Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения ученика 2 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (далее-АООП для детей с ЗПР) по УМК «Школа России».
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2011.» в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.
Настоящая программа ориентирована на использование учебников:В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik.docx | 12.52 КБ |
annotatsiya_rus_yaz_2_kl.docx | 15.87 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_rus_yaz.docx | 26.89 КБ |
kalendarno_-tematicheskoe_planirovanie.docx | 83.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма
«РАССМОТРЕНО» ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «28» января 2019г. Руководитель ШМО ______________________ Тляубаева З.Г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ___________________ Шамаева О.Р. «1» сентября 2019г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Средняя школа № 3» __________________ Маренюк В.М. Приказ № 31А от «24» января 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
по русскому языку
для учащегося 2«Г» класса
Срок реализации программы: 01.09.2019-31.05.2020г.
Составитель: АккуловаАлияНаилевна,
учитель начальных классов,соответствие занимаемой должности
г.Когалым, 2019 год
Предварительный просмотр:
Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету «Русский язык», УМК «Школа России»
Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения ученика 2 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (далее-АООП для детей с ЗПР) по УМК «Школа России».
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2011.» в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.
Настоящая программа ориентирована на использование учебников:В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.
3. В.П.Канакина. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2018 год.4. В.П.Канакина. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 20018 год.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языку, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Общее количество часов-68 ,во 2 классе-2 часа в неделю.
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык», УМК «Школа России» для детей с ЗПР
2 класс
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывает наличие особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, на основе адаптированных программ, разработанных Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенковой, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустиной и другими авторами, учитывая методические позиции и конкретные рекомендации к обучению школьников с ЗПР. Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Содержание соответствует ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и опирается на предметную линию учебников «Школа России».
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов на срок реализации программы с 1 сентября 2019 г. по 31 мая 2020г.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета.
- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
- формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
- уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
- формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР во 2 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
- обучать выделению звуков из слова, различению гласных и согласных, определению последовательности звуков и слогов, установлению ударного слога, границы слов, предложений;
- научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения, списывать с печатного текста, писать под диктовку слоги и отдельные слова, освоить правила предложения, использования заглавных букв в именах собственных, написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;
- научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого знака и йотированных гласных;
- совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;
- обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела «Речевая практика»;
- воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
- обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные операции;
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
- формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
- развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированностиучебно - познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;
- развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения ПРП для 2 класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения ПРП для обучающихся 2 класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапргдметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
- кодировать и перекодировать информацию;
- осуществлять разносторонний анализ объекта;
- сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- различать способы и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
- организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
- задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
- распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
- словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях:
- слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
- отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляетсяв
понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
- овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
- овладение основами грамотного письма;
- овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения
практических задач.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса в 2-х частях. М.: Просвещение, 2018 г..
- Канакина В.П. Русский язык: Проверочные работы. М.: Просвещение, 2018г.
- КИМы «Русский язык» 2 класс составитель В.А.Синякова «ВАКО» 2014г
- Синякова В.А. Русский язык: методическое пособие : 2 класс /– М. : Москва- «ВАКО», 2016г.
- Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. В 2-х частях. 2 класс».М.: Экзамен, 2017г.
- Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. М.: Просвещение,2017г.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 2 класс» (CD).
Материально-технические средства:
• Компьютерная техника.
• Видеопроектор.
