Конспект урока- призера конкурса "Нескучные уроки" в г. Волгограде
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Ченегина Елена Геннадьевна

Конспект урока чтения. Тема Русская народная сказка "Колобок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Составители:     Ченегина Елена Геннадьевна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Волжского

Тема

Русская народная сказка Колобок»

Тип урока

Урок- спектакль

Цель темы

Осмысление сюжета сказки «Колобок»

Основное содержание темы, термины и понятия

Сказка «Колобок». комедия, трагедия, сусеки, амбар

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- определять сюжет и характеры главных героев сказки

- работать с дополнительными источниками знаний: словари, Интернет-ресурсы

- сочинять оконцовку сказки с изменением смыслового значения

- развивать навык чтения

Личностные: формирование системы ценностей ребенка, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности.

Познавательные: осмысление сюжета сказки, использование сценического образа для показа характера героев.

Регулятивные: освоение способов работы над художественным произведением

Коммуникативные: осмысление текста сказки, формирование умения строить простые речевые высказывания, слушать и слышать чужую точку зрения, организация теневого театра.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, работа в парах, группах , теневой театр

Книги с текстом сказки «Колобок», толковый словарь Ожегова, компьютер, видеопроектор, колонки, презентация, костюмы, ширма и фонарь для теневого театра

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование

I. Организационный момент

II. Подготовка к основному восприятию учебного материала

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

IV. Инсценировка сказки

V.  Рефлексия.

VI. Домашнее задание

Подготовка обучающихся к работе на уроке

Обеспечение

мотивации и

определение темы урока, постановка мотивации и

 цели и задач, актуализация опорных знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания учебного материала

 

Развитие устной речи, мотивация способов деятельности, общения, усвоение принципов актерского мастерства.

Рефлексия своего поведения, Усвоение способов саморегуляции и сотрудничества.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

(Звучит музыка «В гостях у сказки)

- Здравствуйте, ребята.

Вы, наверно, уже догадались о чем пойдет речь на уроке. А еще в помощь вам будет задание: «Словесная цепочка» Я говорю слово, а вы продолжаете словесный ряд по ассоциации.

(Слайд  1)

Книга – автор, текст, картинки, сказки…

Сказка  - герои, волшебство…

- Мы с вами ребята побываем сегодня в сказке, а в какой вам предстоит еще угадать. И следующее задание вам в этом поможет. «Пятый лишний»

(Слайд 2)

Перед вами слова. Ваша задача найти лишнее слово и сказать почему оно лишнее.

Лиса, Волк, Лось, Медведь, Заяц, Колобок

- Назовите тему урока

(Слайд 3)

- Назовите цели и задачи нашего урока.

Итак, мы отправляемся в сказку «Колобок». А в конце урока мы с вами даже побываем в театре.

(Слайд 4)

- Кто автор этой сказки? 

Да ребята, автор сказки сам народ, появившись эта сказка передавалась из уст в уста и дошла до наших дней.

Чтение сказки.

- Кто главный герой сказки? 

- А кто такой Колобок? 

- А в чьем доме он появился?  

- А как они жили и почему?

А прочитаем, как об этом говорится в начале сказки.

- Назовите из данного отрывка слова, значение которых вам неизвестно.  (Слайд 5)

Ваша задача, поставить в выделенных словах ударение и с помощью толкового словаря а также Интернета найти и прочитать их значение.

(Слайды 6,7)

Больше непонятных слов у нас не осталось. Отправляемся дальше.

- А какой был по характеру Колобок?  

- А эта сказка комедия или трагедия?

 - Да, верно, Колобок каждый раз находил себе приключения, испытывал себя. И, встретившись  с хитрой лисой, он не сумел вовремя остановиться и попал в беду. Но ведь и изначально Колобок был бы съеден. Кем?

- Так какой же вывод мы можем вынести из этой сказки? 

   

Впрочем, как и людей. Говорят, кто под какой звездой родился.  Но я думаю, что каждый человек может внести изменения  в свою судьбу, главное не плыть по воле волн, а самосовершенствоваться.   - Вот и вам задание пересочинить концовку сказки так, чтобы она закончилась добром.

(Слайд 8)

Сегодня данную сказку мы разыграем в теневом театре. Несколько человек у нас будут актерами, а остальные зрителями.

Но, уважаемые зрители, нам понадобится и ваша помощь тоже – в озвучке данной сказки. Поможете? Когда я обращусь к вам, вы будете издавать звуки. Попробуем.

Весело щебечут птички…..

Волк зубами щелкает…….. Медведь идет сучья трещат………..

Налетел ветерок и запел свою песенку…..

Закачались деревья ……….. Зашелестели своими листочками……….

Гуляя с вами  ребята, мы наблюдали за своей тенью. Тень сопровождает нас повсюду – она прячется у нас за спиной, принимает причудливые формы и узоры и является нашей неотъемлимой спутницей. А раз так – мы попробуем  ее приручить, познакомимся с нею поближе. Я приглашаю Вас в удивительное путешествие по загадочному миру теневого театра. Создать такой театр несложно, достаточно установить белый занавес – ширму, за ней на определенном расстоянии прожектор. И театр готов. Итак, занавес открывается, сказка начинается.

