Контрольные работы по русскому языку
материал по русскому языку (4 класс)
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_test_po_rus.yaz_._4_klass.doc | 96.5 КБ |
kontrolnye_raboty_po_uchebnomu_kursu.docx | 44.7 КБ |
pr.r._2_chetv.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф. И._______________________________________________класс____________________
Итоговая контрольная работа по русскому языку за 4 класс
2017-2018 уч.г.
Вариант 1.
1. Обведи номер ряда, в котором слова стоят в алфавитном порядке:
1) Подберёзовик, опята, лисичка, сыроежка.
2) Ландыш, мать-и-мачеха, медуница, подснежник.
3) Земляника, ежевика, смородина, малина.
4) Кувшин, ложка, тарелка, стакан
2. Выбери трёхсложное слово, в котором звуков больше, чем букв:
1) ёлка 2) съел 3) яблоко 4) аллея
3. Прочитай данные ниже слова.
Мелочь, деревья, лютики, чаща, ельник, пеньки, снегири, деревня.
Выпиши слова в таблицу.
Двусложное слово | Трёхсложное слово | |
В слове все согласные звуки мягкие | _______________________ | _______________________ |
В слове НЕ все согласные звуки мягкие | _______________________ | ______________________ |
4. В каком ряду слова являются однокоренными:
1) товарищ, дружок
2) чёрный, тёмный
3) водный, подводник
4) гора, горе
5. Состав какого слова отличается от состава слова ЗАПИСКА:
1) поделки 2) поездка 3) зарядка 4) подарки
6. Разбери слова по составу и распредели их на группы в зависимости от состава слова
Уход, длина, работник, написал, гости, холодок, мысли, наледь, рукав, вход.
1) корень, окончание_______________________________________________________
2) приставка, корень, нулевое окончание______________________________________
____________________________________________________________________________
3) корень, суффикс, нулевое окончание___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какое слово не вошло ни в какую группу? Запиши и разбери его отдельно_____________________________________________________________________
7. Запиши по два примера каждой из указанных частей речи
1) имя существительное - ___________________________________________________
2) имя прилагательное - _____________________________________________________
3) глагол - _________________________________________________________________
4) предлог - ________________________________________________________________
8. Определи номер словосочетания, данного в предложном падеже:
1) в тёмной комнате 2) на широкое поле
3) по деревенской улице 4) из березовой рощи
9. В каких предложениях выделенное слово является существительным в форме мн.ч., В.п
1) В лесу отбивает дробь дятел.
2) Резкий ветер разносит семена деревьев.
3) Он срывает осенние листья.
4) Стаями улетают на юг птицы.
- Какое слово относится к иной части речи, чем другие:
Тёмный, светлый, темнота, ночной.
Выпиши это слово.
Какие признаки, характерны для этой части речи? Напиши четыре признака.
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) ______________________________________________________________________
4) ______________________________________________________________________
11. В каком словосочетании есть прилагательное в форме ед.числа женского рода:
1) ловкий акробат
2) смешные истории
3) яркое представление
4) цирковая арена
12. Определи признаки имени прилагательного в предложении:
В январе царство длинных ночей отступает.
1) ед.ч., Им.п.
2) мн.ч., ж.р., Р.п.
3) мн.ч., Р.п.
4) мн.ч., В.п.
13. Какой глагол имеет следующие признаки:1 спр., наст.вр., во мн.ч., 1 л.
1) рушим 2) посеем 3) подрезаете 4) помечаем
14. В каком предложении слово ПЕЧЬ является глаголом:
1) Хозяин в доме построил печь.
2) Мама к празднику решила печь пироги.
3) Бабушка начала топить печь.
4) Старый дед забрался спать на печь.
- Придумай и запиши два предложения: первое с именем существительным лай, второе – с глаголом лай.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Найди предложения, в которых правильно определены подлежащее и сказуемое. Обведи их номера.
1) Весной звери просыпаются от спячки
2) Охотничий пёс нашёл наконец-то заячий след.
3) Иволги живут в берёзовых рощах.
4) Маленькая ёлочка росла в тени большой ели.
5) Весной зайцы меняют шубки.
6) Горячий луч осветил прячущийся под деревьями снег.
