род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Русский язык 2 класс ( система Л.В. Занкова)
Тема раздела «Имя существительное»
Тема урока | Род имен существительных | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Цель | Познакомить с понятием « род существительных», с приемами определения рода имен существительных | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| Личностные:
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |
Основные понятия | Имя существительное, местоимение, предложение, текст, орфограмма | |
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи – литературное чтение | |
Оборудование и материалы | А.В.Полякова. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Род имен существительных». | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Цель – результат Формирование УУД | Содержание (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценка и контроль |
Мотивация к учебной деятельности
| Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Готовность к работе. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | . Слайд 1 Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинается урок! | -Здравствуйте, ребята! У вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну - - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. | Читают Готовятся к работе Настраиваются на активную работу на уроке | Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово у вас к уроку. |
Минутка чистописания | Актуализация изученных знаний письма букв с соединениями | Слайд 2 Ворона проворонила вороненка | Организует работу детей в тетради - Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку: -Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку. -Какой звук произносим в каждом слове? Дайте характеристику этому звуку. -Расскажите про этот звук. -Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Тт. -А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Ворона проворонила вороненка -Звук в - согласный, звонкий твёрдый -Вв, ви ве вя вю вя. | Делают зарядку для пальцев рук. Записывают в тетрадь |
Актуализация знаний | Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Коммуникативная: коммуникация как взаимодействие. Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной задачи. | Слайд 3 | Организует работу детей в тетради. -Запишите скороговорку. Подумайте, чем интересны слова в этом предложении? - Выделим корень в каждом слове. Что такое корень? | Работа в тетрадях. Комментированное письмо. -Все слова однокоренные. Правило | Записывают в тетради, выделяют корень-ворон ,проверяют. |
Постановка учебной задачи Проблемная ситуация
| Мотивация к учебному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности каждого Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. Предметные: обработка информации, передача информации. Активизировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала. Зафиксировать необходимость введения нового правила. | На доске записаны слова: - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найдите лишние слова (слайд 2): Денёк, кормушка, деловой, небо, свадьба, ведро, играть, ветер. (убираю лишнее) . Слайд 4 правило Учебник стр.127-128 | Найдите лишние слова.Что можете сказать о данных словах? Почему? - Какой частью речи являются данные слова? -Что такое имя существительное? - Какими бывают имена существительные? -Как изменяются имена существительные?
(мой, моя, моё)
Почему у вас встречается разное написание слов? Докажите свою точку зрения. Анализирует знания учащихся. -Создаю проблемную ситуацию. -Давайте проанализируем, почему мы не справились с заданием? -Обратимся к учебнику и посмотрим, как правильно записывают данные слова. -Что вы увидели? - Можете объяснить почему? Подберите к оставшимся словам подходящие местоимения Сформулируйте тему нашего урока | Лишние: деловой,играть т.к Имя существительное. - Правило -Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. -По числам. Делят на группы Он, она, Три ученика у доски Ставят цели Не все слова записали, нет выявляют место и причины затруднения. Потому что не ко всем словам подобрали местоимения Учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение Читают правило на стр 127, приводят свои примеры | Записывют имена существительные в тетрадь Проговаривают правила Актуализация учебных знаний и умений. Выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затр уднения. Внешний контроль Самоконтроль Взаимоконтроль |
Новая тема | Организовать выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявить место и причины затруднения | Учитель организует работу по определению цели и темы урока, построению проекта будущих учебных действий - Как бы вы сформулировали цель урока? - Уточним тему урока. Цель: -Мы должны научиться определ ять род у имени существительного. Тема урока: «Род имён существительных». | Учащиеся предлагают, что необходимо сделать, чтобы правильно определить род имени существительного. | Самоконтроль Внешний контроль | |
Новая тема | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | Слайд 5 портфель зверь, окно, метро, конь, работа, дерево, мороз, школа, сказка. | Работаем на доске Презентация. В портфель складываем тетради со словами: зверь, окно, метро, конь, работа, дерево, мороз, школа, сказка,карандаши Распознавание рода имен существительных. Прочитаем правило еще раз Ж.р М.р Ср.р | Дета записывают по родам в тетрадь и на доске. У сущ. мн.числа определить род невозможно, его ставим в ед.ч Читают правило. В ходе диалога выстраивается план преодоления затруднения. План: 1.Читаю слово. 2. Подбираю местоимение. 3. Делаю вывод. | Самоконтроль Внешний контроль |
Слайд 6 он,мой-м.р, она,моя-ж.р, оно,моё- ср.р Работа с учебником, стр 127 | - Правильно? - Давайте сделаем вывод. - Каких родов бывают имена существительные? - Как определить род имен существительных?
| М.р,ж.р,ср.р. Подставить местоимения он,мой-м.р, она,моя-ж.р, оно,моё- ср.р Выполняют упражнение №238 | Самоконтроль Записывают, взаимопроверка | ||
Физминутка для глаз Физминутка под музыку Организовать включение нового знания | Создать условия для психоэмоциональной разгрузки Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). Учебно-познавательная: применение знаний в нестандартной ситуации Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении задач с проговариванием во внешней речи. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения контроль, коррекция, Личностные: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы, самоопределение. Информационная: переработка и использование информации для решения учебной задачи. | Работа с учебником, стр 127 Работа над | Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения. Показ упражнений Учитель организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний. Найдите упр 239, прочитайте задание. Все ли понятно? | Выполняют команды учителя Учащиеся выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Работа на тренажере ( Алеша Попович) Работа на интерактивной доске.Выбирают нужную группу, объясняя выбор Выполняют упражнение №239 | Умение выделять в системе знаний изученную единицу. Самоконтроль Внешний контроль |
в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного для введения в последующем новых способов действий
| Тренажер «Алеша Попович» | Детям предлагается выполнить задание в электронном приложении. -Распределите имена существительные в три группы: мужского, женского и среднего рода. | |||
Творческая работа. Самостоятельная работа | Научить правильно составлять предложения. | Слайд (зима) Работа над деформированным предложением | Составьте три предложения Самостоятельно. Что такое предложение? У существительных определить род. | Составляют , записывают в тетрадь Правило Определяют род у существи тельных | Самопроверка Проверка вслух |
Обобщение новых знаний | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
| «Секрет запоминания родов» Женский род - запомню я И скажу: “она моя”. И запомню род мужской, И опять скажу: “он мой”. Средний род: “оно моё” Это правило моё! Ч | - | |
Рефлексия деятельности | сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты. Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты. | Слайд | А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял задания. Оценку за урок вы поставите сами, посчитав количество «+» в первой строке. 9-10 «+» – Отлично 7-8 «+» - Хорошо 5-6 «+» - Удовлетворительно 0-4 «+» - Слабо Обсуждение результатов рефлексии
- Спасибо за работу на уроке! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...