Конспект урока по обучению грамоте
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Куцуева Ирина Константиновна

Конспект урока по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniyu_gramote.doc246.08 КБ

Предварительный просмотр:

1.Выполнила: Куцуева Ирина Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.

2.Сценарий урока:

Направление: начальная школа

Тема урока, класс, дата проведения.

«Звуки [п] [п‘]. Буква П п»

Программа, УМК

«Начальная школа 21 века»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

    1.Цель, направленная  на достижение предметных результатов:

Познакомить со звуками [п], [п].

  • Упражняться в нахождении  звуков [п], [п] в словах.
  • Составление звуковых схем слов с новыми звуками с самопроверкой по образцу.
  • Уметь читать слова с буквами П, п.
  • Развивать устную речь,  уметь правильно составлять предложения, составлять рассказ из заданных слов, логично выстраивать сюжет.

 2.Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД):

Познавательные:

учить принимать и сохранять учебную задачу, рассматривать иллюстрации и слушать учителя, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

Коммуникативные: 

учить вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

 задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; сотрудничать с товарищами;

Регулятивные: 

Учить правильно оценивать выполнения своих действий; выделять главное, подводи ть итоги; высказывать свои  мысли; пополнять свой словарный запас.

   

 3.Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД):

прививать интерес к познавательной деятельности; создавать позитивное эмоциональное отношение к уроку и предмету; формировать интерес к изучению предмета;

        

Метапредметные связи

Обучение грамоте: организовать деятельность учащихся по знакомству с буквой П, п; содействовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; печатать букву.

Письмо: Уметь применять полученные знания на уроке письма, продолжить работу над характеристикой звука;

Оборудование и материалы к уроку.

ОборудОборудование: проектор, интерактивнвая доска, презентация, у детей-  карточки для построения звуковых схем.

Главная проблема урока. Суть урока.

Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами .

Технология, формы работы на уроке, обоснование целесообразности

Ведущая технология: технология деятельностного метода, ТРКМ, ТРИЗ.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная

Этапы и виды деятельности учеников (к каким УУД они относятся?).

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Личностные УУД: создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

  1. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
  2. Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Личностные УУД: формировать интерес к изучению темы.

Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, устанавливать сходства и различия, группировать; систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
  2. тренировку соответствующих мыслительных операций;
  3. мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу») и его самостоятельное осуществление;
  4.  фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
  1. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные УУД: фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, в парах.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

  1. выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
  2. учащиеся в группе соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
  1. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.

Познавательные УУД: владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД: представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить (работа в группе)

  1. Реализация построенного проекта.

Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: представлять результат своей деятельности и деятельности группы; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  1. Первичное закрепление.

Познавательные УУД: работать с разными по уровню заданиями.

Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Регулятивные УУД: самостоятельно решать предложенные учебные задачи

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.

9) Рефлексия учебной деятельности. (итог).

На данном этапе фиксируется  содержание, закрепленное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:

Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель:

- А какой урок у нас сейчас вы узнаете, если сначала прочитаете буквы красного цвета, а после синего цвета. О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е (обучение грамоте)

(читающие дети)

ЗАГАДКА)Начинаем наш урок.

 Отгадайте загадку.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

-Ребята, а кого назвали сестричками? Почему?

-Для чего нужны буквы? (читать)

-Для чего нам нужно уметь читать? ( много знать)

Актуализация знаний учащихся.

Д Т Г Н К Р Л З Б С П

-Ребята, скажите какое задание я могу вам предложить?( разделить на группы)

- На какие группы можно разделить буквы? (звонкие, глухие, парные, непарные)

( работа детей на интерактивной доске)

-А на какие две группы делятся звуки?( гласные и согласные)

-Буквы, написанные на слайде, какие? (согласные)

-А какой звук вам в этой цепочке не знаком? (п)

Целеполагание.

Послушайте стихотворение и определите тему сегодняшнего урока.

Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.

-Какой звук  вы услышали в начале первого слова? (П)

(При чтении стихотворения, делайте хлопок, когда вы услышите в словах звук П.)

-Ребята, какой звук мы будем изучать?

- Звуки [п] и [п’] и буква П.

Открытие новых знаний.

-Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (картинка печка)

-Скажите, а в каких сказках  или мультфильмах герои встречали с волшебной  печкой?

(перечисляют сказки, произведения)

-Ребята, поработайте в парах, и составьте схему к слову  печка. (карточки-схемы)

-На столах наши помощники. ( ленты букв)

Проверка схем. На интерактивной доске ребенок под руководством учителя составляет схему к слову.

Работа с классом. Проговаривание и характеристика каждого звука.

Вывод! Звук [п’]- согласный, глухой парный, мягкий парный.

-Ребята, скажите а что можно испечь в печке? (пирожки, пиццу, пышки)

( на слайде картинки)

Самостоятельная работа. Диференцированная работа.(На столах лежат схемы,в некоторых обозначены количество звуко, некоторые чистые. Нужно составить схемы слов.).

- А сейчас самостоятельно составьте схему к слову пышка.

-Работа с классом. Проговаривание и характеристика каждого звука.

- На интерактивной доске составляется схема.  Дать характеристику каждого звука.

Вывод! Звук [п]- согласный, твердый парный, глухой парный!

Физминутка:

Нам пора передохнуть

Потянуться и вздохнуть.

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать.

Встали ровно. Наклонились.

Раз-вперед, а два-назад.

Повторяем все подряд.

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем,

Наши ноги упражняем.

Игра «Я беру тебя с собой» (Триз-технологии)

-Ребята, придумайте слова, в которых встречается звук [п] и [п’].

(дети называют слова).

Практическая часть.

Моделирование буквы. (фасоль).

(дети моделируют букву.

-На что похожа буква Пэ?

Слайд (картинки)

Закрепить зрительный образ буквы.

Звук и буква «П»

Первичное закрепление.

Чтение слогов по слайду.

Картинки по запросу слоги с буквой п

-Чтение слогов, в которых п обозначает твердый согласный.

- Чтение слогов, в которых п обозначает мягкий согласный.

Работа по учебнику. (Стр 113)

Чтение слогов и слов.

Работа с текстом.

Чтение текста «Просто старушка» (хорошо читающими детьми)

Работа по вопросам.

-Ребята, правильно ли поступил мальчик? Почему?

-А девочка?

-Почему текст называется «Просто старушка»?

-А вы помогаете старшим?

-А у кого есть бабушки, дедушки?

(ответы детей)

 

Рефлексия учебной деятельности. (итог).

.Итог урока. Рефлексия.

Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке?
- Мы достигли её?
Оцените свою работу на уроке:
Если на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый смайлик;
Если затруднялся при выполнении заданий -подмигивающий;
Если было трудно работать – грустный. (Слайд)

1.   я узнал…

2.  было интересно…

3.  было трудно…

4.  я выполнял задания…

5.  я понял, что…

6.  у меня получилось …

7.  меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...