• Интерактивная доска.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
№ п/п | Дата | Тема, | Основные виды учебной деятельности (решаемые проблемы, цели деятельности) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Приме- ча- ние | ||||||||||||||||||
План | Факт | понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия | личностные результаты | ||||||||||||||||||
Наша речь (1 ч) | |||||||||||||||||||||||
1 | 03.09 | Диалог и монолог (решение частных задач) | Проблема. Как отличить диалогическую речь от монологической? Цели: познакомить | Реплика. Этимологический словарь. Словарное слово: прощай | Знания: познакомятся с правилами отличия диалога от монолога в устной речи. Умения: научатся распознавать диалог и монолог в устной речи, соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Навыки: составлять по рисункам диалог и монолог; наблюдать над этимологией и употреблением этих слов | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания | Осознавать | ||||||||||||||||
Текст (2 ч) | |||||||||||||||||||||||
2 | 05.09 | Тема и главная мысль текста | Проблема. Как в устной речи выделяются предложения и как оформляются предложения в письменной речи? Цели: научить определять тему и главную мысль текста; сформировать умения различать предложение, словосочетание, слово, выделять предложения в устной речи; создать оптимальные условия для овладения практическим действием оформления предложения в письменной речи | Тема текста, главная мысль текста. Словарное слово: сентябрь | Знания: познакомятся с оформлением на письме различных по цели высказывания и интонации предложений, диалога. Умения: научатся наблюдать за особенностями собственной речи в повседневной речевой практике, за постановкой тире в диалогической речи, выразительно читать текст по ролям; будут уметь соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Навыки: употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; писать слова в предложении раздельно | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; сравнивать схемы предложений, соотносить составленную схему предложения и предложение. Коммуникативные: проявлять активность и тактичность во взаимодействии с партнерами для решения коммуникативных и познавательных задач; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога | Смыслообразование: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||||||||||||
3 | 10.09 | Части текста | Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно составить предложение? Что нужно знать, чтобы правильно составить текст? Цель: научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку, сравнивать схемы предложений | Части текста: вступление (начало), основная часть, заключение (концовка) | Знания: познакомятся с деформированными предложениями и текстами. Умения: научатся анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения, составлять из слов и сочетаний слов предложения. Навыки: сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, понятное для собеседника; учитывать мнение партнера по общению и считаться с ним | Нравственно-этическая ориентация: применять навыки конструктивного сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов | ||||||||||||||||
Предложение (9 ч) | |||||||||||||||||||||||
4 -5 | 12.09 17.09 | Составление предложений из слов | Проблема. Как определить границы предложений? Цель: учить составлять предложение, находить главное по смыслу слово в предложении, и устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении | Ветерок играет | Знания: познакомятся с оформлением на письме различных по цели высказывания и интонации предложений. Умения: научатся наблюдать за особенностями собственной речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Навыки: приобретут умения употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, писать слова в предложении раздельно | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; аргументированно отвечать на вопросы, строить понятные для партнера по коммуникации высказывания | Самоопределение: готовы принять образ «хорошего ученика», сохранять внутреннюю позицию школьника на основе положительного от-ношения к школе | ||||||||||||||||
6 -7 | 19.09 24.09 | Главные члены предложения (решение частных задач) | Проблема. Как определить основу предложения? Цели: дать общее представление о главных и второстепенных членах предложения; учить выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор предложения (по членам предложения), выделять основу в предложении | Главные члены предложения, основа предложения, второстепенные члены предложения | Знания: узнают, что такое главные и второстепенные члены предложения; познакомятся с основой предложения. Умения: научатся находить основу и второстепенные члены предложения. Навыки: приобретут умениянаходить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, объяснять, что такое основа, аргументированно доказывать выход на основу предложения | Регулятивные: предвосхищать результаты; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения | Смыслообразование: проявлять мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя) | ||||||||||||||||
8 -9 | 26.09 01.10 | Второстепенные члены предложения (решение частных задач) | Проблема. Как различать и выделять главные и второстепенные члены предложения? Цели: познакомить с понятием «второстепенныечлены предложения»; учить находить второстепенные члены предложения | Словарные слова: рисунок, рисо- вать | Знания: познакомятся с ролью второстепенных членов в предложении. Умения: научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. Навыки: приобретут умениясоставлять из предложений текст, записывать под диктовку и с комментированием слова и предложения | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, доступное и понятное для всех участников образовательного процесса | Самоопределение: готовность принять образ «хорошего ученика», сохранять внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе | ||||||||||||||||
