Развитие познавательных логических УУД младших школьников при работе с разными видами диктантов и списываний
статья по русскому языку (3 класс)
Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_kat._razvitie_uud.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных логических УУД младших школьников при работе с разными видами диктантов и списываний»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД……………………………………………………
- Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД
Целью формирующего этапа было создание комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД.
Рассмотрим основные направления формирования грамматико-орфографических тем.
Упражнения на анализ
На умение выделять существенные признаки
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Телефон (экран, кнопки, картинки, музыка, видео)
На последовательное исключение слов
Сиреневый, голубой, альбом, красное, желтый
Кот, лошадь, совы, снилось, лиса, собаки
Рассказ, приехал, пассажирское, лыжи
Маленький, удобный, диван, сидеть, лежать
На выделение звуков в слове
Янтарь, ежевика, юла
Танцевать, рисовать, сочинять
Хрупкий, легкий, воздушный
Скромность, смелость, доверчивость
Упражнения на классификацию
На установление закономерности подбора слов
Клапан –флейта
Кастрюля –посуда
Футбол –спорт
Клубника –ягода
На замену словосочетания одним, близким по смыслу словом
Остаться без еды – голодать
Остаться без денег – обнищать
Остаться с носом – проиграть
Остаться у порога –выгнать
На составление и корректировку определений
Рассказ – (литературное) произведение
Соната – (музыкальное) произведение
Поэт – создатель (поэтического) произведения
Музыкант –создатель (музыкального) произведения
Упражнения на обобщение
На установление смысловой связи между парами слов
Снег белый, малина (теплая, красная, сочная, сладкая)
Стул деревянный, дом (высокий, новый, кирпичный, серый)
Лед холодный, суп (горячий, вкусный, рыбный, свежий)
На нахождение общей части двух слов
У (…) от рок пи (…)атка рог х (…)ый лев
Мало (…)арь ток мог (…)орь як бор (…)но сук
Пос (…)икан пел кап (…)лость уста
На установление по степени их обобщенности
Обувь, зимняя обувь, валенки
Василек, цветок, полевой цветок
Домашнее животное, корова, животное
Упражнения на сравнение
На умение найти лишнее слово
Сосна
Клен
Ясень
На сравнение согласных звуков
День, август
Доброта, честь
Море, песок
На сравнение слогов в слове
Порядочный, ласковый, преданный
Злой, трусливый, печальный
Морской, добродушный, верны
Вопросы для заданий и упражнений по русскому языку для 3 класса
Классификация | Обобщение | Сравнение |
1. Выделить корень и окончание слова.2. Выписать имена существительные в 2 слога, в 3 слога.3. Выписать только вопросительные и восклицательные предложения.4. Выписать слова с непроизносимыми согласными СН, СЧ, ЧН5. В именах прилагательных подчеркнуть мягкий согласный звук.6. Подчеркнуть слова с парными согласными буквами и поставить в них знак ударения.7. Подчеркнуть однородные члены предложения. | 1. Выписать слова только с одинаковыми частями речи.2. Продолжить ряд слов близких по значению.3. Заменить имя существительное на имя прилагательное.4. Записать распространенное предложение со словами.5. Найти границы предложения и правильно определить знак препинания.6. Написать НЕ с глаголами разной формы.7. Озаглавить текст и составить к нему план. | 1. Заполнить схемы слов и обозначить их условными знаками.2. Подобрать противоположные по смыслу слова.3. Придумать и записать разные предложения со словом.4. Выписать из текста слова с приставками и выделить их.5. Выписать слова муж.рода и жен.рода с шипящими согласными на конце.6. Выписать имя прилагательное и выделить его окончание.7. Выписать глагол и указать его лицо. |
Для развития логического мышления можно использовать разные виды диктантов:
Таблица
Диктанты для развития логического мышления
Название диктанта | Методика | Текст |
1.Предупредительный диктант | Используется в целях отработки приёмов применения правила, направлен на овладение учащимися алгоритмом действий и проводится после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся, т.е. его цель – предупредить появление ошибок. | В(е,и)сной птицы прил(е,и)тают (с) з(и)мовок. (В) пути их ждут трудности и беды. (В) сыром мраке туманов они т(е,и)ряют д(а,о)рогу, разб(е,и)ваются (об) острые скалы. М(а,о)рские бури л(о,а)мают их пер(ь,), сб(и,е)вают крыл(ь,-)я. |
2.Комментированный диктант | Предполагает объяснение орфограмм непосредственно в процессе письма. | Полетел по лесу комарик, устал, захотел пить. Увидел он цветок. У цветка стебелек зеленый, наверху – маленькие белые колокольчики, внизу – крупные багровые реснички. Не стал комарик пить росу – это хищная росянка. |
3.Выборочный диктант | Требует записи не всего текста диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. | Часто слезы вызывает крапива у детишек. А ведь это полезное и вкусное растение. Из молодой крапивы варят борщ, готовят салат, а в старину делали крепкие нитки и ткали холст. В некоторых странах видов делают сети. |
4.Самодиктант или письмо по памяти | Учащиеся запоминают текст, воспринятый на слух, и затем записывают его самостоятельно, диктуя себе. | Рожь попала к нам в страну из Афганистана. Долгое время рожь считалась сорняком. Никто ее не сеял. Рожь сама появилась на пшеничном поле и жила среди золотистых колосков. Часто урожай пшеницы снимали пополам с рожью. |
5.Диктант «Проверяю себя». | В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. | Белка всю зиму живет на растительной пище. Ест заготовленные с осени грибы. Лущит орешки. А весной любит полакомиться мясным. Белка отыскивает птичьи гнезда на ветвях и дуплах деревьев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...
Работа на тему: Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития через ознакомление с сезонными изменениями в природе
Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой п...
Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников
Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....
Развитие словесно-логического мышления младших школьников
В статье рассмотрены виды мышления, логические операции, формы логического мышления. Представлены педагогические условия для развития логического мышления. Приведены примеры заданий и упражнений...
Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...
Курсовая работа - Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Курсовая работа...
Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"
Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...