17. Определи номер предложения, в котором нет однородных членов:
1) Сорочонок переселился на житьё из комнаты на балкон.
2) Капля росы ожила, покатилась по ветке.
3) В болоте водились дикие утки и кулики.
4) Под потолком висели гирлянды сосновых и еловых шишек.
18. Запиши побудительное предложение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Отметь, где правильно подобраны проверочные слова для орфограмм в слове З..Л...ТОЙ. Вставь пропущенные буквы.
1) золочёная 2) золото 3) золотая 4) золотить 5) позолота
20. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке. Укажи орфограммы.
Местный, бумажка, варежка, окрестный, резьба, несчастный.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ 21-24.
Это было ранней весной. Мы шли по тропинке. Вдруг послышались тихие, незнакомые и очень приятные звуки.
Усевшись на сучках деревьев сойки пели и щебетали. Мы не ожидали, что сойки так красиво умеют петь.
Заметит сойка собаку или человека и, перелетая с сучка на сучок, издаёт резкий, тревожный, неприятный крик. По этому крику звери и птицы узнают о близкой опасности, стараются поскорее укрыться.
( По И. Соколову Микитову)
21. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста:
1) Наступила весна.
2) Прилёт птиц.
3) Сойки.
4) Близкая опасность.
22. Составь план прочитанного текста и запиши его.
1)_________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________
23. Почему сойка издаёт неприятный крик?
1) сойка предупреждает зверей и птиц о близкой опасности
2) отвлекает человека от своего гнезда
3) радуется приходу весны
4) она допевает свою песню
24. Закончи историю о сойке. Придумай и запиши 2-3 предложения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.__________________________________________________класс__________________
Итоговая контрольная работа по русскому языку за 4 класс
2017-2018 уч.г.
Вариант 2.
1. Обведи номер ряда, в котором слова стоят в алфавитном порядке.
1) Карандаш, ластик, пенал, краски.
2) Блузка, куртка, платье, юбка.
3) Молоко, сыр, масло, кефир.
4) Кресло, кровать, диван, стул.
2. Выбери двусложное слово, в котором звуков меньше, чем букв:
1) ёлка 2) съел 3) письмо 4) аллея
3. Прочитай данные ниже слова.
Печень, редька, веселье, чайники, свеча, снегири,деньки, ключики.
Запиши слова в таблицу.
Двусложное слово | Трёхсложное слово | |
В слове все согласные звуки мягкие | _______________________ | _______________________ |
В слове НЕ все согласные звуки мягкие | _______________________ | ______________________ |
4. В каком ряду слова являются однокоренными:
1) добрый, чуткий
2) рисовая (каша), рисовать
3) кормушка, кормить
4) белила, белка
5. Состав какого слова отличается от состава слова ПОКРАСКА:
1) повязка 2) замазка 3) полоска 4) нарезка
6. Разбери слова по составу и распредели их на группы в зависимости от состава слова
Борода, невинный, грубоватый, приход, талантливый, кожаный, пчела, добро, пробежка, бесчисленный.
1) корень, окончание___________________________________________________________
2) приставка, корень, суффикс, окончание_________________________________________
3) корень, суффикс, окончание___________________________________________________
Какое слово не вошло ни в какую группу? Запиши и разбери его отдельно. _____________________________________________________________________
7. Запиши по два примера каждой из указанных частей речи
1) имя существительное - _______________________________________________________
2) имя прилагательное - ________________________________________________________
3) глагол - ___________________________________________________________________
4) местоимение - ______________________________________________________________
8. Определи номер словосочетания, данного в дательном падеже:
1) от сильного ветра
2) большому кораблю
3) с радостным блеском
4) из дремучей берлоги
9. В каком предложении выделенное слово является существительным в форме ед.ч., В.п
1) В лесу отбивает дробь дятел.
2) Резкий ветер разносит семена деревьев.
3) Он срывает осенние листья.
4) Стаями улетают на юг птицы.
10. Какое слово относится к иной части речи, чем другие:
Белеть, светлеть, белизна, белить.
Выпиши это слово.
Какие признаки, характерны для этой части речи? Напиши четыре признака.
1) __________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________
3) __________________________________________________________________________
4)____________________________________________________________________________
11. В каком словосочетании есть прилагательное в форме ед.числа мужского рода:
1) ловкий акробат
2) смешные истории
3) яркое представление
4) цирковая арена
12. Определи признаки имени прилагательного в предложении:
Под старыми соснами виделся домик лесника.
