Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Предложения бывают сложные" УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Название: УМК «Гармония»
Учитель: Царёва Т.Н.
Предмет: Русский язык Класс: 4
Тема урока: Общее знакомство со сложными предложениями (Предложения бывают сложными).
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Новое строение предложения».
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Цель урока: познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём.
Задачи урока:
- развивать критическое мышление
- умения анализировать и сравнивать
- обобщать полученные данные и делать выводы
- развивать устную и письменную речь учащихся
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку
- воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.66 МБ |
urok.docx | 33.69 КБ |
kartochka_1.docx | 50.44 КБ |
kartochka_2.docx | 12.25 КБ |
test.docx | 12.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
Название: УМК «Гармония»
Предмет: Русский язык Класс: 4
Тема урока: Общее знакомство со сложными предложениями (Предложения бывают сложными).
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Новое строение предложения».
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Цель урока: познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём.
Задачи урока:
- развивать критическое мышление
- умения анализировать и сравнивать
- обобщать полученные данные и делать выводы
- развивать устную и письменную речь учащихся
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку
- воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного диалога, здоровье - сберегающая, ИКТ технология, технология развития критического мышления (синквейн).
Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный.
Формы организации детей на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую и контролирующую функции.
Оборудование: экран, проектор, компьютер (презентация).
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- Понимать особенности строения сложных предложений.
- Замечать сложные предложения в текстах.
- В ясных случаях отличать сложные предложения от простых (в том числе с однородными членами).
- Пользоваться сложными предложениями в речи, пунктуационно оформлять их.
Личностные:
- Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях.
- Понимание значимости ясной и правильной речи; осознание необходимости контроля за своей речью.
Метапредметные:
Регулятивные: Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем) способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности.
Познавательные: общеучебные – Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия.
логические – Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать.
Коммуникативные: Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Формулировать и высказывать свою точку зрения; выражать свои мысли, заботясь об их понимании собеседниками; слушать другие точки зрения, стараться понимать их. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, договариваться, проявлять доброжелательное отношение к партнёру, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.
Этап урока | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | ФУУД |
Организационный момент: | - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. - Итак, ребята, давайте настроимся на урок и вспомним, как нужно работать? (дружно, терпеливо, внимательно, уважительно). Прочитайте девиз нашего урока. (слайд 1) Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи. Давайте будем помнить об этом на протяжении всего урока. | Фронтальный | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на урок. | Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний. |
Актуализация знаний. | Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) На прямую палочку - Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква (буква может обозначать твердый или мягкий согласный звук, она по глухости – звонкости обозначает парный звук) КкКккКкккКккк … (слайд 2) - Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву) - Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки. | фронтальный | Формирование регулятивных УУД. Обучающиеся учатся: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану, предложенному учителем | |
Самоопределение к деятельности | Вспомните словарные слова на букву К. Назовите их. Давайте запишем. (пишут под диктовку – капуста, картофель, коричневый, красиво, кипеть) (Валерия и Данил Ляшенко у доски) Какое задание можно предложить выполнить с этими словами? (поставить ударение) Поставьте ударение.Еще? (надписать части речи) Надпишите части речи над каждым словом. (Лера и Данил садятся на места, говорю оценки) Еще что можно выполнить? (составить предложение) Составьте предложение с одним из слов. Запишем (у доски Юля) Например: Весной люди сажают капусту. Подчеркните грамматическую основу в этом предложнии. (подчеркнуть грамматическую основу, используя линейку) еще 1-2 предложение простое. (дети подчеркивают) Давайте вспомним научное слово «Сложный». Что оно может обозначать в русском зыке. (Сложными могут быть слова. Слова, в которых не один, а два корня, соединенных между собой соединительной гласной о, е: пароход, вездеход, водопровод… Еще бывает сложная форма будущего времени: буду играть, будет кушать…) Прочитайте сведения авторов на стр. 72 учебника в красной рамке. О чем вы узнали? (что предложения бывают и сложные) Вот и авторы помогли нам определить тему урока. Как она будет звучать? (Предложения бывают сложными) (слайд 3) Поставим цель урока! (познакомиться со сложными предложениями) Поставим задачи урока: (слайд 4)
| Работа с предложениями | Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации | Формирование регулятивных УУД: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности. Формирование познавательных УУД: ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; - выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя;ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ. |