10 - 11 | 03.10 08.10 | Подлежащее | Проблема. Как найти в предложении подлежащее и сказуемое? Цели: познакомить с терминами «подлежащее», «сказуемое»; учить находить подлежащее и сказуемое в предложении, составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации | Подлежащее, сказуемое | Знания: узнают о связи слов в предложении по смыслу, по форме и интонации. Умения: научатся находить и различать в тексте главные члены (основу) предложения – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения. Навыки: приобретут уменияаргументированно отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Познавательные: моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Самообразование: развивать и сохранять внутреннюю позицию школьника на основе положительного от-ношения к школе | ||||||||||||||||
12 | 10.10 | Распространённые и нераспростра- нённые предложения | Проблема. Как различать распространённое и нераспространённое предложения? Цели: познакомить с понятиями «распространённое предложение» и «нераспространённое предложение»; учить находить в предложении подлежащее и сказуемое | Распространённое предложение и нерас- прост-ранён- ное предложение | Знания: познакомятся с различием главных и второстепенных членов предложения. Умения: научатся различать и находить в тексте главные члены предложения, второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Навыки: приобретут умения дополнять предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать учебные и познавательные проблемы; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема); Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Нравственно-этическая ориентация: самостоятельность и личная ответствен- ность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ||||||||||||||||
Слова, слова, слова... (14 ч) | |||||||||||||||||||||||
13 - 14 | 15.10 17.10 | Однозначные и многозначные слова | Проблема. Как распознать многозначное слово? Цели: уточнить представление об однозначных и многозначных словах; учить различать эти слова в речи; развивать умения правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение | Многозначные слова: иглы, шляпка, звезда, язык, дорога, ручка, молния | Знания: узнают определение многозначных и однозначных слов. Умения: научатся определять многозначные и однозначные слова в тексте, объяснять значение любого многозначного слова. Навыки: приобретут умения использовать однозначные и многозначные слова в речи, составлять предложения с этими словами | Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: анализировать, сравнивать информацию. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Самоопределение: проявляют положительное отношение | ||||||||||||||||
15 | 22.10 | Прямое и переносное значение многозначных слов (решение частных задач) | Проблема. Как распознать слова в прямом и переносном значении? Цели: обогащать и уточнять словарный состав речи учащихся; дать представление о многозначных словах, употреблённых в прямом и переносном значениях; учить находить такие слова и предложения; показать роль слов в переносном значении в поэтической речи | Плывут корабли. Плывут облака. Прямое | Знания: узнают, как распознавать, в прямом или переносном значении употреблено многозначное слово. Умения: научатся находить в предложениях многозначные слова, употреблённые в прямом и переносном значении. Навыки: приобретут умения работать с толковым и орфографическим словарями, составлять предложения, используя слова и выражения в переносном значении, создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Смыслообразование: осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||||||||||||
16 - 17 | 24.10 05.11 | Синонимы (решение частных задач) | Проблема. Как называются слова, у которых близкие лексические значения? Цели: ознакомить со словами-синонимами; формировать умения определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении, подбирать синонимы к определённому слову | Этимология слов. Словарное слово: осина | Знания: узнают, какие слова называют синонимами. Умения: научатся находить в предложении синонимы, различать оттенки значений синонимов; аргументированно отвечать на вопросы, доказывать своё мнение. Навыки: приобретут умения работать со словарём синони- мов, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников | Самоопределение: принимают образ «хорошего ученика» | ||||||||||||||||
18 - 19 | 07.11 12.11 | Антонимы (решение частных задач) | Проблема. Как называются слова, у которых противоположные лексические значения? Цели: ознакомить со словами – антонимами, формировать умение определять лексическое значение антонимов, подбирать антонимы к определённому слову, понимать роль антонимов в речи | Знакомство с этимологией слова антоним. Большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь | Знания: научатся находить Умения: научатся находить Навыки: работать со словарём антонимов | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: оценка информации. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: проявляют сотрудничество в разных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и найти выход из трудной ситуации | ||||||||||||||||
20 | 14.11 | Родственные слова | Проблема. Как найти в русском языке слова- «родственники»? Цели: познакомить | Родственники, родственный, родословная | Знания: познакомятся со словами-«родственниками»; узнают, как находить общую часть в словах. Умения: научатся находить Навыки: приобретут умение получать информациюу родителей о своей родословной | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную деятельность. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество | Нравственно-этическая ориентация: осознают эстетические потребности, ценности и чувства | ||||||||||||||||
