Урок "Ь -мягкий знак- показатель мягкости".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лейман Ирина Геннадьевна

Познавательные

1.Создать условия для ознакомления учащихся со вторым способом обозначения мягкости согласных звуков с помощью ь- знака.

2.Формировать навыки чтения слов с ь- знаком показателем мягкости согласных звуков; добиваться осознания того, что ь- знак не обозначает звук, исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.

3.Развитие фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи, продолжить обучение работе с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx21.13 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_obucheniya_gramote.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ь -мягкий знак- показатель мягкости.

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с буквой Ь – знак.

Задачи:

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со вторым способом обозначения мягкости согласных звуков с помощью ь- знака.

2.Формировать навыки чтения слов с ь- знаком показателем мягкости согласных звуков; добиваться осознания того, что ь- знак не обозначает звук, исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.

3.Развитие фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи, продолжить обучение работе с текстом.

4.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

- умение детьми понимать, что ь- знак это буква, а не звук.  

- повышение активности мыслительной деятельности  учащихся;

- улучшение результатов обучения;

- развитие творчества у учащихся.

1.Организационный  момент.    Слайд.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Актуализация знаний.

-Посмотрите на ряд букв: а,ю,ё,и,э,ы,я,у,е,о. Слайд.

-На какие две группы их можно разделить?

3. Введение нового знания.    

- В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий….(.лось)

-О ком идет речь? Слайд - лоси

-Почему к этому слову я поставила вопрос- кто?

-Сколько слогов в слове? Почему?

-Назовите ударный слог.

-Выделите  безударный слог.

-Составим звуковую схему слова.   (у доски)

-Обозначим звуки буквами.

-Как обозначена мягкость согласного звука ? ( буквой и)

-Измените слово, назвав одно животное.

-Сколько в слове слогов? Почему?

-Составим звуковую схему слова.

-Сравните с предыдущей схемой, какой звук отсутствует?

-Обозначим звуки буквами.

 -Получилось ли нужное слово лось?

-Что случилось?

- Как так получается, что при чтении по звуковой схеме слово получается, а при составлении из букв –нет.

-Что именно мешает появлению нового слова?

(вместо мягкого согласного с на конце оказывается твердый)

-Почему так вышло?

(букву и ,обозначавшую мягкость, убрали)

-А если мы вернём букву?  ( но тогда опять меняется слово)

-Как же поступить?

-Как приказать букве -с- на конце слова читаться мягко?

-Возникает проблема, решение которой не следует откладывать.

Надо разгадать тайну языка.        Слайд – смайлик-вопрос

Необходимо найти букву, которая указывает на мягкость согласного звука.

Вывод: нужна другая буква.

4. «Открытие» детьми нового знания.

-Называем эту букву  ь- знак. Слайд.

                      Мягкий голос, мягкий шаг

                       Это буква - мягкий знак.

-Подставляем эту букву и читаем слово.

-Как- то изменилась схема?

-А слово?

-А теперь прочитайте, что я буду показывать:  ь, нь, ть, ь,пь,дь,ль.  Слайд.

-Все можно прочитать звуки? Почему?

-Обозначает ли эта буква какой-нибудь « свой» звук?

 -Зачем же она нужна в русском языке?

-Может быть без неё можно и в речи обойтись?

           Эту букву каждый знает:

           Звука не обозначает,

           Может только показать,

           Как нам букву прочитать.

-Сделайте вывод, для чего нам нужен  Ь.

Мягкий знак-буква- помощник ,которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным звукам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный читается мягко.

5.Знакомство с новой буквой.

-На что похожа буква Ь?

В. Степанов сказал: буква р перевернулась- мягким знаком обернулась.

- Как вы думаете, почему нет большой буквы?

6. Работа по учебнику.  Слайд.

-Лося, оленя, лань можно различить по размерам  и тяжести, по массивности, а также по форме рогов. У оленя они более легкие, ветвистые. Лань- это разновидность оленей ,быстрое, изящное животное.

-Рассмотрите картинки в букваре и найдите этих животных, запомните их отличия.

