конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж имен существительных", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яншина Лариса Васильевна

конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями,

                               портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, презентация

Ход урока.

  1. Мотивация.

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

 Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова М.В. Ломоносова.

  1. Проверка изученного материала.

       – Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

     - В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?

- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Выполним самопроверку. (Нет ошибок-5,  1 ошибка-4,  2 ошибки-3)

- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)

- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)

IV. Формулирование цели и задач урока.  Слайд

-  задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)

V. Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения.  Слайд

  1. Название падежа.
  2. Вспомогательное слово.
  3. Вопросы падежа.
  4. Предлоги падежа.
  5. Член предложения.

Заполним пункты №1 и №3

VI. Реализация построенного проекта.

1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листа.

-А  кто придумал такое название падежу?

- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным 

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?

-Работаем в парах. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……               корона

Буду с ней сидеть на …..   трон

Я мечтаю о ……    слон

Чтоб кататься при ….    луна

Вечерами в ….    полутьме

Я мечтаю об ….   орёл

Буду с ним летать на ….   воля

Буду я учиться в ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……падеже      предложный

- Прочитаем, что у вас получилось.

- В каком падеже вы поставили имена существительные?

- Какое слово помогло вам? (Запишите слово мечтаю в Пункт №2)

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.

- Заполните маршрутный лист. Пункт №4

VII. Разминка для глаз.  

3.  Роль в предложении   

- Составьте два предложения.

- Выполним разбор предложений.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём?  В предложении являются второстепенным членом предложения.)

VIII. Физкультминутка

IX. Закрепление изученного. Работа по учебнику. Стр.54.

- Прочитаем  сведения о языке.

- Упр 98.(Комментированное письмо).

X. Закрепление изученного.  

  1. Работа по карточкам. 

 - Возьмите карточки. Укажите  падеж имён существительных.

блестела на траве (____)

 проехать по улице (____)

выбрались из чащи (____)

построил дачу (____)

работал на почте(____)

рассказ о книге(____)

идём по дороге(____)

читал о космосе(____)

2.Взаимопроверка.

- Проверьте работу своего товарища.

-Чему вы учились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они учились определять падеж имён сущ.).

XI .Итог урока

XII. Рефлексия.  Слайд

XШ. Оценочный лист

     Мне было всё понятно

     У меня были проблемы

      Мне многое непонятно

X IV. Домашнее задание: У. стр.54  правило, упр. 100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс

Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падеж имен существительных»

Цели педагогической деятельности:создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.Задачи:Образовательная: активизировать способность язы...

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...