21 - 22 | 19.11 21.11 | Корень слова. Однокоренные слова | Проблема. Как найти главную часть слова? Цели: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся | Знания: узнают, как найти главную часть слова. Умения: научатся анализировать, сравнивать,обобщать при выделении в словах корня, находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. Навыки: работать с памяткой «Как найти корень слова?» | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять поиск, передачу и обобщение информации. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: понимают чувства других людей, сопереживают им | |||||||||||||||||
23 - 24 | 26.11 28.11 | Ударный слог (решение частных задач) | Проблема. Как ударение может переходить с одного слога на другой? Цели: совершенствовать умение определять ударение в слове; познакомить с подвижностью ударения и использованием этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове; провести наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по- разному и имеют разный смысл; показать роль ударения в различении смысла слова | Атлас – атлас. Словарное слово: капуста | Знания: узнают о том, что в русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. Умения: научатся находить слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл, изменять слово так, чтобы безударный слог стал ударным. Навыки: приобретут умения работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск, передачу и обобщение информации. Коммуникативные: вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника | Нравственно-этическая ориентация: проявляют уважительное отношение к иному мнению | ||||||||||||||||
25 - 26 | 03.12 05.12 | Перенос слова с одной строки на другую (решение частных задач) | Проблема. Как переносится часть слова с од-ной строки на другую, если это слово не умещается на строке? Цели: повторить правила о переносе слов с одной строки на другую; познакомить с правилами переноса слов; учить переносить слова с одной строки на другую; совершенствовать навык написания слов на изученные правила письма | Словарное слово: жёлтый. Скороговорка. Переносное значение слов | Знания: узнают о правилах переноса слов. Умения: научатся переносить части слова с одной строки на другую, переносить слова по слогам, воспроизводить и применять правила переноса слов, приводить свои примеры. Навыки: приобретут умения составлять из слов загадки, произносить скороговорки | Регулятивные: оценивать правильность переноса слов; контролировать правильность выполнения упражнений. Познавательные: определять путём наблюдения способы пере носа слов с одной строки на другую, формулировать правила, делать выводы. Коммуникативные: осознавать в ходе обсуждения в группах необходимость переноса слов и его правильность | Самоопределение: проявляют личную ответствен- ность, самостоя- тельность за свои поступки; приобретают начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | ||||||||||||||||
Звуки и буквы (9 ч) | |||||||||||||||||||||||
27 | 10.12 | Заглавная буква в словах | Проблема. Что надо знать о написании имён собственных? Цели: создать оптимальные условия для восстановления в памяти учащихся имеющихся знаний об употреблении большой буквы в именах собственных; учить соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника | Собственные имена. Прописная | Знания: восстановят и систематизируют знания о правилах написания имён собственных. Умения: научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка (в отношении употребления и написания имен собственных). Навыки: приобретут умения работать со словарными словами, обсуждать и выделять ошибкоопасные места в предложении | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самоопределение: проявляют положительное отношение | ||||||||||||||||
28 | 12.12 | Правописание слов | Проблема. Как различить формы слова и однокоренные слова? Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, речевой слух, умения анализировать звучащее слово, выделять ударный звук, точно отвечать на вопросы | Орфограмма. Ударный гласный звук. Безударный гласный звук. Формы слов. Однокоренные слова | Знания: узнают о произношении и обозначении на письме ударных и безударных гласных звуков, о проверке обозначения на письме безударных гласных звуков. Умения: научатся видеть, определять и проверять безударный гласный звук в корне слова, различать проверочное и проверяемое слово. Навыки: приобретут умения аргументированно отвечать, доказывать своё мнение | Регулятивные: использовать приём планирования учебных действий; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки Познавательные: создавать Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Нравственно-этическая ориентация: проявляют уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность и эмоционально-нравственную от-зывчивость | ||||||||||||||||
29 | 17.12 | Правописание слов | Проблема. Когда надо проверять написание гласной буквы Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать речевой слух, письменную речь, умения анализировать звучащие слова, выделять в них ударные и безударные звуки, сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков, точно отвечать на вопросы | Словарное слово: одежда | Знания: узнают о способах проверки безударных гласных звуков в словах (изменением числа). Умения: научатся одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово для обозначения написания гласной в безударном слоге, изменять форму слова, различать проверочное и проверяемое слово. Навыки: приобретут умения различать гласные в ударных и безударных слогах, находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой нужно проверить, писать зрительно-слуховой диктант | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать приём учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки Познавательные: решать орфографические задачи в соответствии с темой урока. Коммуникативные: совместно с партнером (членами группы) обсуждать план и способы действия при выполнении заданий | Смыслообразование: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||||||||||||||
