Урок по русскому языку на тему: "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам».
Цель: Способствовать формированию первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных
Тип урока: открытие новых знаний .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slayd_1.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» - УМК «Школа России».
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7
г. Новосибирска
Ячменева Ольга Витальевна
Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам».
Цель: Способствовать формированию первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных
Тип урока: открытие новых знаний .
Задачи урока:
1. Образовательный аспект: способствовать формированию понятия «изменение по падежам», познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; тренироваться в определении падежа имени существительного в словосочетании и предложении
2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умения действовать по алгоритму при определении падежа у имени существительного, формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму), активизировать мыслительную деятельность.
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности через организацию парной, групповой и фронтальной работы, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.
Формировать УУД:
- Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
- Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; контроль и оценка своих действий по результату и способу действия.
- Познавательные: сравнение и классификация изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; усвоение принципов общения и сотрудничества; учет позиции другого.
Планируемые результаты
Универсальные УУД; планировать свое действие после его завершения, на основе учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других: выполнять правила работы в группе. Предметные результаты: научатся определять падеж имен существительных, действуя по алгоритму.
Личностные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; оценивать правильность выполнения
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от известного; классифицировать уже изученное об имени существительном; выстраивать логическую цепочку рассуждений; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Технология Технология Развития Критического Мышления (ТРКМ)
Организация пространства
Групповая, индивидуальная, фронтальная работа
Ход урока.
I. Организационный момент
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания.
- Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания. Прочитайте слова:
Молодежь, ерш, рожь, ложь, пейзаж, мышь, тушь, пляж.
- Какой звук повторяется во всех этих словах?
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, парный звонкий)
- Какими буквами обозначается?
- Запишите в тетради:
Ж ж Ш ш
III. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.
- Прочитайте ещё раз слова.
- Какой частью речи являются эти слова?
- Как можно эти слова разделить на две группы?
(Ж.р., м.р.) Приведите пример слов на это правило?
- Совпадает ли произношение слова с его написанием? Почему? (происходит оглушение согласного звука)
- Какая орфограмма в этих словах?
- Какую букву необходимо писать в конце слова? Докажите.
Познакомимся еще с одним словом на это правило: падеж
Определите род существительного падеж. Запишите это слово и проверочные слова на новой строке через запятую.
Падеж, падежи, падежные вопросы.
- Подчеркните орфограммы.
-Кто знает, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Как они называются? Какие падежные вопросы имеют?
(Падеж - грамматическая форма, выражающая синтаксическую связь имени существительного с другим словам в предложении.
В русском языке 6 падежей. В разных языках разное количество падежей (от 2-х в английском, хинди до 46, в немецком 4).
- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какие задачи мы должны сегодня решить с вами?
(Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж.
Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных.
Развивать навыки грамотного письма).
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Работа с учебником.
- Откройте учебник и выполните упражнение 64.
- Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово сосна в нужной форме.
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (чего?) ... всегда зелёная. Прилетел (к чему?) к ... дятел. Села (на что?) на ... синичка. Растут (под чем?) под ... маслята. Резвые белки играли (на чём?) на ... . Они бесстрашно перепрыгивали с ветки на ветку.
• На какой вопрос отвечает имя существительное сосна в первом предложении? Каким членом предложения оно является?
• На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях? Выпишите его вместе с теми словами от которых ставили вопросы к этому имени существительному.
Слова для справок: сосна, сосны, сосне, сосну, сосной, о сосне
Образец. Хвоя (чего?) сосны;
• Выделите окончание имени существительного сосна в каждом словосочетании.
(Учащиеся вписывают слова)
Хвоя (чего?) сосны всегда зелёная.
Прилетел (к чему?) к сосне дятел.
Села (на что?) на сосну синичка.
Растут (под чём?) под сосной маслята.
Резвые белки играли (на чём?) на сосне.
2. Работа в парах.
Почему изменялось окончание существительного сосна?
• Сколько раз имя существительное сосна изменило своё окончание?
Всего окончание изменялось 4 раза.
Окончание менялось потому, что менялся падеж существительного.
- Поработайте в парах. Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз? - Все ли слова из справки вы использовали? Почему? Чем это объясняется?
- Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? Почему на
месте пропусков необходимы определённые формы слова «сосна»? Давайте
проверим.
Проверка на доске.
- Сделайте вывод.
Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определённой форме, нужном падеже.
Подтвердите своё мнение правилом учебника стр.68.
- Какие слова не употребили?
3. Коллективная работа.
- Как вы думаете, сколько падежей в русском языке?
- Давайте с ними познакомимся.
4. Работа в группах.
- Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже.
Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть
падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа
существительного.
Проверка.
Итак, давайте же с ними познакомимся.
- Группа
Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
- С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в Им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в Им. пад. с предлогами?
- Группа
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
- С каким падежом познакомились ребята второй пары? На какие вопросы отвечают существительные в Род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.
- Группа
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
- С каким падежом познакомились ребята третьей пары? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
- Группа
А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
- С каким падежом познакомились ребята четвёртой группы? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
- Группа
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
- С каким падежом познакомились ребята пятой группы? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Группа
Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
- С каким падежом познакомились ребята шестой группы?
На какие вопросы отвечают существительные в Пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в Пр. падеже?
(Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):
ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Вопрос. Подсказка. Падеж
Кто? Что? Есть Именительный
КОСВЕННЫЕ
Кого? Чего? Нет Родительный
Кому? Чему? Рад, даю Дательный
Кого? Что? Вижу, виню Винительный
Кем? Чем? Доволен Творительный
О ком? О чем? Говорю Предложный
- Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как называются остальные? (косвенные)
- Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.)
5. Составление алгоритма определения падежа имени существительного.
- С падежами мы познакомились, но возникли трудности:
Как определить падеж имени существительного? Давайте составим пошаговый алгоритм определения падежа.
- С чего начинаем?
1. Найди слово, к которому относится существительное.
2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.
3. Определи падеж существительного.
4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.
Физкультурная минутка для глаз.
VII. Первичная проверка понимания.
1. Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.
- Пришло время вернуться к нашим предложениям и попробовать определить падеж существительного река. Попытайтесь это сделать самостоятельно. Варианты ответов учащихся. Фронтальная работа.
Определение падежа:
Город Саратов стоит на реке Волга.
- От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.)
стоит (на чём?)на реке
- Можно ли задать другой вопрос? (Где?)
- Попробуйте определить падеж сущ-го на реке. (П.п.)
- Проверим, подобрав слово-помощник: думаю (о чём?) о реке.
Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание.
Аналогичная работа с другим предложением.
VII. Первичное закрепление.
- Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с помощью этого алгоритма. Предлагаю вам упр68
Фронтальная работа.
- Прочитайте текст, определите падежи существительных
Задание: определите падеж и выделите окончания существительного
- Спишите последнюю пару слов в тетрадь.
VIII. Рефлексия. Блиц – опрос.
- Используйте для ответов страницы учебника.
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Перечислите их.
- Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
- Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
- Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
- В каком падеже имя существительное является в предложении
подлежащим?
Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!»
IX. Домашнее задание.
Упр 69
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему: "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами", 4 класс
Тема "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами"...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России
Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно писать падежные окончания п...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам" 3 класс "Школа России"
"Изменение имён прилагательных по родам"...
Открытый урок по русскому языку на тему «Род имени существительного» 3 А класс
Педагогические цели-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;Тип урокаУр...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными».
Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных, - Точно употреблять имена прилагательные в устной и письменн...