Методическая разработка по русскому языку в 1 классе «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Методическая разработка по русскому языку в 1 классе «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».
Конспект урока, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_bukva_z.docx | 55.3 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_soglasnye_zvuki_z_z_strochnaya_bukva_z.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Ковернинская средняя общеобразовательная школа № 1
Автор: Белая Ирина Игоревна, учитель начальных классов.
Класс: 1а
Тема урока: «Согласные звуки [з], [з’], строчная буква з».
Цель: познакомить детей со звуками [з], [з’], строчной буквой з.
Задачи:
- Образовательные: дать знания о звуках [з], [з’], букве з, их особенностях; развитие умения выделять их в словах, читать слова, предложения с новыми звуками, развитие умения находить слова с заданным звуком, формирование умения различать звуки и буквы: буква как знак звука;
- Развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей.
- Воспитательные: формировать привычку к труду, умение четко, ясно выражать свои мысли, воспитание бережного отношения к природе;
Оборудование: мультимедийная презентация (представлена в Приложении), аудиоматериалы.
П. Ковернино
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и ТООУ |
Организационный момент Повторение ранее изученного Знакомство с новым звуком Характеристика звука Обозначение звука буквой Физкультминутка. Речевая разминка. Первичное закрепление Работа с книгой Работа в парах Физкультминутка Чтение текста Подготовка к чтению Чтение текста Итог урока | Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок. (Звучит песня «Три белых коня») Слайд 1 Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Слайд 2 О каком времени года эти строчки? «Пришла, рассыпалась, клоками Повисал на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, среди холмов.» А.С. Пушкин Слайд 3 Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Наконец-то ты пришла К нам, волшебница… Слайд 4 К нам на урок заглянула Зимушка-зима. Расскажите. Какая бывает зима? Ох, видно, трудное нам предстоит путешествие. Прежде чем начать наше путешествие, предлагаю вам вспомнить, о чём мы говорили на предыдущих уроках литературного чтения.
Оцените свою работу на данном этапе? Поднимите карточку с нужным цветом: - активная работа; - отвечал на вопросы редко, но старался; - на вопросы не отвечал, задания не выполнял; учителя не слушал. А сегодня мы познакомимся с еще одной буквой и звуками. А какой – вы мне сами и скажите. Назовите первый звук в слове зима. Повторим его все вместе, хором. Дайте ему характеристику. Слайд 5 Я вам покажу картинки – кого можно встретить в лесу зимой. А вы мне скажите: как можно их назвать. Слайд 6, 7, 8 Назовите первый звук в слове зверь. Дайте ему характеристику.Слайд 9 А для вас задание от Зимушки-зимы «Одень звуковичка». Слайд 10 Звуки [з], [з’] обозначаются буквой «з». Слайд 11, 12, 13 Внимательно послушайте стихотворения и ответьте: на что похожа буква «з»? По белому полю В туман и снега Бредут потихоньку Бараньи рога. Слайд 14 З - не просто завитушка, З –пружинка, крендель, стружка. Заманите эту птицу К нам на книжную страницу. Слайд 15 Буква З – два завитка, Два разорванных кружка. Эта буковка звенит, ярким золотом блестит. Посмотрите, кто к нам пожаловал. Я метель, царица снега. Заметаю всё вокруг. Я смешаю землю с небом. Заведу свою игру! Я холодными ветрами Заморожу города, Вьюгой остужу, бураном, Льдом покроется вода. Слайд 16, 17 Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. Слайд 18
Что мы видим? Составьте слоги. На какие две группы можно разделить эти слоги. Назови их. Что является показателем мягкости [з’]? Метелица закружила снежинок и унесла с собой, ветерок побежал за ней. Игра «Повторяй за мной»
Слайд 19 Снегирь принес в клювике слоги. Прочитайте их. Зима взмахнула волшебной палочкой и закружились снежники. Составьте слова из данных слогов. Зимой ходит по земле Мороз и заглядывает в каждый дом. Но вы в это время спите. Поэтому Мороз оставляет для вас на окне кружевное послание… Слайд 20 Сегодня мы найдем там еще и слова. Чтение столбиков слов. Слайд 21 1 столбик. Что общего? Чем отличаются? Слайд 22 2 столбик. Подберите проверочные слова к словам озеро, узкие. Слайд 23 3 столбик. Что вы можете сказать об этих словах? Какой у них корень? Чем они отличаются? Найдите слово, обозначающее действие. 4 столбик. Слайд 24 На какие две группы можно разделить все слова? А сейчас поработаем в парах: прочитайте столбики слов соседу по парте и оцените чтение друг друга. Мы снежинки, мы снежинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки Мы танцуем день и ночь. Работа по учебнику, стр. 116. Зима - трудное время года для животных. Почему? Послушайте стихотворение и скажите, какая беда у этого зверя? Волк. - Что ты волк такой худой? - Будешь худ с такой едой. Я не ел четыре дня. Увидал обед у пня – А обед во все лопатки Припустился от меня! Вот несчастье, вот беда! Быстроногая еда! Посмотрите на картинку: кого же мы видим? Слайд 25 Прочитайте текст, который нам предлагает Зимушка-зима. Слайд 26, 27
Найдите предложения, в которых описываются признаки наступления зимы. На доске: Слайд 28 ударили морозы застыли озера и реки запели свои песни ветра заиндевели ветви Что обозначают эти слова?
