Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей
статья по русскому языку

В данной статье говориться о том, что взаимодействие ДОУ с семьей играет значительную роль в развитии связанной речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                            Н.А.Носова,

воспитатель

МБОУ «Гимназия №11, 2 корпус»

        Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей

В данной статье говориться о том, что взаимодействие ДОУ с семьей играет значительную роль в развитии связанной речи детей дошкольного возраста.

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,

                                                                     разве разум оратора не должен постичь истину

                                                того, о чем собираются говорить?

Платон

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. Дошкольное детство – уникальный период в жизни        человека, когда осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение, которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.  Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для             овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это        постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного             монологического и диалогического разговора. Основная задача любого воспитателя -    речевое развитие      дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольный период - это   семья и дошкольное образование. Ведущая роль в развитии дошкольников остается за общественным воспитанием. А вот роль семьи от этого не снижается, наоборот              успех  развития в воспитании детей можно достигнуть лишь тогда, когда между детским садом и семьей существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь. На семью, как и на дошкольное учреждение, ложится огромная ответственность в воспитании и развитии   ребенка. И по этому родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в     воспитании ребенка, они не должны перекладывать всю ответственность на  педагогов и уходить от воспитательного процесса. Ведь родители - первые и главные  воспитатели и учителя своего ребенка с рождения и на всю жизнь. В соответствии с этим меняется и   позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.

 В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия  работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативных            образовательных программ и запросов семей.  Педагог дошкольного учреждения –  не только воспитатель детей, но и партнёр  родителей  по их воспитанию.   О необходимости       создания крепкого союза писал в своё время   В.А.  Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения  взрослых и детей невозможна семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение  и невозможен  моральный  прогресс общества».

Одним из направлений моей работы с родителями является вопрос речевого развития детей. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень    велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и         безрезультатны.  Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем        развития детей. Овладение грамотой – этап речевого развития дошкольника, подразумевающей серьезную работу. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:                 звукопроизношение; словарь; грамматический строй речи; связная речь; выразительность речи. Перед собой поставила задачу превратить родителей  воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.  Пропаганду знаний  среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляю, прежде всего, в     беседах и на консультациях. Например: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной       деятельности», «Методы игрового речевого общения», «Учите стихи, играючи», « Развитие связной речи через использование метода моделирование». Даю родителям               рекомендации «Как научить ребёнка любить художественную  литературу», «Как правильно читать книгу детям», «Как помочь ребёнку овладеть  правильным звукопроизношением». Акцентирую внимание на том, что чрезмерное  форсирования речевого развития не желательно. Вредно нагружать малыша сложным   речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения. Перегрузка ребёнка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков.                                  

 Эффективной  формой работы с родителями  я   считаю наглядную агитацию,           например организацию стендов, «уголков для родителей», где даются сведения о         формировании звукопроизношения, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста, советы по словарной работе с детьми, игровые дыхательные       упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и списки необходимой литературы.  Не мало важной формой работы обучения родителей так же являются игровые тренинги, где родители учатся разыгрывать сказки, сочинять новые эпизоды. Провожу с семьями игровые дыхательные упражнения «Лыжники», «Чей листок улетит дальше». Произносим на одном выдохе небольшие «чистоговорки», загадки,       пословицы, короткие считалки. Учу правильно пользоваться элементами интонации:     говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; с вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией. Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, я включаю родителей в систематическую работу по тренировке  движений  пальцев малышей. Обучаю различным пальчиковым   играм и упражнениям «Раз, два, три, четыре жили мыши на квартире», «Большие и               маленькие», «Проснись - потянись». Знакомлю родителей с играми и заданиями на            закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка, например, «Какой?       Какая?», «Сравнение»; играми на описание самых разных предметов  «Что из чего            сделано?»,   «Какого цвета?», «Кто, где живет?», «Кто как голос подает?»; играми «Скажи наоборот», «Дополни и расшифруй пословицу» и др. Такие тренинги позволяют             родителям продолжать грамотно эту работу в семье.

Практикую  «домашние задания» совместно для детей и родителей. Например: «Подари словечко». В выходной день родители «дарят» ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение, рисуют его и приносят в группу «подаренное дома слово» и знакомят с ним товарищей. Задания могут быть разными: «Запиши рассказ о фрукте, овоще», «Сочини письмо». При составлении писем ребенок рассказывает, а взрослый записывает, помогает вопросами,  советами. Письмо можно послать родственнику, другу или целой группе   детского сада. Ежемесячно в группе выпускаются брошюрки для родителей «Говорим      красиво»; памятки «Как отвечать на детские вопросы», «Как работать над                      скороговоркой». Проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме. Например: деловые игры  «Роль дыхательных упражнений в развитии речи ребенка»; мозговой штурм «Родители – гиды на пути познания» и др. На собраниях некоторые из родителей рассказывают, как они совместно с воспитателями устраняли те или иные трудности в  речевом развитии своего ребенка.  Очень полезны открытые занятия по развитию речи, где родители могут видеть правильную работу воспитателя по формированию речи       ребенка.                                      

Проведение праздников, мероприятий совместно с родителями тоже оказывает         благоприятное воздействие на развитие речи детей. ( «Поле чудес», «Масленица»,             « Новогоднее представление»). Провожу вечера поэзии, где стихи читают дети, но и родители. Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно             воспринимает ее, и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную  силу   привычки. При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль или «обратная связь» за этой деятельностью. Речь не передаётся по наследству, ребенок       перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка, что это наше национальное       достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи     детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.      Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только наедине с собой, но и публично не стесняясь     присутствия слушателей.

Мне очень хочется, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для     ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс               формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и     совершенствуется всю жизнь.

Литература

  1. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребёнка в детском саду [Текст] / Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова. – ТЦ «Учитель». 2002. – 32 с.
  2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение. 1981. – 159 с.
  3. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А.И.Максаков. – М.: Просвещение. 1988. – 160 с.
  4. Свирская, Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Л.Свирская. – М.: Линка - Пресс. 2007. – 176 с.
  5. Рымарчук, В.Б. Образование родителей в ДОУ [Текст] / В.Б. Рымарчук //  Управление ДОУ. – 2008. - №3. – С. 29-31.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей в двуязычных семьях.

Современные условия жижни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи...

Взаимодействие и взаимовлияние семьи и школы в развитии ребёнка

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

«Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»

laquo;Будьте здоровы!», «На здоровье!», «Здоровье – главное богатство нации» – эти фразы звучат дома, на работе, в СМИ. Рейтинги телепередач о здоровом образ...

Организация консультирование родителей по вопросам речевого развития в условиях ДОУ

В консультации для педагогов детского сада предствлен материал для организации консультирования родителей по вопросам речевого развития....