А)-Прочитайте пары  слов:

Лоси- лось

Кони-конь

Олени- олень

Тюлени- тюлень

-Что заметили? (много-один, ь- знак на конце)

Б)- Составляй предложения по заданию художника, словами рисуй понравившуюся рыбку, выражая свое отношение к ней.

В)- Закончите  предложения :

Линь, окунь, карась- это ------------------- .

Лань, олень, тюлень – это ------------------.

Тополь и сирень – это -------------------.

7. Физкультминутка.      Слайд.

8. Игра «Наблюдайка».  Слайд

-Прочитайте пары слов:

Мел-мель

Шест- шесть

Угол-уголь

-Понаблюдайте, одинаковое ли количество  звуков и букв в этих словах?

-Почему разное?

- Ь- знак это буква, а не звук.

- Какую роль выполняет  ь- знак? (меняет значение слова)

-Объясните значение слов.

-Вот почему так важно правильно читать и верно записывать буквы, чтобы не ошибиться в таком задании.

9. Работа в парах. Слайд      

Игра «Спряталась буква»

(надо найти букву  и поставить на своё место)

Проверка.

10.Работа с текстом по букварю.

-Рассмотрите картинку .Кто изображён на картинке?

-Предположите, о чём будет этот рассказ?

-Придумайте название.

А).Первичное чтение.

-Понравился рассказ?

Б).Вторичное чтение.

Вопросы по содержанию:

-Как зовут детей? Прочитайте?

-Какое время года?

-Чем заняты ребята?

-Прочитайте название рыбок, которых они хотели поймать?

-О чем мечтали дети?

-О чем думает кот?

-Как его зовут?

-Как ведут себя дети на рыбалке?

-Придумайте продолжение рассказа. Составьте предложения.

11 . Работа в группах.

1 уровень ( для учащихся ,которые только учатся читать)

- Ты скажи, в каких словах не напишешь мягкий знак?

Нос…, пят…, сыр…, сок…, лен…, сет…, тен…, пен…,сон…  .

2 уровень.

-Измени слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

День-                     Пенёк-

0гонь-                   Пузырёк-

Конь-                     Уголёк-

Зверь-                    Хорёк-

3 уровень  (для читающих детей)

Дан текст.

У него бол…шие ветвистые рога.

В чаще леса скрывался лос…  .

Лос… - сил…ный звер…  .

Он любит сол…, ест травку и ветки.

-Прочитайте предложения. Составьте из них текст, соблюдая следующую последовательность:

1-е предложение - со словом, имеющим «ь» на конце предложения;

2-е предложение – со словами, имеющими «ь»  в конце или середине слова;

3-е предложение – со словом, имеющим «ь» в середине слова между согласными;

4-е предложение – со словом, имеющим «ь» на конце слова, стоящего не в начале  и не в конце предложения.

12.Рефлексия.  Слайд.

-Мне было интересно…

-Я сегодня узнал…

-Мне захотелось….

-Мне было трудно…

-Оцените свою работу.

 (Возьми тот смайлик, которому соответствует твое настроение).

13 .Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ им. А . Антошечкина Лейман Ирина Геннадьевна

Слайд 8

Почитаем нь пь ль дь ть ь ь ь ь ь

Слайд 9

шест шесть

Слайд 10

Лось Лань

Слайд 11

Олень

Слайд 13

Игра «Пропала буква» АЛ . БОМ КОН . КИ ЕЛ . ГАЛ . КА ПЫЛ . МЕЛ . НИК ЛЕН . Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь

Слайд 14

мел мель

Слайд 15

у гол у голь

Слайд 16

Мне было интересно… Мне было трудно… Я сегодня узнал(а)… Мне захотелось…

Слайд 17

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Мягкий знак - разделительный и мягкий знак-показатель мягкости.

Цели:- учиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости;- расширить свои знания о  городах Москве и Самаре....

Занимательная грамматика. Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный.

Занимательная грамматика. "Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный." Можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности. Урок выполнен для работы с устройством MIMI...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Тема урока мягкий знак-показатель мягкости согласных

Цель: формировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.Ход урока1.Организационный момент     2.Проверка домашнего задания·        П...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...