30 | 19.12 | Мягкий согласный звук [й’] и буква Й.Деление слов на слоги и для переноса со звуком [й’] (решение частных задач) | Проблема. Как правильно разделить слова на слоги и слова для переноса со звуком [й’]? Цели: познакомить учащихся с особенностями звука [й’] и буквы Й; развивать умения произносить и слушать слова со звуками [и] и [й’], сравнивать произношение звуков [и] и [й’] в слове; упражнять в делении слов со звуком [й’] | Словарное слово: урожай | Знания: узнают об особенностях звука [й’] и буквыЙ. Умения: научатся соотносить звук [й’] и соответствующую ему букву, писать слова Навыки: приобретут умение составлять из слов предложения, а из предложений – рассказ | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять в учебной деятельности установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия | Самоопределение: приобретают ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | ||||||||||||||||
31 - 32 | 24.12 09.01 | Слова | Проблема. Чем интересны слова с двойными согласными? Как можно переносить эти слова? Цель: познакомить | Словарное слово: суббота. Орфограмма. Удвоенные согласные | Знания: узнают о случаях совпадения и расхождения количества звуков и букв в слове. Умения: научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме, применять способ переноса с удвоенными согласными. Навыки: приобретут умение пользоваться орфографическим словарём для подтверждения правильности написания слов с удвоенными согласными | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности | ||||||||||||||||
33 | 14.01 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме буквами (решение част- ных задач) | Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук? Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме | Парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки | Знания: познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках. Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных Навыки: приобретут умения анализировать звуко-буквенный состав слов, выделять | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные: создавать Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Самоопределение: демонстрируют положительное отношение к школе | ||||||||||||||||
34 | 16.01 | Обозначение мягкости согласного звука на письме ных задач) | Проблема. Как на письме обозначается мягкость согласных звуков? Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; учить соотносить согласные звуки в слове и буквы, их обозначающие | Мягкий знак – показатель мягкости | Знания: познакомятся с ролью мягкого знака в слове. Умения: научатся соотносить произношение и написание слов с мягким знаком, обозначать мягкость согласного звука на конце слова и перед другим согласным мягким звуком. Навыки: приобретут умения записывать и произносить слова с мягким знаком | Регулятивные: предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью; строить понятные для партнёра высказывания | Нравственно-этическая ориентация: принимают чувства других людей и сопереживают | ||||||||||||||||
35 | 21.01 | Правописание мягкого знака другими согласными (освоение нового материала) | Проблема. Какими буквами обозначается мягкость согласного на письме? Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь; развивать речевой слух учащихся; научить сравнивать количество звуков | Словарные слова: мебель, коньки | Знания: познакомятся с основными правилами переноса слов с мягким знаком. Умения: научатся обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком, формулировать правила переноса слов с мягким знаком, применять правила в практической деятельности. Навыки: приобретут умения работать со словарными словами, формулировать вывод | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа переноса слов с мягким знаком в середине слова. Познавательные: накапливать практический опыт в переносе слов с мягким знаком. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка (в отношении способов обозначения мягкости согласных на письме) | Нравственно-этическая ориентация: осознают эстетические потребности, ценности и чувства | ||||||||||||||||
Правописание сочетаний с шипящими звуками (11 ч) | |||||||||||||||||||||||
36 - 37 | 23.01 28.01 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч(постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Почему надо запомнить написание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч? Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; учить определять орфограмму в слове, формулировать вывод о правописании слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; развивать мышление | Знания: познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. Умения: научатся писать Навыки: приобретут умение находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки | Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности | |||||||||||||||||
