Русский язык,20 апреля 2020 года
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
"Правописание -тся и -ться в глаголах»
1.Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
2.– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Какую большую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
- Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Послушайте, что сказал известный русский писатель Л.Н. Толстой о значении этой части речи:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».
3.Минутка чистописания
- Запишем эту фразу в минутке чистописания.
На первой строчке запишите загл. и строчн. букву Гг,. Гл, гл
- При написании будем помнить об осанке, высоте и ширине букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.
– Что вы знаете о глаголе?
– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)
– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?
– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?
– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.
– Прочитайте стихотворения М.Бородицкой :
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
– Назовите выделенные слова. На какие группы можно разделить выделенные слова? (глаголы, имена существительные)4 слайд
– Что интересного заметили в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])
– Какие вопросы у вас возникли? Что интересного заметили?(почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся
– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?
– Какую цель поставите перед собой?( изучить то новое, что мы ещё не знаем).
– Прочитайте правило в учебнике,стр.104
4. Постановка учебной задачи.
– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).
– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?
– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?
– Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
– Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).
5– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь. Какие слова писать не будем? (имена сущ.)
– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.
садится (что делает?) гордиться (что делать?)
струится
глядится
напьется
звенится
поется
гордится
не годится
– Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь
5. Смеет..ся, смеят..ся
-В каком слове пишется мягкий знак? Почему?
- Задайте вопрос к глаголу.
- Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
- Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)
Физминутка
6.Работа по учебнику,стр.104-105
Выполняем упражнения 217,218
– К каким словам можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.
– Сделайте вывод о написании -тся или -ться у глаголов.
7.– Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?
– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
8 .Домашнее задание.
Упражнение 219
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык,6 апреля 2020 года
Тема урока: "Спряжение глаголов",ссылка:https://youtu.be/QAAMHBiVcL8...
Русский язык,10 апреля 2020 года
Тема урока:«2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе "...
Русский язык,11 апреля 2020 года
Тема урока :Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»...
Русский язык,13 апреля 2020 года
Тема урока: I и II спряжение глаголов в настоящем времениссылка для просмотра презентации :https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-na-temu-i-i-ii-spryazhenie-spryazhenie-glagolov-v-nastoyaschem-vreme...
Русский язык,16 апреля 2020 года
Тема урока:Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени...
Русский язык,17 апреля 2020 года
Тема урока:Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени...
Русский язык,18 апреля 2020 года
Тема урока:Правописание возвратных глаголов...