Конспект урока русского языка во втором классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель: познакомить с новыми понятиями, с признаками однокоренных слов; формировать умение находить в словах корень, видеть и образовывать родственные слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень; выделять группы однокоренных слов; образовывать однокоренные слова; аргументировано отвечать, доказывать свою точку зрения; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Русский язык
Тема «Однокоренные слова. Корень слова».
Цель: познакомить с новыми понятиями, с признаками однокоренных слов;
формировать умение находить в словах корень, видеть и образовывать родственные
слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень; выделять группы однокоренных слов; образовывать однокоренные слова; аргументировано отвечать, доказывать свою точку зрения; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
II. Минутка чистописания.
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Запишите пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
-Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.
III. Создание проблемной ситуации.
1. Прочитайте слова.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
-На какую тему эти слова?
-И это не случайно, ведь зима уже не за горами. Совсем скоро она махнёт своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и сёла. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснёт природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
- А теперь задание.
Выпишите только те слова, которые являются родственными.
- Прежде чем сделать запись в тетрадях, обсудите в парах, какие слова, по-вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах).
2.- Проверим, какие родственные слова вы выписал (один ученик читает слова).
- А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?)
- Давайте вернёмся к заданию и разберёмся. Надо было выписать однокоренные слова.
3. Беседа о родственниках.
- Кто такие родственники?
- Кого вы считаете родственниками? – Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
4. В русском языке тоже есть понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу)
- Вернёмся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали, близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти слова родственные, ведь они имеют отношение к зиме. (да – нет)
5. – Тогда должно быть какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим ещё раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели? (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. ( зим-)
- Выделим эту общую часть дугой.
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
-Теперь попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
- Перечислите родственные слова, которые вы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний)
- Какое ещё одно новое понятие сегодня услышали? (корень слова).
_ Попробуйте сформулировать правило, что такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
6. – Ребята, а где вы слышали слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова. Где мы можем найти эту информацию? (в словаре).
Корень:
- подземная часть растения;
- часть волоса, зуба, ногтя;
- начало, источник чего-либо;
- часть слова.
- наше слово «корень» имеет несколько значений. Как называются слова, которые имеют много значений? (многозначные)
- какое значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова)
- Что же такое «корень слова» ? (Общая часть родственных слов).
-Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и имеющие общий корень.)
IV. Понятие об однокоренных словах .
- Вернёмся ещё раз к словам. Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? ( однокоренные слова)
- Давайте вспомним, с какими новыми понятиями мы познакомились?
* родственные слова
* корень слова
* однокоренные слова
- А теперь прочитаем правило в учебнике.
Правильно ли мы сформулировали правила?
V. Физминутка.
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.
VI. Упражнение в распознавании однокоренных слов.
1. Игра «Засели домики».
- Одновременно в три домика приехали «родственники» ( у нас - родственные слова). Проверьте, правильно ли они заселились. Работа по рядам.
1 ряд : -лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 ряд: -мор-
Морской, моряк, море, мороз.
3 ряд -вод-
Вода, водичка, водный, водитель.
- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова, выделите корень.
Проверка.
- Аргументируёте свои ответы.
2. Самостоятельная работа.
Стр. 61 упр. 85
Проверка.
3. Игра «Найди своё дерево».
- Вот 4 дерева с корнями, а вы – листочки с этих деревьев ( у детей на партах листики со словами).
Задание: каждый листик должен найти своё дерево, и тогда образуются группы однокоренных слов.
- 1 группа: -рыб-
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбёшка.
- 2 группа: -ум-
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
- 3 группа: -ворон-
Ворон, ворона, вороной, воронёнок, проворонил, вороний.
- 4 группа; -лес-
Лесник, лесной, лесок, лесничий, лесовик, лесочек.
- Посмотрите, какие чудные деревья у нас получились. А вот и мудрая Совушка появилась. Она приготовила для вас лесные загадки. Если вы отгадаете загадку, то получите дополнительное задание, связанное с темой урока.
Задание: убрать лишнее слово и подобрать ещё одно родственное слово.
1 группа.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной - … (медведь).
Медведь, медленно, медвежата, медвежий, …онок.
2 группа.
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Волк, волчий, волокно, волчица, …онок.
3 группа.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки, прячет в лапки коготки. (кошка)
Кошка, котёнок, катушка, кот, …ий.
4 группа.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ёж)
Ёж, ежиха, ежевика, ежовый, …ик.
4. Проверочное задание- тест.
(У детей на столах карточка с цифрами).
-Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему урока. Я буду читать группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты всё сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка. Беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.
Проверка.
VII.Домашнее задание.
Стр. 60 упр.83
VIII. Итог урока.
- Какие новые понятия вы узнали?
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?
- А ещё какую связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть родственные слова). назовите эти слова. Выделите корень.
IX. Рефлексия.
- Покажите ваше настроение.
- Кто из вас доволен своей работой?
- Кто не сумел справиться со всеми заданиями?
- Урок закончен. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок по программе "Школа 2100". На уроке дети не только систематизируют знания об однокоренных словах, но и обобщают знания о профессиях. Прилагаемые слайды показывались с флешки по телевизору....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России"
Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать провер...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова" по учебнику Т.Г.Рамзаевой.
Разнообразный материал урока поможет интересно организовать работу по закреплению понятий: корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов и применить полученные знания в практической дея...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова" по учебнику Т.Г.Рамзаевой.
Данная презентация послужит прекрасным дополнением и украшением урока русского языка, поможет активизировать и разнообразить работу учащихся....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок закрепления изученного материала по русскому языку в 3 классе на тему "Корень слова. Однокоренные слова". На уроке дети учатся находить в словах общую часть (корень слова), подбирать одноко...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»
Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...
Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". На уроке решается проектная задача. Дети создают продукт- лэпбук. Работа в разноуро...