род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Доржиева Светлана Цыренжаповна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushchestvitelnyh.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Русский язык  2 класс ( система Л.В. Занкова)

Тема раздела  «Имя существительное»

Тема урока

Род имен существительных

Тип урока

Урок открытия новых знаний

      Цель

Познакомить  с понятием « род существительных», с приемами определения рода имен существительных

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • развивать умения выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов;
  • актуализировать знания о признаках имён существительных морфологических;
  • организовать работу по обучению умению анализировать  представленный материал путём наблюдения;
  • воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные

Регулятивные:

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
  • формировать умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность.

Познавательные:

  • делать выводы на основе обобщения;
  • определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

 Имя существительное,  местоимение, предложение, текст, орфограмма

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Оборудование и материалы

А.В.Полякова. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Род имен существительных».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель – результат

Формирование УУД

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация к учебной деятельности

 

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Готовность к работе.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

. Слайд 1

Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинается урок!

-Здравствуйте, ребята!

У вас хорошее настроение?

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Настраиваемся на рабочую волну

-  - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать.

Читают

Готовятся к работе

Настраиваются на активную работу на уроке

Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово у вас к уроку.

Минутка чистописания

Актуализация изученных знаний письма букв с соединениями

Слайд 2

Ворона проворонила вороненка

Организует работу детей в тетради

- Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

-Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку.

-Какой звук произносим в каждом слове? Дайте характеристику этому звуку.

 -Расскажите про этот звук.

-Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы

Тт.

 -А теперь самостоятельно  пропишите  в тетрадях по образцу буквы и их соединения.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Ворона проворонила вороненка

 -Звук в

-  согласный, звонкий  твёрдый

-Вв,  ви ве  вя  вю вя.

Делают зарядку для пальцев рук.

 Записывают  в тетрадь

Актуализация знаний

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Коммуникативная:

коммуникация как взаимодействие.

Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной задачи.

Слайд 3

Организует работу детей в тетради.

-Запишите скороговорку. Подумайте, чем интересны слова в этом предложении?  

- Выделим корень в каждом слове.  Что такое корень?

Работа в тетрадях.

Комментированное письмо.

-Все слова однокоренные.

Правило

Записывают в тетради, выделяют  

корень-ворон

,проверяют.

Постановка учебной задачи

Проблемная ситуация

 

Мотивация к учебному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности каждого

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

Предметные:

обработка информации, передача информации.

Активизировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

Зафиксировать необходимость введения нового правила.

На доске записаны слова:

- Узнайте, о какой части речи будем говорить.

     Найдите  лишние слова (слайд 2):

Денёк, кормушка, деловой, небо, свадьба, ведро, играть, ветер.

 (убираю лишнее)

.

Слайд 4

правило

Учебник

стр.127-128

Найдите лишние слова.Что можете сказать о данных словах? Почему?    

- Какой частью речи являются данные слова?

-Что такое имя существительное?

- Какими бывают имена существительные?

-Как изменяются имена существительные?

  • Разделите слова на 3 группы
  • -расположите слова в 3 столбика на доске, а вы помогайте.
  • Если сложно , то присвойте эти предметы

(мой, моя, моё)

  • -Проверим, как вы записали слова. Почему?
  • -Все ли слова вы смогли записать в два столбика?

Почему   у вас встречается разное написание слов?  Докажите  свою точку зрения.

Анализирует знания учащихся.

-Создаю  проблемную ситуацию.

-Давайте проанализируем, почему мы не справились с заданием?

-Обратимся к учебнику и посмотрим, как правильно записывают данные слова.

-Что вы увидели?

- Можете объяснить почему?

Подберите к оставшимся словам подходящие местоимения

Сформулируйте тему нашего урока 

Лишние:  деловой,играть  т.к

Имя существительное.

- Правило

-Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

-По числам.

Делят на группы

Он, она,

Три ученика у доски

Ставят цели

Не все слова записали,

нет

выявляют место и причины затруднения.