Работ по теме урока | - У вас на столах лежат карточки (карточка 1) белого цвета. - Прочитайте текст и понаблюдайте за построением предложений. - Давайте определим грамматические основы в этих предложениях. - Назовите ГО в 1 предложении. (Слышатся голоса) Во втором. (Распевают синицы, отстукивает дятел) В третьем предложении назовите ГО. (Солнце пригреет. Дороги почернеют. Проталины обнажатся. Ручейки зажурчат. Грачи пожалуют.) - Теперь посмотрите, чем отличаются эти предложения? (у них разное кол-во ГО) Укажите кол-во ГО после предложений цифрами в скобках. Как можно назвать эти предложения, относительно нашей темы? (сложные) - Почему нельзя назвать первое предложение сложным? Чтение сообщения на стр. 73. - Попробуйте превратить сложные предложения в простые. - Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном. - Сравните: при каком построение предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему? Почитаем сведения на стр. 74. - Какую информацию вы извлекли? (Вернемся к первым предложениям) - Можно ли простые предложения объединить и получить сложное? Весной люди сажают капусту, еще они готовят к посадке картофель. Сделаем вывод: из простых предложений можно получить сложное, а сложное можно разделить на несколько простых. - Запишите одно сложное предложения. Обращайте внимание на постановку запятых. На слайде дано стихотворение Афанасия Фета. (слайд 6,7) - Спишите стихотворение, подчеркните основы. - Вертикальными черточками покажите части сложных предложений. ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ Уж тает снег, Бегут ручьи. В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. - Сколько сложных предложений вам встретилось? Докажите, что они сложные. - Обратите внимание на употребление ЗП в СП. - Как соединяются в первом предложении два простых предложения? (в речи соединяются интонацией, а на письме разделяются запятой) - А в последнем как соединяются? (с помощью союза И, но при однородных членах запятая не ставится перед союзом И, а в сложном ставится.) Прочитайте правило на стр. 75. | Фронтальный | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. | Регулятивные УУД: -ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. |
Физминутка | Слайд 8. | Зарядка | Направлена на сохранение здоровья детей. | Создание здоровье сберегающей среды. |
Самостоятельная работа | Сейчас вы поработаете в паре. Вспомним правила работы в паре. (слайд 9) Открываем ТПО упр. 501 стр. 64 Спишите текст и выделите ГО. В чем отличие второго предложения от третьего? (Второе предложение сложное, т.к там 2 ГО, а третье это предложение с однородными сказуемыми) Спишите сложное предложение, подчеркните ГО. -А вот теперь у нас дифференцированное задание. У вас на столе лежат зеленые, желтые и красные карточки. Зеленая карточка – первый уровень. Здесь списать текст и подчеркнуть ГО; желтый – второй. Составить и записать из простых предложения сложные, выделить ГО; красный – третий уровень повышенной сложности. Необходимо составить и записать из простых предложений ложные, выделить ГО, разобрать по членам предложения. Каждый из вас выберет задание по своим силам. Проверка по эталону. (карточка 2) (слайд 11) | Работа с текстом | Осуществление контроля и проверки полученных знаний. Фиксируется недопонятая информация. | Формирование регулятивных УУД: - пользоваться инструкциями; - ставить и применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. |
Проверка знаний | 1. Сложными называются предложения, в которых: а) одна грамматическая основа; б) две грамматические основы; в) две и более грамматических основ. 2.Отметь схему сложного предложения: а) [ – = ]; б) [ – = ], [ – = ]; в) [ – = О, О, О ]. 3. Выбери схему для данного предложения: Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле. а) [ = – ], [ = – ]; б) [ = – ]; в) [ – =, = ]. 4. Перед союзом и запятая ставится: а) в предложениях с однородными членами; б) в сложных предложениях; в) никогда. 5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания. Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий. Ваши работы я проверю и оценю, как вы усвоили новый материал. | Самостоятельная работа | Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал | Формирование регулятивных УУД: - применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила. |
Рефлек- сия | У каждого на парте лежит смайлик, но он без рта. Если вам было интересно и все понятно нарисуйте веселый, если были затруднения, то ровной линией, а если все непонятно и тяжело на уроке, то дуга будет смотреть вниз. Теперь, по очереди каждый ряд клеит свой смайлик в определенную зону на доске. (слайд 12) Речь | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Формирование коммуникативных УУД: - высказывать свое мнение; -умение работать в паре по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения при работе в паре; Формирование познавательных УУД: представлять информацию в виде текста (синквейн). | |
Итог урока | Вернемся к нашим задачам урока. (слайд 13) - Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам составление синквейна. (слайд 14) 1. предложения 2. простые, сложные 3. объединяются, дополняют, выражают. 4. предложения выражают определенную мысль 5. разные. | Фронтальный, работа в четвёрках | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Формирование познавательных УУД: -извлекать информацию представленную в разных формах (схема); - анализировать, сравнивать, группировать |
Задание на дом | 1.Выполнить № 502, учить правила. | Запись домашнее го задания | Формирование личностных УУД: -мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1 уровень.
Задание: спиши, подчеркни грамматическую основу.
Солнце скрылось за тучами. Вдалеке ударил гром. Зелёный лес замер в ожидании грозы. Звери попрятались в норы. Птицы перестали петь.
2 уровень.
Задание: Из простых предложений составь сложные. Запиши их в тетрадь. Выдели грамматическую основу.
Солнце скрылось за тучами. Вдалеке ударил гром. Зелёный лес замер в ожидании грозы. Звери попрятались в норы. Птицы перестали петь.
3 уровень.
Задание: Из простых предложений составь сложные. Запиши их в тетрадь. Выдели грамматическую основу. Разбери по членам предложения.
Солнце скрылось за тучами. Вдалеке ударил гром. Зелёный лес замер в ожидании грозы. Звери попрятались в норы. Птицы перестали петь.
Предварительный просмотр:
1. Сложными называются предложения, в которых:
а) одна грамматическая основа;
б) две грамматические основы;
в) две и более грамматических основ.
2.Отметь схему сложного предложения:
а) [ – = ];
б) [ – = ], [ – = ];
в) [ – = О, О, О ].
3. Выбери схему для данного предложения:
Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.
а) [ = – ], [ = – ];
б) [ = – ];
в) [ – =, = ].
4. Перед союзом и запятая ставится:
а) в предложениях с однородными членами;
б) в сложных предложениях;
в) никогда.
5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.
Мчатся тучи вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
1. Сложными называются предложения, в которых:
а) одна грамматическая основа;
б) две грамматические основы;
в) две и более грамматических основ.
2.Отметь схему сложного предложения:
а) [ – = ];
б) [ – = ], [ – = ];
в) [ – = О, О, О ].
3. Выбери схему для данного предложения:
Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.
а) [ = – ], [ = – ];
б) [ = – ];
в) [ – =, = ].
4. Перед союзом и запятая ставится:
а) в предложениях с однородными членами;
б) в сложных предложениях;
в) никогда.
5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.
Мчатся тучи вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
Открытый урок по русскому языку 3 класс УМК " Гармония"
Это урок мнообразен и интересен. Разработан по новым стандартам. Урок прошел успешно. Разнообразие форм и методик работы....
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....