1) мн.ч., жен.р., Пр.п.
2) мн.ч., жен.р.,Тв.п.
3) мн.ч., Пр.п.
4) мн.ч., Тв.п.
13. Какой глагол имеет следующие признаки:1 спр., буд.вр., во мн.ч., 1 л.
1) рушим 2) посеем 3) подрезаете 4) помечаем
14. В каком предложении слово ТЕЧЬ является глаголом:
1) Рыбак быстро заделал течь в днище лодки.
2) Корабль дал течь.
3) Из крана начала течь вода.
4) В плотине образовалась течь
- Придумай и запиши два предложения: первое с именем существительным белила, второе – с глаголом белила.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найди предложения, в которых правильно определены подлежащее и сказуемое. Обведи их номера.
1) Холодный ветер с огромной силой дул в лицо.
2) Красивые клёны сажают люди в городских парках.
3) Из травы выглядывали первые весенние цветы.
4) На высоких соснах селятся ястребы и орлы.
5) Ранним утром громко зазвонил телефон.
6) Горячий луч осветил прячущийся под деревьями снег.
- Определи номер предложения с однородными членами:
1) В кабинете у деда над диваном прибиты оленьи рога.
2) Перелётные птицы скоро возвратятся на места гнездовий.
3) Целыми днями без устали пес бегал по полю.
4) Мы кормили птенца творогом и кашей.
- Запиши побудительное предложение.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отметь, где правильно подобраны проверочные слова для орфограмм в слове Х...Л...ДИТ. Вставь пропущенные буквы.
1) холод 2) прохладный 3) холодить 4) холодный 5) ходит
- Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке. Укажи орфограммы.
Радостный, гибкий, свистнул, чувствуете, сказка, дорожка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ 21-24.
Ранней весной на лесных опушках появляются проталины. У зайцев рождаются детёныши.
Родятся зайчата зрячими и могут сразу бегать, прятаться от врагов. Сидят они где-нибудь под кустиком, не уходят от своего гнезда. Мать-зайчиха кормит их молоком.
Насосутся зайчата, зайчиха от них убежит и вернётся через несколько дней. Молоко у зайчихи жирное, питательное, зайчата не голодают.
( По Г. Скребицкому)
21. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста:
1) Наступила весна.
2) Рождение зайчат.
3) Шустрые зайчата.
4) Одинокие зайчата.
22. Составь план прочитанного текста и запиши его.
1)________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________________
23. Почему зайчата не уходят далеко от своего гнезда?
1) хотят оставаться рядом с матерью
2) рядом с гнездом всегда много корма
3) прячутся в гнезде от врагов
4) слепые, не видят дороги
24. Закончи историю о зайчатах. Придумай и запиши 2-3 предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы в заданиях с выбором ответа
№№ заданий | №№ правильных ответов | |
1 вариант | 2 вариант | |
1 | 2 | 2 |
2 | 3 | 3 |
4 | 3 | 3 |
5 | 3 | 3 |
8 | 1 | 2 |
9 | 2,3 | 1,4 |
11 | 4 | 1 |
12 | 3 | 4 |
13 | 4 | 2 |
14 | 2 | 3 |
16 | 1,2,5,6 | 1,3,5,6 |
17 | 1 | 4 |
19 | 2,5 | 1,4 |
21 | 3 | 3 |
23 | 1 | 3 |
Предварительный просмотр:
Контрольные работы по учебному курсу «Русский язык» 4 класс УМК «Гармония»
№ 1. Контрольный диктант (входной)
Цель: повторение пройденного материала 1-3 классов.
Родник.
Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.
Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлепнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеек.
Я напился и накрыл родничок веткой смородины.
Слова для справок: возвращался, несколько.
Грамматические задания:
1.Bo втором предложении подчеркни главные члены предложения.
2. Разбери по составу слова:
1 вариант: шумный, выходка, заморозки
2 вариант: ловкий, побелка, перелетные.
№ 2. Контрольный диктант по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем»
Цель: проверить орфографические и грамматические умения за 1-3 класс.