Как автор относится к зиме? А вы? Чем она вас радует? С какой новой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки обозначает буква «з»? Дайте характеристику звукам [з], [з’]. Что запомнилось? Что, придя домой, расскажете маме? Оцените свою работу на уроке с помощью карточек. - активная работа; всё понял; - отвечал на вопросы редко, но старался; - на вопросы не отвечал, задания не выполнял; учителя не слушал. Как вы считаете, кто из ваших товарищей заслуживает снежинки? Спасибо за работу. Урок окончен. | О зиме. Зима. Снежная, вьюжная, холодная, морозная.
[з’] – согласный, звонкий, мягкий. Зверь, [з] – согласный, звонкий, твердый. Так как «з» - звонкий, то наденем на него шапочку-колокольчик, так как он может быть твердым, то один башмачок раскрасим в синий цвет, а другой – в зеленый, так как он может быть и мягким. Ребята находят в презентации начертания буквы «з». В рогах барана Чайка Метелица. Гласные буквы и букву «з». За, зо, зу, зы, зи, зе, зё.
Последующая за ним гласная буква. ЗИ РО МА ЗА МО ЗЕМ РОЗ ЛЯ Зима, земля, мороз, роза и др. Узор Зал Зов Зуб Начинаются со звука «з», односложные, заканчиваются согласным звуком Лексическим значением. Азбука Озеро Узкие Озеро – озёра, узкие – узок. Звон Звонок Звонил Это однокоренные слова. -звон- Лексическим значением. Звонил. Звонкие Перезвон Зазвонил С приставкой – перезвон, зазавонил; без приставки – звонкие. Работа в парах В это врем года трудно найти пищу, холодно. У волка нет еды – он голодный, худой. У него нет сил. Серого волка. ударили морозы – наступили резкие холода; застыли озера и реки – реки и озера покрылись льдом; запели свои песни ветра – начали дуть ветра; заиндевели ветви – ветки покрылись инеем | Эмоциональный и психологический настрой на урок; активизация внимания учащихся Привитие любви к русской поэзии Нравственное и эстетическое воспитание Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Закрепление сформированных УУД Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию Обеспечение восприятия, осмысления и осознания процесса учения Умение представлять информацию в виде схемы Первичное закрепление изученного Обозначение звуков на письме, связь с письмом Формирование умения слушать друг друга Формирование умения проводить анализ Развитие восприятия, воображения Формирование умения синтезировать Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций Подготовка артикуляционного аппарата к чтению Смена вида деятельности; предупреждение усталости Умение ориентироваться на развороте букваря Развитие умения на основе анализа объектов делать выводы Развитие умение работать в парах; развитие умения оценивать действия других в соответствии с поставленной задачей Формирование умения выявлять сущность объектов Создания представления картины, описываемой в тексте Привитие любви к животным Отработка навыка чтения Развитие наблюдательности Обогащение словарного запаса Развитие речи Отработка навыка чтения Оценка и отношение собственное к происходящему Развитие умения высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения; выражать свои эмоции Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
зима [ з ’ ] Какой он? Дайте характеристику.
звери [ з ] Какой он? Дайте характеристику.
З
А О У Ы Е Ё И З
зи ро ма за мо зем роз ля
Зал Зов зуб
азбука озеро узкие
Звон Звонок звонил
Звонкий Перезвон зазвонил
Ударили морозы; Застыли реки и озера; Запели свои песни ветра; Заиндевели ветви
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Разработка урока русского языка по теме "Согласный звук Й ".Презентация и технологическая карта урока.
Разработка урока русского языка.Тема "Согласный звук й "...
Конспект урока по русскому языку 2 класс" Согласный звук [й], буква и краткая."
Конспект урока по русскому языку....
Русский язык 1 класс. Согласные звуки л и ль. Буквы Л,л.
Русский язык 1 класс. Согласные звуки л и ль. Буквы Л,л....
Конспект открытого урока по русскому языку, 1 класс. "Согласные звуки и буквы"
Конспект открытого урока по русскому языку в 1 коррекционном классе. Тема: "Согласные звуки и буквы. Буква Н"...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Школа России" по теме "Строчная буква э"
Цуканова Е. А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по русскому языку 1 класс «Школа России»Тема: Строчная буква ...