Вот такая замечательная сказка получилась на новый лад.

А в заключении нашего урока те ребята кому было работать  интересно, то прикрепите своего веселого Колобка, которого мы делали на уроке труда, на доску.

Ребята, дома вы должны будете еще раз прочитать сказку «Колобок» и придумать декорации к теневому театру, чтобы мы использовав их могли выступить с этой сказкой перед другими классами.

- Приветствие учителя.

Выполнение словесной логической цепочки  

Выполняют задание.

Здесь возможно два варианта ответа: лишний Лось (не сказочный персонаж)

  Лишний Колобок (не животное)

- Сказка «Колобок»

- читать сказку «Колобок»,

- познакомиться с героями сказки, их характерами

- чему учит данная сказка

- Русская народная сказка. Ее автор русский народ. Жанр устного народного творчества, передавалась из уст в уста.

Читают сказку.

- Колобок

- Это хлеб, пирожок.

- Он появился в доме бабушки и дедушки.

Выборочное чтение.

- Жили бедно «По сусекам поскребла, по амбарам помела…», но дружно  - Бабушка сразу откликнулась на просьбу Деда.  

- Амбар, сусеки.

- Ребята находят определение данных слов и зачитывают.

- Румяный, веселый, непослушный, искатель приключений.

- Трагедия, ведь Колобок погибает, его съели.

- Бабушкой и Дедушкой.

- У всего в жизни есть свое предназначение

Ребята придумывают оконцовку сказки так, чтобы она оканчивалась добром.

Зачитывают свои варианты.

Лучший вариант группа, которая сочинила готовит к представлению.

- щебечут

- два раза хлопнуть в ладошки

- топают ногами

- уууууууууу

- ручки вверх

- Потрем ладошки

Устанавливают ширму – занавес, а сзади на расстоянии прожектор.

Инсценировка сказки.

«Колобок»

Ребенок 1:  Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик старуху                   испечь Колобок. Старуха так и сделала. По амбару поскребла, по сусекам помела, набрала муки горсти две, замесила тесто на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Колобок полежал, полежал, да и покатился- с  окна на лавку, с лавки на пол, за дверь во двор, со двора за                    ворота…

Ребенок 2:  Катится катится Колобок. День яркий, солнечный. Вокруг птички                  поют….

Навстречу ему Заяц.

Заяц: - Колобок, колобок, я тебя съем

Колобок: - Не ешь меня, я тебе песенку спою

                 Я Колобок, Колобок

                 По амбару скребен

                 По сусеку метен.

                 Я от бабушки ушел,

                 я от дедушки ушел.

                 И от тебя Заяц уйду.

Ребенок 1: И покатился Колобок дальше. Только Заяц его и видел.

                 Катится катится Колобок, а навстречу ему Волк.

Ребенок 2:  Идет зубами щелкает……

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок: - Не ешь меня Волк, я тебе песенку спою  /песенка/

Ребенок 1: И покатился Колобок дальше. Только Волк его и видел.

                 Катится катится Колобок,

Ребенок 2:  А навстречу ему Медведь идет, сучья трещат.

Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем

Колобок: Не ешь меня Медведь, я тебе песенку спою  /песенка/

Ребенок 1: И покатился Колобок дальше. Только Медведь его и видел.

                 Катится катится Колобок,

Ребенок 2: Вечереет.

                Налетел легкий ветерок и запел свою песенку….

                 Закачались молодые деревца………

                 Зашелестели своими листочками……

Ребенок 1:  А навстречу откуда ни возмись Лиса, рыжая, современная…

Колобок поет:   Я Колобок, колобок

                           По амбару скребен,

                           по сусечкам метен.

                           Меня бабушка испекла,

                           У меня внутри изюминка.

Лиса:

            - Ой!  Знаю, знаю!

           Уходи хлебобулочное! Не стану тебя есть!

          Я на диете!

(варианты оконцовки сказки могут быть разные)

компьютер, колонки, видеопректор, презентация

Работа с книгой

Толковый словарь Ожегова, компьютер - Интернет

Работа с текстом сказки

Подготовка теневого театра: прожектор, занавес, костюмы героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии Тема урока: Роспись пасхальных яиц.

Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.2)Развивать воображение, мелку...

конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед

технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...

конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед

технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...

Конспект нетрадиционного урока физической культуры - урока здоровья для учащихся начальной школы.

Конспект нетрадиционного  урока физической культуры, разработан для обучающихся начальной школы.  Цель данной разработки - формирорвание знаний младших школьников о доступных формах дви...

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Конспект внеклассного занятия для начальной школы «Волгоград - современный индустриальный город».

Цель занятия: Формировать представление о крупнейшем индустриальном и культурном центре страны – городе Волгограде.Планируемые результаты:Предметные: обучающийся научится: называть сферы развити...