Мы увидели барсучью нору. Подобрались к овражку, заглянули. На холме в тени сидит барсучиха, муху отгоняет. Шагах в десяти бегают барсучата. От нас совсем близко. Смешные они!
Один сполз по склону овражка. Теперь забраться не может. Еловые иголки скользят. Когтями работать он ещё не научился. Зверек повернулся и побежал от горки. Мать голову повернула и поглядела на него. Сразу остановился. Как это она так смогла?
(65 слов) По Э. Шиму
Грамматические задания
1.Написать начальную форму глаголов.
I вариант – увидели, нарисует.
II вариант – заглянули, отработает.
2.Найти в тексте три существительных так, чтобы одно было употреблено в форме дательного падежа, другое – в форме родительного падежа, третье – в форме предложного падежа.
3.Подчеркнуть главные члены.
I вариант – в 11 предложении.
II вариант - в 12 предложении.
4.Выполнитьзвукобуквенный анализ слова.
I вариант - сполз
II вариант – когти
5.Указать строение слова.
I вариант - побежала
II вариант- увидели
№3. Контрольное списывание.
Тундра
Цель: проверить орфографические и грамматические умения.
Равнина седая, унылая и серая. И небо над ней серое, скучное. сырое. Всюду только мох, кочки, лужи на тысячи вёрст вокруг.
Если и встретишь лес – то высотой по колено! Ивы, берёзы толщиной с карандаш. Зато грибов ягод – видимо-невидимо!
Приползёт туча – накроет тундру холодная тень. Следующая спрыснет частым дождём. Третья пробарабанит крупой ледяной. Четвёртая снегом засыплет.
Ярче всего тундра летом. На лужах пёстрые птицы. На кочках синеют, краснеют, желтеют яркие цветы.
№ 4. Контрольный диктант за I четверть.
Цель: проверить орфографические умения (по всем темам) и грамматические: выделять основы предложений и словосочетания; ставить смысловые и падежные вопросы; определять часть речи, а у имён – ещё и падеж; выполнять все известные виды разбора (в форме различных заданий); наличие у учеников регулятивных умений
(способности организовывать свою деятельность, в том числе и осуществлять самоконтроль), готовность находить в записанном тексте нужные сведения; понимать и выполнять инструкции, а также осуществлять требуемые мыслительные операции (анализа, сравнения, подведения под понятия и др.).
Отлёт.
Небо часто покрывалось низкими осенними облаками. Мимо неслись стаи перелетных птиц. Болота уже покрывались ледком. Поэтому болотные птицы улетели первыми. Начали готовиться к отлету лебеди, гуси, утки. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки. Она укрепляла крылья для полета. Сколько было крика, веселья и радости! Одна Серая Шейка была в стороне. Ей нужно было мириться с судьбой.
(62 слова)
Слова для справок: болота, далёкого, отдельные.
Грамматические задания.
1.Указать части речи и подчеркнуть главные члены.
I вариант – в 1 предложении.
II вариант - во 2 предложении.
2.Выписать из текста два словосочетания так, чтобы в первом зависимое слово было наречием, а во втором – именем существительным.
3.Указать строение слова.
I вариант – перелётных, готовила.
II вариант – покрывали, болотные
4.Выполнитьзвукобуквенный анализ слова.
I вариант – ледком.
II вариант – низкими.
№ 5. Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имён существительных»
Цель: проверить умения писать безударные окончания имён существительных, применять при письме все изученные орфографические правила, определять основные признаки имён существительных, выполнять освоенные виды языкового анализа.
Заяц жил зимой около деревни. На большой дороге было слышно, как визжали полозья, фыркали лошади.
Вот заяц остановился у дороги. Потом перескочил ее и побежал дальше. В деревне было тихо.
Заяц подошел к своей старой норке, лег, устроил на спине уши и заснул с открытыми глазами. (46 слов)
По Л. Толстому
Грамматические задания
- Разобрать слово как часть речи
1 вариант – около деревни ч. р.
2 вариант – на спине ч. р.
2. Разбор слов по составу:
Перескочил, настольная, домовой, прибрежный, уехать.
№ 6. Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имён прилагательных»
Цель: проверить умения писать безударные окончания имён существительных и имён прилагательных, а также наиболее распространённые наречия (из числа изученных); применять при письме все изученные орфографические правила.