38 - 39 | 30.01 04.02 | Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу (решение част- ных задач) | Проблема. Почему написание гласных букв после шипящих надо запомнить? Цели: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу; развивать умения анализировать звучащие слова – сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу, применять правила правописания сочетаний жи–ши, ча– ща, чу–щу в практической деятельности | Знания: узнают и объяснят, почему важно запомнить написание гласных букв после шипящих. Умения: научатся характеризовать непарные твёрдые Навыки: приобретут умения писать под диктовку слова, проверять работы по образцу (эталону) на доске, исправлять ошибки | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Нравственно-этическая ориентация: понимают чувства других людей, сопережи- вают им, проявляют доброжелательность | |||||||||||||||||
40 | 06.02 | Проверка парных согласных в корне слова | Проблема. Каким способом можно проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук Цели: познакомить | Знания: познакомятся с правилом обозначения на письме парного по глухости–звонкости согласного звука в конце слова. Умения: научатся различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочное слово путём изменения формы слова. Навыки: приобретут умение подбирать примеры слов | Регулятивные: планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Нравственно-этическая ориентация: осуществля- ют сотрудничество | |||||||||||||||||
41 | 11.02 | Распознавание проверяемых ных задач) | Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно обозначить буквой парный согласный Цель: развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова, определять звуко-буквенный состав слова, сравнивать парные по глухости–звонкости согласные звуки | Знания: узнают, как соотносятся согласные звуки в слове и буквы, их обозначающие, Умения: научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука в конце слова, находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Навыки: приобретут умение определять проверяемое | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; объяснять расположение в таблице букв, обозначающих парные и непарные согласные звуки (по глухости–звонкости). Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Самоопределение: проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки | |||||||||||||||||
42 - 43 | 13.02 18.02 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова (решение частных задач) | Проблема. Каким способом можно проверитьпарные звонкие и глухие согласные Цели: формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие влять произношение | Знания: узнают о способе проверки парных согласных Умения: научатся соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука в конце слова, проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами, находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Навыки: приобретут умение подбирать проверочное слово путём изменения формы слова и подбором однокоренного слова | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие в работе парами (подготавливать свои варианты выполнения задания, об-суждать, оценивать результат); ставить вопросы, обращаться | Смыслообразование: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебой деятельности. Нравственно-этичес- кая ориентация: прояв- ляютэстетические потребности, ценности | |||||||||||||||||
44 - 45 | 20.02 25.02 | Правописание слов ных задач) | Проблема. Как на письме обозначается мягкость согласных звуков? Цели: формировать учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком | Мягкий знак – показатель мягкости согласных | Знания: узнают о роли разделительного мягкого знака Умения: научатся сопоставлять произношение и написание слов; писать слова с разделительным мягким знаком, выполнять фонетический разбор слов с наличием мягкого знака и без него. Навыки: приобретут умение определять место орфограммы в слове | Регулятивные: предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; находить информацию и объяснять употребление разделительного мягкого знака в словах. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью; строить понятные для партнёра высказывания; уважать мнение собеседника | Нравственно-этическая оценка: принимают чувства других людей | ||||||||||||||||
46 | 27.02 | Правописание слов | Проблема. Перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? Цели: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком | Мягкий знак – показатель мягкости согласных | Знания: узнают, что мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я, и. Умения: научатся различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука Навыки: приобретут умение писать слова с разделительным мягким знаком | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять поиск, передачу и анализ информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности, положительное отношение | ||||||||||||||||
Части речи (22 ч.) | |||||||||||||||||||||||
47 | 03.03 | Имя существительное (освоение нового материала) | Проблема. На какие вопросы отвечает имя существительное? Цели: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, монологическую речь, умения выделять | Использование термина«имя существительное» | Знания: узнают, на какие вопросы отвечают имена существительные.. Умения: научатся различать слова, называющие предметы, использовать специальную терминологию при определении части речи. Навыки: приобретут умение распределять имена существительные в тематические группы предметов | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении учебно-познавательной или практической задачи. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию; задавать вопросы | Нравственно-этическая ориентация: осознают эстетические потребности, ценности и чувства | ||||||||||||||||
