
Снег теперь уже не тот – потемнел … в поле. (С. Маршак) Весна идёт сторонкой, да где ж сама … ? (А. Блок) Знать, солнышко утомлено, за горы прячется … . (В. Жуковский)
3. Составить три предложения, используя местоимения. Определить их лицо и число.
Проверка по вариантам. (слайд)
У. Все ли грамматические признаки существительных и местоимений мы сравнили? Какие признаки существительного остались? (одушевленное-неодушевлённое, нарицательное-собственное, склонение, Падеж) Как вы думаете изменяются ли местоимения по падежам? Эта тема следующего урока. Какой вывод урока мы сделаем: в начале мы выдвинули гипотезу, что грамматические признаки могут совпадать, а что выяснили? (совпали не все)
10. Рефлексия: (слайд)
Продолжи фразу:
На уроке я работал…
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я…
11. Домашнее задание: (слайд)
Тетрадь с. 31 №70-72
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....