Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку,разработанный в технологии деятельностного метода

УМК «Школа России»

Класс: 4

Тема: «Наречие как часть речи»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Предметные результаты: познакомить обучающихся с наречием как часть речи.

Метапредметные результаты: формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку,

разработанный в технологии деятельностного метода

УМК «Школа России»

Класс: 4

Тема: «Наречие как часть речи»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Предметные результаты: познакомить обучающихся с наречием как часть речи.

Метапредметные результаты: формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте!

-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

-Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким?
-Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

-Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

-Сегодня у нас необычный урок – урок исследования.

-Кто помнит, что такое исследование?

-Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.

С прекрасным, с хорошим.

Интересным, с трудностями, с хитростями.

Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу.

Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Чтобы узнать тему, мы начнём урок со словарной работы.

Объясните правописание слов.

Н.ябрь, а.уратно, х.р.шо, в.гон, р.ботать, в.гон, комн.тный, медле.о, кла.ная, м.рковный, .бедать, г.зета.

-Распределите слова в столбики по частям речи.

Оцените работу.

-Как отличить одну часть речи от другой?

Объясняют правописание словарных слов.

Проверка работы на экране.

Оценивают работу.

Сущ.

Прил.

Глагол

?

ноябрь
газета

вагон

морковный

классная

комнатный

обедать

работать

хорошо

аккуратно

медленно

Нужно вспомнить определение части речи.

3.

Выявление места и причины затруднения

-На какой вопрос отвечают слова 4 группы?

-Попробуйте определить, что они обозначают – признак или действие.

-Почему у вас возникло затруднение?

-Хотелось бы вам узнать, что это за часть речи?

-На вопрос: Как?

Кто-то относит слова к действиям, кто-то – к признакам.

- Мы не смогли определить часть речи, потому что, эта часть речи нам незнакома.

-Да, мы хотим узнать, что это за часть речи.

4.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

-Откройте учебник на с. 73 и прочитайте заглавие. Как думаете, что обозначает это слово.

- Как бы вы предложили сформулировать тему урока?

-Значит, к какой части речи относятся слова 4 группы.

-Какую же цель нам надо поставить?

-Как мы будем действовать?

-Наречие.

-Название новой части речи.

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Под руководством учителя определяют задачи урока.

1. Познакомиться с новой частью речи, узнать: как она называется; что обозначает; на какие вопросы отвечает.

2. Учиться отличать её от других частей речи.

Составляют план изучения наречия как части речи:

1.Самостоятельная или служебная часть речи?

2.Что обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

5.

Реализация построенного проекта.

-Какие есть пути решения всех этих задач?

-Для исследования предлагаю взять  предложение

«В тетрадках всегда пиши аккуратно».

Запись предложения с комментированием.

-Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в парах и скажите.

- Почему именно эти слова вы выбрали?

-Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

-Что заметили?

-Какой сделаем вывод?

-Как вы думаете, наречие – самостоятельная или служебная часть речи?

-Понаблюдаем, на какие еще вопросы отвечают наречия?

Близко, вдалеке,  слева, справа, вверху, внизу, теперь, повсюду, вчера,  утром, налево, направо, интересно, издалека, нарочно, назло.

-Давайте подведем итог, что мы уже узнали о наречии? Составим опорную схему.

- Оцените свою работу.

Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

Записывают предложение, обсуждают  и называют слова для исследования.

Слова: всегда, аккуратно.

-К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие.

-Поставить вопрос от какого-то слова к этому слову, которое выбрали, т. е. найти словосочетание.

Выписывают словосочетания: пиши (как?) всегда, пиши (как?) аккуратно.

-Слова сочетаются с глаголом пиши и отвечают на   вопрос как? поясняют глагол и обозначают признак действия; являются второстепенными членами.

-Слово с такими признаками – это наречие.

- Самостоятельная, потому что называет, а не указывает.

Где? Куда? Когда? Откуда?

Как? Зачем? Почему?

Составляют опорную схему «Наречие».

Оценивают выполнение работы.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Работа по учебнику (упр. 125 устно).

-Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются наречиями.

Работа по учебнику (упр. 126)

-Прочитайте. Выделенные слова – наречия. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

–Какую роль выполняют наречия в предложениях?

-На какой вопрос отвечает каждое наречие? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

– Слова «звонко», «тонко» отвечают на вопрос «как?», обозначают признак действия.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Используя слова в скобках, запишите ответы на вопросы. Подчеркните наречия и те слова, к которым они относятся.  

Как ребята разделили груши? (Поровну.)

Как спортсмен переправился через речку? (Вплавь.)

Куда повернула машина? (Налево.)

Откуда лучше всего рассматривать этот рисунок? (Сверху.)

Когда ты расскажешь ему об этом? (Послезавтра.)

Записывают ответы на вопросы, проверяют правильность работы по слайду презентации, поменявшись тетрадями с соседом по парте. Оценивают работу.      

Ребята разделили груши поровну.

Спортсмен переправился через речку вплавь.

Машина повернула налево.

Рисунок лучше рассматривать сверху.

Я ему расскажу об этом послезавтра.

8.

Включение в систему знаний и повторение

-Далее работаем самостоятельно  по учебнику упр.127.

Оцените работу.

-Выполняют задания самостоятельно по учебнику.

Оценивают работу.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли мы с вами поставленной цели урока?

-Расскажите о наречии всё, что вы узнали.

-Что бы вы хотели еще узнать о наречии?

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя, употребляя наречия.

-А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Оценивают свое состояние на уроках, используя наречия из словаря для справок.

Слова для справок: интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навсегда, отлично, бесполезно

На уроке мне было… потому что… Особенно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока и презентация "Служебные части речи" 4 класс

Данный материал состоит из конспекта урока с презентацией и приложением....

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Части речи".

Конспект урока по русскому языку на тему " Части речи"....

Конспект урока "Имя существительное как часть речи" 4 класс

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном....

Конспект урока " Определение глагола как части речи"

Открытый урок русского языка на тему " Определение глагола как части речи" проведен в рамках РМО. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по океану Знаний, вызывают на интеллектуальный б...

Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.

разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...