Потому что не ко всем словам подобрали местоимения

Учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение

Читают правило на стр 127, приводят свои примеры

Записывют имена существительные в тетрадь

Проговаривают правила

Актуализация учебных знаний и умений.

Выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затр

уднения.

Внешний контроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Новая тема

Организовать выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявить место и причины затруднения

Учитель организует работу по определению цели и темы урока, построению проекта будущих учебных действий

- Как бы вы сформулировали цель урока?

- Уточним тему урока.

Цель:

-Мы должны научиться определ

ять род у имени существительного.

Тема урока:

«Род имён существительных».

Учащиеся предлагают, что необходимо сделать, чтобы правильно определить род имени существительного.

Самоконтроль

Внешний контроль

Новая тема

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их

обоснование.

Слайд 5 портфель

зверь, окно, метро, конь, работа, дерево, мороз, школа, сказка.

Работаем на доске Презентация. В  портфель складываем тетради со словами: зверь, окно, метро, конь, работа, дерево, мороз, школа, сказка,карандаши

Распознавание рода имен существительных. Прочитаем правило еще раз

Ж.р

М.р

Ср.р

Дета записывают по родам в тетрадь и на доске.

 У сущ. мн.числа определить род невозможно, его  ставим в ед.ч

Читают правило.

В ходе диалога выстраивается план преодоления затруднения.

План:

1.Читаю слово.

2. Подбираю местоимение.

3. Делаю вывод.

Самоконтроль

Внешний контроль

Слайд 6

он,мой-м.р, она,моя-ж.р, оно,моё- ср.р

Работа с учебником, стр 127

- Правильно?

- Давайте сделаем вывод.

- Каких родов бывают имена существительные?

- Как определить род имен существительных?

 

М.р,ж.р,ср.р.

Подставить местоимения он,мой-м.р, она,моя-ж.р, оно,моё- ср.р

Выполняют упражнение №238

Самоконтроль

Записывают, взаимопроверка

Физминутка

для глаз

Физминутка под музыку

Организовать включение нового знания

Создать условия  для  психоэмоциональной

разгрузки Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

Учебно-познавательная: применение знаний в нестандартной ситуации

Организовать усвоение детьми нового способа действия  при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 контроль, коррекция, Личностные: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы, самоопределение.

Информационная: переработка и использование информации для решения  учебной задачи. 

Работа с учебником, стр 127

Работа над

Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения.  

Дружно быстренько встаём, Выполним движения.

Показ упражнений

Учитель организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний.

Найдите упр 239, прочитайте задание. Все ли понятно?

Выполняют команды учителя

Учащиеся выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Работа на тренажере ( Алеша Попович)

Работа на интерактивной доске.Выбирают нужную группу, объясняя выбор

Выполняют упражнение №239

Умение  выделять в системе знаний изученную единицу.

Самоконтроль

Внешний контроль

в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного для введения в последующем новых способов действий

 

Тренажер «Алеша Попович»

Детям предлагается выполнить задание в электронном приложении.

-Распределите имена существительные в три группы: мужского, женского и среднего рода.

Творческая работа. Самостоятельная работа

Научить  правильно составлять предложения.

Слайд (зима)

Работа над деформированным предложением

Составьте три предложения

Самостоятельно.

Что такое предложение?

У существительных определить род.

Составляют , записывают в тетрадь

Правило

Определяют род  у существи тельных

Самопроверка

Проверка вслух

Обобщение новых знаний

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

 

  «Секрет запоминания родов»

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

Ч

-

Рефлексия деятельности

сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты. Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

Слайд

А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял задания.

Оценку за урок вы поставите сами, посчитав количество «+» в первой строке.

9-10 «+»  –  Отлично

7-8   «+» -   Хорошо

5-6  «+»   -  Удовлетворительно

0-4 «+»  -    Слабо

 Обсуждение результатов рефлексии

 

- Спасибо за работу на уроке!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...