48 | 05.03 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Проблема. Как определить неодушевлённые имена существительные? Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто это?,от слов, отвечающих | Словарное слово: картина. Имена существительные одушевленные. Имена существительные не-одушевленные | Знания: узнают, как определять неодушевленные имена существительные в тексте. Умения: научатся самостоятельно находить, подбирать имена существительные Навыки: приобретут умения выполнять звуко-буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание слов, подбирать синонимы, пользуясь словарём; получат возможность вырабатывать навыки грамотного письма | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие в работе парами (подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться, предлагать свой вариант текста, обсуждать и оценивать результат выполнения задания) | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию; сохраняют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения | ||||||||||||||||
49 - 50 | 10.03 12.03 | Собственные и нарицательные имена существитель- ные, их правописание | Проблема. Какие имена существительные относятся к именам собственным и как они пишутся? Цели: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость | Имена существительные собственные. Имена существительные нарицательные. Тематические группы имен существительных | Знания: узнают о собственных и нарицательных именах существительных. Умения: научатся различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных, классифицировать имена существительные (собственные и нарицательные, по значению) и объединять их в тематические группы. Навыки: приобретут умения работать со словарными словами, обсуждать и выделять ошибкоопасные места в предложении | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к но-вому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||||||||||||||
51 | 17.03 | Единственное и множественное число имён существительных | Проблема. Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? Цели: дать понятие об изменении имён существительных по числам; учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма | Знания: узнают об определении и изменении формы числа имени существительного. Умения: научатся устанавливать, изменяются ли имена существительные по числам, определять число имён существительных, распознавать имена существительные Навыки: приобретут умения правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля – туфли) | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебно-практических задач. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии; координировать и прини- мать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности | |||||||||||||||||
52 | 19.03 | Единственное и множественное число имён существитель- ных(решение частных задач) | Проблема. Как изменение формы числа имени существительного может помочь в правописании? Цели: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма | Знания: узнают об изменении формы числа имени существительного. Умения: научатся изменять имена существительные по числам, определять грамматический признак имён существительных – число, использовать изменение имён существительных по числам для подбора проверочных слов. Навыки: приобретут умения работать с орфоэпическим словарём, находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности | |||||||||||||||||
53 | 31.03 | Что такое глагол? | Проблема. Как узнать в тексте глаголы? Цели: формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и речи; развивать речь, коммуникативные навыки | Использование термина «глагол». | Знания: узнают, как выделять глаголы в речи, в тексте, об использовании термина «глагол». Умения: научатся выделять глаголы в речи, в предложении и тексте, составлять словосочетания с глаголами. Навыки: приобретут умения составлять из слов предложения, а из предложений – текст, указывать части речи | Регулятивные: предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество | Смыслообразование: осуществля- ют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур | ||||||||||||||||
54 | 02.04 | Единственное и множественное число глаголов | Проблема. Как определить, в каком числе стоит глагол? Цели: познакомить | Лексическое значение слова мокнуть | Знания: узнают об изменении глаголов по числам. Умения: научатся определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа. Навыки: приобретут умения составлять нераспространённое предложение с глаголом, объяснять значение глагола | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; формулировать собственное мнение и позицию | Нравственно-этическая ориентация: демонстрируют положительное отношение | ||||||||||||||||
55 - 56 | 07.04 09.04 | Единственное и множественное число глаголов (решение частных задач) | Проблема. Какая часть слова изменяется при изменении числа глагола? Цели: познакомить | Работа одеть | Знания: узнают о правильном употреблении глаголов Умения: научатся правильно употреблять глаголы (одеть Навыки: приобретут умения находить глаголы, ставить | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: осуществлять поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии | Самоопределение: проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки | ||||||||||||||||
57 -58 | 14.04 16.04 | Правописание частицы не | Проблема. Как пишется частицане с глаголом? Цели: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не; познакомить | Знания: узнают о правописании частицы не с глаголом. Умения: научатся употреблять глаголы в речи, изменять глаголы по числам, писать частицу не с глаголом. Навыки: приобретут умения объяснять (толковать) значение пословиц, писать текст по памяти, придумывать на тему любой пословицы рассказ | Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно (в сотрудничестве с учителем) выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии | Нравственно-этическая ориентация: демонстрируют положительное отношение | |||||||||||||||||
