Урок к конкурсу
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Ларкина Светлана Александровна

Урок русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_larkina_s.a.doc78 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx170.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

ФИО Ларкина Светлана Александровна

Место работы МБОУ СОШ № 83

Должность учитель начальных классов

Предмет  русский язык

Класс 2 «А»

Тема и номер урока в теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», урок № 1

Базовый учебник: А.В. Полякова Русский язык: Учебник для 2 класса: в 2 частях. – Самара: Издательство: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г. ( система Л.В. Занкова)

Цель урока:

- формировать понятие о категориях одушевленности и неодушевленности имен существительных;

- уметь определять данную грамматическую категорию ;

- содействовать развитию учебно-коммуникативных и учебно-информационных умений;

- развивать логическое мышление, умение рассуждать, внимание;

- воспитывать активность и самостоятельность.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные;

- развивать орфографическую зоркость;

- формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу;

- развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся;

2.Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач ,редактировать устные и письменные высказывания;

3. Познавательные:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные:

- с учетом цели достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру в группе или в паре необходимую информацию, как ориентир для построения действий.

5. Личностные:

-уметь оценивать трудность предлагаемого задания.

6. Здоровьесберегающие:

- создавать условия для снятия физической и умственной усталости детей.

Тип урока.  Комбинированный.

Формы работы учащихся. Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

                                                   - фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

Технологии, используемые на уроке: компетентностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно – коммуникативные технологии, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология уровневой дифференциации обучения.

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

- учащиеся научатся анализировать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?;

- учащиеся познакомятся со словами, которые бывают одушевленными и неодушевленными, в зависимости от лексического значения в предложении;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условиями её выполнения;

- оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в паре и в группе.

Оснащение урока:

ТСО: ноутбук, проектор, презентация к уроку.

Дидактический и раздаточный материал:  презентация с текстом, карточки – задания для индивидуальной и групповой работы.

Учебник: А.В. Полякова Русский язык: Учебник для 2 класса: в 2 частях. – Самара: Издательство: «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г. ( система Л.В. Занкова)

   

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

       Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

1мин.

Включение в деловой ритм:

приветствие, посадка, проверка готовности к уроку.

- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка. Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете делать , если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.

Я желаю вам сегодня на уроке хорошего настроения.

- Запишем число, классная работа.

Подготовка класса к работе.

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Регулятивные:  уметь самостоятельно организовать своё рабочее место.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3 мин.

Работа со словарными словами,

используя презентацию.

Слайд 2.

 

- Посмотрите внимательно на доску. Какое задание вы можете предложить? (вставить пропущенные буквы)

- Что объединяет эти слова?

Что вы знаете об имени существительном?

Дети записывают в тетрадь словарные слова и оценивают свою работу по слайду.

Дети делятся своими знаниями.

Личностные:

развитие способностей к учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение правильно строить свои высказывания и слушать мнения товарищей.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные:

самостоятельно выполнять предложенные задания, опираясь на полученные знания.

3. Выявление места и причины затруднения.

Решение дидактической задачи.

4 мин

- Предлагаю вам заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» (слайд 4).

Каждый учащийся работает индивидуально с карточкой и определяет свое незнание.

Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные. Какие существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5 мин

- Что вы узнаете сегодня на уроке?

- Какая сегодня тема нашего урока?

Слайд 5.

- Какими способами мы сможем добиться этого?

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели.

Познавательные:

Решение и преобразование задачи в соответствии с заданными условиями.

Личностные:

интерес к предметно – исследовательской деятельности.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания.

5.Открытие нового знания.

5 мин.

- Почитайте еще раз слова, записанные на доске.

- На какие группы их можно разделить?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос Кто?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос Что?

- Почему одни слова отвечают на вопрос Кто? а другие Что?

Вывод: слайд 7

- Существительные, которые отвечают на вопрос Кто? называются одушевленными.

Слайд 8

- Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевленными.

Учащиеся делят слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Ребята, медведь, девочка, ворона.

Месяц, лопата, ягода.

Познавательные:

учиться находить слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя.

Личностные:

интерес к предметно – исследовательской деятельности.

6. Первичные закрепления с проговариванием во внешней речи.

Физминутка

5 мин

1

Работа с учебником,          упр. №213

Слайд 10

1 учащийся работает у доски, остальные – в тетради.

Дети выполняют упражнения под видеозапись

Познавательные:

самостоятельное выделение нужного ответа, логическое доказательство своего решения.

Коммуникативные:

слушать высказыва -ние товарищей и замечания учителя.

Регулятивные:

Исправлять свои ошибки в задании.

Личностные:

положительное отношение к урокам математике, к школе.

 7. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Работа в парах

2 мин

- Следующее упражнение вы будете делать в парах, ведь недаром говорится: «Один ум хорошо, а два - лучше».

Учитель раздает карточки, на которых написаны слова (слайд 11).

- Какие слова вы нашли?

- Первый вариант выпишет одушевленные имена существительные, второй – неодушевленные.

- Какие слова выписал первый вариант и почему?

- Какие слова выписал второй вариант и почему?

- Почему слово «лисички» вы отнесли и к одушевленным, и к неодушевленным существительным?

- Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывает одушевленными и неодушевленными. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором они употребляются.

Радуга, белка, компьютер, рыбка, лисички, трава.

Белка, рыбка, лисички.

Радуга, компьютер, лисички, трава.

Лисички – это грибы.

Лисички – это животное.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельное формулирование познавательной цели;

логические:

формулирование проблемы.

8. Работа в группах.

10мин

- Найдите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными. Слайд 12.

Один представитель от группы зачитывает предложения и доказывает правильность своего ответа.

Регулятивные:

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

логическое решение проблемы: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные:

ориентация на самоанализ и самоконтроль результата.

9. Включение в систему знаний и повторений.

2 мин.

- Найдите и запишите лишнее слово и объясните свой выбор.

Слайд 13.

Котенок

Гнездо

Мальчик

Турист

Школа

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные:

интерес к предметно – исследовательской деятельности.

10. Рефлексия учебной деятельности

   (итог урока)

2 мин.

Организует рефлексию.

Слайд 14.

- Какую задачу вы ставили в начале урока?

- Справились с поставленной задачей?

- Что было трудно?

- Что понравилось на уроке? 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

Ответ детей.

Личностные:  самоопределение;

Познавательные: рефлексия;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

11. Домашнее задание.

- Упр. № 215

- Дополнительно выполните задание по желанию: запишите слова, которые будут отвечать на вопрос кто? в соответствии с заданием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок во 2 «А» классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Слайд 2

Словарная работа Р_бята , м_дведь , мес_ц , л_пата , яг_да , дев_чка , в_рона . е е о я о о о

Слайд 3

Оцените свою работу Без ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 Более 3 – выучи словарные слова

Слайд 4

Карточка «Я знаю, я умею, я могу» Я знаю, что такое имена существительные. Я умею находить существительные среди других слов. Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.

Слайд 5

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Слайд 6

Ребята, медведь, месяц, лопата, ягода, девочка, ворона.

Слайд 7

Работа над правилом Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух . Такие имена существительные называются одушевлёнными. Подберите к каждой группе одушевлённых существительных ещё по два слова. Люди: (кто?) художник, …, … . Птицы: (кто?) снегирь, …, … . Насекомые: (кто?) шмель, …, … . Домашние животные: (кто?) лошадь, …, … . Дикие животные: (кто?) медведь, …, … .

Слайд 8

Работа над правилом Вопрос что? Мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных : (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Инструменты: (что?) топор, …, … . Обувь: (что?) сапоги, …, … . Явления природы: (что?) вьюга, …, … . Растения: (что?) крапива, …, … . Посуда: (что?) тарелка, …, … .

Слайд 9

Работа с учебником Упражнение № 213

Слайд 10

Физ. минутка

Слайд 11

Работа в парах Ь РДЬАР МРОЛКВЫЧ АС ТЦЬЪ РРП ЧВ РН ЭМОУ РА ДУГА БЕЛКА КОМПЬЮТЕР РЫБКА ЛИСИЧКИ ТРАВА

Слайд 12

Работа в группах Папа с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку. В лесу осеннею порой частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу. В парке мы часто даём голубям крошки хлеба. Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо? А что такое плохо?». На снегу свои следы оставили лисички. В корзине с грибами лежали лисички, опята, маслята. Бабочка порхала над душистым цветком. Мама завязала мне галстук-бабочку.

Слайд 13

Повторение Найди и запиши лишнее слово и объясни свой выбор. Стол, яблоня, линейка, ягода. птица, комар, собака, бабочка. Дом, береза, машина, цветок. Поход, дорога, костер, палатка. Ученик, ученица, директор, школьник. котенок, Гнездо, мальчик, турист, школа,

Слайд 14

Рефлексия учебной деятельности Я доволен своей работой на уроке, у меня все получилось! Не всё было понятно на уроке, неуверен в своих знаниях.

Слайд 15

Спасибо за старание, ведь главное желание, а навыки и знания с годами к нам придут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- призера конкурса "Нескучные уроки" в г. Волгограде

Конспект урока чтения. Тема Русская народная сказка "Колобок"...

открытый урок на конкурс "Учитель года"

Открытый урок на конкурс «Учитель года 2010»Подготовила учитель начальных классов Абраменкова Н.М.     Тема урока: Промышленность Цель урока:ознакомить  с важн...

Внеклассное мероприятие "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок" игра - конкурс для 1 - 2 классов

Данный материал можно использовать в качестве занимательного материала при изучении сказок, так и во внеурочной деятельности....

Урок на конкурс "Зелёный конверт - 13"

Урок по окружающему миру "Путешествие по лесным тропинкам" 2 класс УМК "Школа России"...

самоанализ открытого урока к конкурсу "Учитель Года 2017" по чтению 2 класс " Обобщающий урок по теме " Братья наши меньшие" "

Самоанализ открытого урока содержит цели и задачи, поставленные учителем; приемы и методы, использованные  на уроке...

КОНСПЕКТ УРОКА НА КОНКУРС « МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Предмет:  Обучение грамоте Учебник:  Т.М. Андрианова Обучение  грамоте и развитие  речи,  1 (УМК « Планета знаний) Характеристика класса. Наполняемость класса ...