Грамматические задания проверяют умения: определять основные признаки имён существительных и имён прилагательных; выполнять освоенные виды языкового анализа.
Я шел по узкой тропинке и читал зимнюю белую книгу.
Слева по гладкому снегу ровной цепочкой тянутся следы мыши. Вот мышь увидела опасность и скрылась под деревом. От ели к ели наследила белка и насыпала мусор от шишек. Из еловой чащи протянулся заячий след (з-б.). Его не спутать с другим следом. Косой пробежал (с. с.) по опушке к осинкам. Как зайцы объели их кору! В погоне за зайцем полз еще зверь, но повернулся и ушел в чащу.
Интересно узнавать о жизни зимнего леса!
(80 слов) По Г. Скребицкому
Грамматические задания
1. В первых двух предложениях над именами существительными указать склонение, а над именами прилагательными – падеж. Найти наречие и обозначить его (нареч.).
2. В выделенном предложении подчеркнуть главные члены. (Если позволит время - выписать из него словосочетания)
3.Поставить в Д. п., В. п., П. п. следующие словосочетания:
I вариант – зимняя сказка
II вариант – красная лента
4. Выполнить указанные виды разбора.
Речевое задание. Озаглавить текст по теме или главной мысли и записать название на оставленной строке.
№7. Контрольное списывание
Цель: умение правильно списывать печатный текст.
В лесу.
В этом лесу всегда стоит шум. Это старый, дремучий бор. Высокие сосны с красными стволами стоят плотной ратью. Сквозь сосновые иглы из почвы пробиваются яркие папоротники. Пышные, причудливые, величавые, раскинули они свои крупные, резные листья.
Я узнаю тонкий, острый свист синиц, тревожные крики сорок. Но самые нежные, самые мелодичные голоса остаются неизвестными. Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на весь лес.
В нос бьёт запах грибов, воды и хвои. В такие минуты человек ощущает себя частью природы.
№ 8. Проверочная работа по теме: «Открываем ещё несколько секретов правильной речи»
Цель: проверить умения писать безударные окончания имён существительных и имён прилагательных, а также наиболее распространённые наречия (из числа изученных); применять при письме все изученные орфографические правила, находить ошибки в тексте.
1.Выбери правильный ответ.
Склонение – это:
а) изменение имён по числам;
б) изменение имён по падежам;
в) изменение имён по родам.
2.Соедини линиями.
за солнцем
в автомобиль 1 склонение
из постели 2 склонение
на лошадке 3 склонение
в кроватке
3. Вставьте пропущенные безударные окончания. Укажите склонение и падеж.
На улиц…, со злость…, на мест…, от радост…, по тропинк…, на площад…, к птиц…, в магазин…, на ветк… осинк….
4. Напишите правильные падежные окончания прилагательного ВЕСЕННИЙ.
И. п. весен…. ветер
Р. П. весен…. ветер
Д. п. весен…. ветер
В. п. весен…. ветер
Т. п. весен…. ветер
П. п. весен…. ветер
5.Вставьте безударные окончания прилагательных.
Чудесн… запах, к душист… черёмухе, на зимн… одежду,
от рыхл… снега, в летн… ночь, широк… поясом, на беескрайн… равнине,
с блестяш… капельками.
6.Напиши род и падеж каждого прилагательного.
Дом стоит на берегу большого ( ) озера.
На ёлке висят разноцветные ( ) шары.
Пушистому ( ) налили в блюдечко молоко.
На мохнатую ( ) лапу ели уселся снегирь.
7. Образуй от существительных форму родительного падежа множественного числа.
варежка -
апельсин -
календарь -
килограмм -
носок -
медведь -
яблоко -
цыплёнок -
карман -
валенок -
кастрюля –
8. Исправь в тексте ошибки.
Настала морознае утро. На стёклах поивилис узоры. Лучи солнечнова света играл настикле. Вот распустился чюдесный цвиток. Кросив снежной узор и в блески утреннева сонца, и в синеве зимнива вечира. Откуда поивилис узоры? Их ресует Морос Иванович.
№ 9. Контрольный диктант по теме «Личные окончания глаголов»
Цель: проверить умения писать окончания имён существительных, имён прилагательных, глаголов; применять при письме все изученные орфографические правила, определять основные признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов; выполнять освоенные виды языкового анализа.
