Урок на конкурс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лобова Елена Валентиновна

Урок на конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_sklonenie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на конкурс

Оборудование: эл. доска, компьютер, кубики (рефлексия), «лист согласия», тетради, учебники, ручки, карандаши, линейки, карточки с заданиями, документ-камера.

Ребята, я хочу, чтобы вы улыбались,                                                                                                  Работой своей чтоб довольны остались,                                                                                                 Чтоб каждый из вас ощутил свой успех!                                                                                                  Чтоб этот урок нас порадовал всех!

Давайте  настроимся  на  работу

  • Мы умные, мы дружные,
  • Мы  - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью)

Девиз урока:  «Ученику-удача, учителю-радость»

Как вы это понимаете?

1.2  Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Имя существительное изменяется по … и …  (Падежам и числам)

- Какие постоянные признаки у имени существительного? (Род, склонение)

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного у дороги

- Назовите предлоги Д.п.

- На какие вопросы отвечает Т.п.?

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?

1.2 У вас на столах карточки с табличками

Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку ( делят на 1 и 2 скл.).

  Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь,  деревня, тетрадь,

капуста, помидор, малина, соль, солнце, агроном, пейзаж, мышь, акварель,

библиотека, беседа.

 Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в   первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.

Что вы заметили? (остались слова)

Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)

Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3   склонения).

Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?

- 3 склонение имён существительных

2. Целеполагание.

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок?

- Будем учиться определять склонение у имён существительных.

-Что мы должны знать в конце урока?

- Как определить ТРЕТЬЕ склонение существительных.

3.Открытие новых знаний 

Запишите оставшиеся слова в 3 столбик, выделите у этих существительных окончание и укажите род

 Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Ж.р. с нулевым окончанием

Откройте учебник на стр. 97. Прочитайте правило.

Сколько всего склонений у имён существительных? Мы их все изучили?

Давайте повторим: 1скл. – ж. и м. род с оконч. А и Я,

                                  2 скл.- м.р. с нулевым оконч., ср.р. – с оконч. О и Е

                                  3 скл. – ж.р. с нулев. оконч.

Словарная работа

Какие слова вам встретились в предыдущем задании? Словарные. 

А новое слово нашли? Агроном

Кто объяснит лексическое значение? Профессия. Специалист с/х.

Давайте придумаем предложение с новым словом.

Как научиться писать сл. слова без ошибок? Почему?

Игра «Доскажи словечко»:       разминка

Я буду загадывать загадки, а вы называть отгадки.

Если вы произнесёте имя существительное

 1 склонения – хлопок в ладоши;

 2 склонения – два притопа;

 3 склонения – присесть.

  1. Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)               хлопок

  1. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)         два притопа

  1. Его рукою не возьмёшь.

Кто же это? Это … (ёж)                            два притопа

  1. Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь)                        присесть

  1. В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                                    хлопок

  1. Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)                присесть

Повторение

У каждого из вас есть на парте квадратный лист бумаги. Лист согласия.

Сложите его так, как я покажу.

В ромбике напишите часть речи, у которой мы сегодня определяем склонение.

Имя существительное.

В левом верхнем углу- постоянные признаки,

 в верхнем правом- непостоянные признаки,

в левом нижнем- примеры,

в правом нижнем – антипримеры.

Заполните наши карты и приготовьтесь обосновать свой ответ.

Документ- камера

Игра « Разведчики».          Раздать слова

Кто такие разведчики? Какие они?

Сегодня у нас будет 4 разведчика.

А чтобы их определить, я придумала испытание.

1.О какой части речи это стихотворение?
 
Определяю я предметы,
 
Они со мной весьма приметны.
 
Я украшаю вашу речь,
 
Меня вам надо знать, беречь!      (о прилагательном)

2. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
   
(Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Ульяна)

3. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?    (стоНЕТ)

4.  Слова одной и той же части речи.

     Но разное значение у них.

     Скажу я «трусость»,

     Ты ответишь — «храбрость»,

      Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость».     (Антонимы)

5. Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные?   (имя)

6.Как большой дом превратить в маленький? (с помощью суффикса -ик: дом – домик)

5. Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных.
(всплеск, взгляд, встреча)

Проведение игры. Подведение итогов.

Какие слова искали разведчики? Проверим. Как определили?

Какие слова оказались лишними? Почему?

Как определить склонение существительных?

Рефлексия – Кубики

 Д/з: упр. 170 по заданию

Самостоятельная работа  на листочках

Карточка 1    (Сильным ученикам)

Запишите предложения. Определите склонение имён существительных

И днём (____), и ночью (____) кот (____) учёный все ходит по цепи (____) кругом.

На сосне (____) весёлый дятел (____) белке (____) домик (____) конопатил.

Карточка 2.

От данных имен существительных образуйте слова третьего склонения.

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- призера конкурса "Нескучные уроки" в г. Волгограде

Конспект урока чтения. Тема Русская народная сказка "Колобок"...

открытый урок на конкурс "Учитель года"

Открытый урок на конкурс «Учитель года 2010»Подготовила учитель начальных классов Абраменкова Н.М.     Тема урока: Промышленность Цель урока:ознакомить  с важн...

Внеклассное мероприятие "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок" игра - конкурс для 1 - 2 классов

Данный материал можно использовать в качестве занимательного материала при изучении сказок, так и во внеурочной деятельности....

Урок на конкурс "Зелёный конверт - 13"

Урок по окружающему миру "Путешествие по лесным тропинкам" 2 класс УМК "Школа России"...

Урок к конкурсу

Урок русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...

самоанализ открытого урока к конкурсу "Учитель Года 2017" по чтению 2 класс " Обобщающий урок по теме " Братья наши меньшие" "

Самоанализ открытого урока содержит цели и задачи, поставленные учителем; приемы и методы, использованные  на уроке...