59 | 21.04 | Обобщение | Проблема. Каким членом предложения может быть глагол? Цели: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не; развивать речь, орфографическую зоркость, коммуникативные навыки; учить наблюдать за глаголами и устанавливать, каким членом предложения глагол является | Знания: узнают, каким членом предложения может быть глагол. Умения: научатся определять грамматические признаки глагола: число, роль в предложении, обосновывать правильность определения признаков глагола. Навыки: приобретут умения определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный рассказ | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: вести устный и письменный диалог | Самоопределение: проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность | |||||||||||||||||
60 | 23.04 | Что такое текст- повествование? | Проблема. Какие виды текстов вы знаете? Цели: познакомить | Текст-повествование | Знания: узнают о признаках текста-повествования, его отличиях от текста-описания. Умения: научатся распознавать текст-повествование Навыки: приобретут умение выделять в тексте глаголы, навык раздельного написания глаголов с частицей не | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных | Смыслообразование: осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур | ||||||||||||||||
61 | 28.04 | Что такое имя прилагательное? | Проблема. К какой части речи относятся слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Цели: познакомить | Использование термина «прилагательное» | Знания: узнают о словах, называющих признаки предмета, об использовании термина «прилагательное». Умения: научатся ставить вопросы от существительных Навыки: приобретут умение подбирать примеры с определённой орфограммой | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии | Нравственно-этическая ориентация: осознают эстетические потребности, ценности и чувства | ||||||||||||||||
62 | 30.04 | Связь имени прилагательного с именем существитель- ным(решение частных задач) | Проблема. Какая часть речи служит Цели: познакомить со смысловым значением имен прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным | Знания: узнают, какая часть речи служит для украшения наших предложений. Умения: научатся ставить вопросы от существительных Навыки: приобретут умение подбирать примеры с определённой орфограммой | Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности | |||||||||||||||||
63 | 05.05 | Прилагательные, близкие и противополож- ные по значению (решение частных задач) | Проблема. Как называются слова, близкие Цель: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-ан-тонимах и их роли | Синонимы. Антонимы | Знания: узнают, как называются слова, близкие и противоположные по значению. Умения: научатся подбирать Навыки: приобретут умения применять правила правописания, работать со словарями синонимов и антонимов | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения | Самоопределение: проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки | ||||||||||||||||
64 - 65 | 07.05 12.05 | Единственное и множественное число имён прилагательных (решение частных задач) | Проблема. Если в словосочетании имя существительное стоит в единственном числе, то в каком числе стоит имя прилагательное? Какая связь между существительным Цели: формировать умение распознавать прилагательные | Словарные слова: облако, метро | Знания: узнают об изменении имен прилагательных Умения: научатсяизменять прилагательные по числам, определять число имени прилагательного,применять правила правописания. Навыки: приобретут умение составлять предложение с любым сочетанием слов, которое состоит из имени существительного и имени прилагательного | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения | Нравственно-этическая ориентация: понимают чувства других людей, сопереживают им | ||||||||||||||||
66 - 67 | 14.05 19.05 | Раздельное написание предлогов со словами (решение частных задач) | Проблема. Какая часть речи помогает объединять слова? Цель: развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении | Знания: узнают об употреблении предлога только с именами существительными или местоимениями. Умения: научатся устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога. Навыки: приобретут умение писать предлоги отдельно от других слов | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других специалистов по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: использовать общие приёмы решения учебно-практических и познавательных задач. Коммуникативные: определять общую цель учебного сотрудничества и пути её достижения | Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности | |||||||||||||||||
68 | 21.05 | Местоимение как часть речи (освоение нового материала) | Проблема. Какие части речи заменяет местоимение? Цели: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении | Местоимение | Знания: узнают, какие части речи заменяет местоимение. Умения: научатся распознавать личные местоимения Навыки: приобретут умение употреблять местоимение вместо существительных | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных | Нравственно-этическая ориентация: осознают эстетические потребности, ценности и чувства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Планета знаний" в соответствии с ФГОС НОО
Рабочая программа с пояснительной запиской и КТП по русскому языку...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"
Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс ФГОС
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс ФГОС...
Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для учащихся с ОВЗ 4 класс
Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для учащихся с ОВЗ 4 класс...
Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку, 4 класс, НОДА (вариант 6.1)
Здесь Вы найдете адаптированную общеобразовательную программу по русскому языку для 4 класса (вариант 6.1)...