Ты уже знаешь о фабрике тетрадей. А теперь познакомишься с бумажным заводом. Такие заводы обычно строят близко от лесов.
Мощные машины из брёвен готовят мелкую щепку. Потом в огромных чанах варят бумажную «похлёбку». «Повара» бросают в нее разные добавки. Это тряпьё, клей. Так бумага делается прочной, чистой. Готовая масса попадает в машину, где и производится бумага. Она выйдет из машины длинными листами. Теперь её прогладят. А затем рулоны отправят дальше. Из этой бумаги сделают тетради. На бумаге будут печатать книги.
(80 слов) По Г. Юрмину
Грамматические задания
1. Выполнить письменный разбор слов как части речи:
I вариант – прогладят, в машину;
II вариант – попадает, на бумаге.
2. В первом абзаце текста над глаголами указать время, лицо, число.
3. Записать неопределённую форму подчёркнутого глагола.
I вариант – готовлю, дышу, побрею, падаю;
II вариант – встречу, увижу, сею, застелю.
№10. Контрольное списывание.
Дуб-богатырь.
Цель: умение правильно списывать печатный текст.
В русских лесах нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. В народных русских сказках и былинах недаром поминался дуб-богатырь.
Крепок и объёмен ствол старого дуба. В вершинах развесистых дубов вьют гнёзда птицы. При сильных ветрах грозно шумит зелёная вершина. Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер.
Дуб – теплолюбивое и светолюбивое дерево. Несмотря на свою силу, дуб – дерево нежное, боится крепких морозов. Дуб растёт очень медленно. Учёные-лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет. Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-богатырь.
№ 11. Контрольный диктант по теме «Строение предложений»
Цель: проверить умение точно употреблять наречия и глаголы, определять основные признаки имён существительных и имён прилагательных; выполнять освоенные виды языкового анализа.
Я осторожно нагнулся, поглядел с опаской и увидел головастого щенка.
Смотрим мы друг на друга, а он пятится от меня под кровать. В это время входит моя мама и зовёт:
–Волченька!
Он выполз. Мать подхватила его на руки и гладит. А потом понесла мыться (з-б).
И вот она моет щенка в кухне зеленым мылом и теплой водой, а он смирно стоит в корыте и лижет ей руки.
По Б. Житкову.
Грамматические задания
1. В первом и втором предложениях подчеркнуть главные члены.
2. В первом предложении найти наречие, а во втором – личные местоимения и поставить над ними R.
3. Над подчеркнутыми словами указать падеж.
4. Над словами мама и мать надписать склонение, а над глаголом увидел – спряжение.
№ 12. Контрольный диктант за 3 четверть.
Погоня.
Цель: проверить сформированность всего комплекса орфографических и грамматических умений, правописание окончаний имён существительных и глаголов.
У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.
Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад.
(80 слов) По Л. Савоненковой
Грамматические задания
1. В первом и последнем предложениях отметить главные члены.
2. Над именами существительными первого предложения указать склонение и падеж.
3. Над глаголом прыгнули надписать его неопределенную форму.
4. В последнем предложении найти сложное слово и показать его строение.
5. Из шестого предложения выписать словосочетания с вопросами.
4. Определить спряжение глаголов: гонится, представляет, увидел
№ 13. Контрольный диктант итоговый за 4 класс
Цель: проверить основные орфографические, фонетико-графические и грамматические умения школьников, приобретённые в начальной школе.
Медвежья семья.
На залитую солнцем лесную поляну вывела мать маленьких медвежат. Она остановилась и слушает. Не угрожает детям опасность? Держатся малыши поближе к матери. Они только вылезли из тёплого зимнего дома и знакомятся с лесом. Как свистят и поют птицы? Как на сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь? Скоро медвежата научатся кувыркаться по мягким кочкам, лазить по деревьям.
Трудно увидеть медведей. Далеко чувствуют они человека. Не увидишь, не услышишь, как тихо скроются в тёмном лесу чуткие звери.
(77 слов) По И. Соколову-Микитову
Грамматические задания
1. В первых двух предложениях подчеркнуть главные члены.
2. В первом предложении поставить «+» сначала над предлогом, а затем над тем словом, к которому он относится; надписать падеж, в котором употреблено это слово.
3. Над словом опасность указать склонение.
4. Над словом сосновой обозначить падеж.
5. Глагол отбивает записать в начальной форме. (Можно писать на полях, на той же строке.)
6. Над глаголами свистят, скроются указать время и спряжение.
7. В двух последних предложениях найти наречия и поставить над каждым «+».
8. В глаголе услышишь проанализировать согласные звуки. Если среди них есть мягкие, подчеркнуть их буквы; если таких звуков нет, над словом поставить знак «-»
Речевое задание (факультативно)
В последней части текста подчеркнуть слова, которые передают её главную мысль и подходят для названия этой части в плане. (Имеются в виду слова чуткие звери. Может быть, ученики отметят первое предложение: Трудно увидеть медведей. Это тоже правильно.)
№ 14. Контрольное изложение 1.
Цель: развивать умения передавать содержание зрительно воспринятого текста; точно употреблять местоимения и глаголы.
Заяц.
Один год долго не выпадал снег. Лес давно уже облетел. Реки и озёра покрылись толстым льдом. Земля совсем промёрзла, а снега всё не было.
В ту пору шли мы с ребятами в лес. Вдруг видим – над большим кустом с криком кружатся вороны.
Подошли мы ближе. Раздвинул я частые ветки и увидел зайца. Забился он под самый куст, лежит, не шевельнётся.
Кругом всё серое, а заяц уже белый. Вот почему ему от ворон не спрятаться. Исклевали его вороны, лапку переломали. Не приди мы на помощь, не уцелел бы заяц. Пришлось нам его домой отнести.
(92 слова) (По Г. Скребитскому)
Примерный план:
1. Снега всё нет.
2. Крики ворон.
3. Несчастный заяц.
4. Всё серое, а он белый.
№ 15. Контрольное изложение 2.
Цель: развивать умения передавать содержание зрительно воспринятого текста; точно употреблять наречия и глаголы.
Ветеринарная помощь.
Мчится по городу санитарная машина. Только крест на неё не красный, а синий. Это скорая ветеринарная помощь. Она торопится к животным, которым нездоровится.
Вот канарейка. У неё заболело горло. Теперь ей не поётся. Врач вливает ей в клюв лекарство. Это поможет её горлу. Скоро птичка опять запоёт.
А вот ёж. Он упал на булавку, которую воткнули в подушку. Ведь это только спинка у ежа колючая, а живот мягкий и беззащитный. И надо же было случиться такому – ёж укололся! И ему помог доктор.
Мчится по городу автомобиль с синим крестом. И машины уступают ему дорогу. Как уступают красному кресту и пожарным.
(102 слова) (По И. Волк)
Примерный план:
1. Мчится по городу санитарная машина.
2. У канарейки заболело горло.
3. Ёж укололся!
4. Машины уступают дорогу.
№ 16. Проверочная работа по теме: «Знаешь ли, как правильно?»
Цель: проверить основные орфографические, фонетико-графические и грамматические умения школьников, приобретённые в начальной школе.
1.Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.
За в...рш…нами леса скрыл...сь со…нце. Прохладно и сыро (в) л...су. Пахнет в...се…ими цв…тами. Вот (на) з...мле шев...льнулся мокрый л...сток. Много звуков в в...чернем л...су. Заливаются (на) д...рев…ях певчие др...зды. На в...ршин... старого дуба воркует дикий голу...ь. Около прозрачной луж… с...дят л…гушки. (Про) л...тели (над)темным лес...м утки.(На) ступает в...се…яя прохладная ноч….
2. Прочитай два предложения. Там, где нужно, расставь знаки препинания. Отметь знаком “+” предложение с однородными членами.
а) Зеленая крона деревьев укрывает птиц жуков и бабочек.
б) Зимой старый дуб навещали веселые синицы.
Из второго предложения выпиши сначала подлежащее и сказуемое, а затем словосочетания. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Разбери предложение по членам предложения и частям речи. Дай характеристику предложения.
На лесной опушке расцвели первые подснежники.
__________________________________________________________________
4. Разбери слова по составу.
перебежали лесоруб ключик выходил беззвучный
5. Сделай звуко – буквенный анализ слова
Маяк
6. Разбери как часть речи.
1.За лесами – 2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5.___________________________________
7. Поставь ударение в словах: начали, звонит, поняла.
8.Вставь пропущенные буквы в окончания имен существительных. Напиши склонение, падеж.
К берез… ( ) у Кол… ( ) на озер… ( )
за лес… ( ) о печал… ( ) от радост… ( )
9. В каком предложении выделенное слово стоит в винительном падеже? Отметь « +».
Ребята построили снежную крепость.
Мальчики стали догонять мяч.
10. Укажи имена существительные, имеющие нулевое окончание.
а) пара сапог...
б) несколько помидор...
в) из мандарин...
г) много дел...
д) пять яблок...
11. Раздели вертикальной чертой для переноса.
пальчик майка друзья
____________________________________________
12. Найди слова, у которых на конце пишется мягкий знак. Докажи:
1. Меч... _____________
3. Мыш... ____________
4. Камыш... ___________
5. Доч… ___________
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Повторение» 4 класс
1.Подобрать по два проверочных слова, относящихся к разным частям речи.
Ж…леть - …, …
Пл…тил - …, …
Прил…пил - …, …
Св…сток - …, …
См…трел - …, …
2.К данным словам подобрать однокоренные слова с парной согласной.
Ходить-…., улыбаться-….., укладывать, рубить, записывать, смазывать, просить, отгадывать, прибавить, загородить, находить.
3.Придумать и записать по три слова, где ЗА, ПО, ИЗ, НА, В являются:
а) приставками__________________________
б) предлогами____________________________
4.Реши орфографические задачи.
От кашк_ к гвоздик_, по осинк_ к сирен_, около грядк_ на капуст_, на ветк_ яблон_, вдоль тропинк_ к речк_, по Волг_ на лодк_, на крыш_ избушк_, на площад_ по алле_.
5.Составить и записать словосочетания:
мужского рода в Р.п.;
женского рода в П.п.;
среднего рода в Д.п.;
множественного числа в В.п.
Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).
Широкий (пояс, река, поле, доски).
6.Списать текст, решить орфографические задачи.
С раннего утра хлопоч_т муравьи. Они нес_т то травинку, то сосновую иголку. Сосновый бор озаря_тся ласковым солнцем. Его лучи плещ_тся в лужах вместе с воробьями.
Самостоятельная работа по русскому языку 4 класс
1.Запишите слова в форме множественного числа Именительного падежа. Докажите выбор буквы в окончаниях.
Крыло, перо, рот, змея, зеркало, брат, звено, ухо, день, друг, окно, пальто, сон, метро, озеро, река, улей, полотенце.
2.Напишите предложения, отражая последовательность событий. Решите орфографические задачи. Определите падеж имён существительных и имён прилагательных.
А) Мать пов.ла крошеч?ных пт.нцов к в.де.
По.вились пт.нцы гаги (на) свет.
Б) Ярк… отблесками (за) св.тилась поляна.
Пок.зал.сь над лесом зол.тое солнышко.
В) Л.сные пчёлы начали жалить м.дведя.
М.дведь закр.чал и пок.тился (по) земле.
3. Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные окончания. Докажите выбор букв в окончаниях.
От давних встреч_ , в соседнем подъезд_ , за синие мор_, у жгучего солнц_, о давнем спор_ , около соседней ветк_ , на бескрайней равнин_ , с громким стук__ , о настоящем друг_ , с блестящими капельк__ , по летнему облак_ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Входные (сентябрь)контрольные работы по русскому языку и математике для учащихся 4 класса
Входная контрольная работа по математике по теме "Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление".Цель: контроль знаний, умений и навыков по изученной теме.Контрольный диктант...
Контрольная работа по русскому языку №2 3 класс по теме "Язык- главный помощник в общении" УМК"Перспектива"
Представлена работа к уроку :"Контроль знаний по теме "Язык - главный помощник в общении" к учебнику русского языка УМК " Перспектива" 3 класс...
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 2го класса (согласно кодификатору планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального
согласно фгоситоговая аттестация 2016 год...
Контрольные работы по русскому языку для 2 класса по русскому языку
Контрольные работы по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"...
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).
ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вари...
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).
ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...
1 класс. Русский язык. Контрольная работа по русскому языку.
Контрольная работа по русскому языку 1 класс....