Методическая разработка урока русского языка в 4 классе УМК " Перспектива" по теме " Образование слов при помощи суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Аксёнова Галина Гелиевна

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе УМК " Перспектива" по теме " Образование слов при помощи суффиксов" раскрывает особенности формирования понятий словообразования в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._suffiks.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка. 4 класс «Перспектива».

Тема: «Образование слов при помощи суффиксов». Урок открытия нового знания. 

Цели деятельности учителя: способствовать воспитанию потребности совершенствовать свою устную и письменную речь; создавать условия для формирования интереса к слову, наблюдения над суффиксами и их ролью в слове, показать учащимся возможность образования новых слов  с помощью суффикса; учить образовывать и разбирать по составу  слова, формулировать определения; закреплять и систематизировать знания учащихся о составе слова.

Цель  урока: формирование у учащихся способа образования слов при помощи суффиксов.

Задачи урока:

1.Выяснить роли суффиксов в словообразовании.

2.Научиться строить слова при помощи суффиксов.

3. Научиться находить суффиксы в словах.

4.Узнать многообразие суффиксов.

Планируемые результаты образования:

Предметные: находят корень в группе однокоренных слов, видят в словах изученные суффиксы, образовывают слова с их помощью;  определяют значения суффиксов; видят и самостоятельно подбирают однокоренные слова; умеют действовать по алгоритму и по образцу.

Личностные: испытывают потребность в открытии новых знаний, учитывают позиции собеседника, идет формирование ценностного отношения к совместной деятельности, способны к  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):

Регулятивные: способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся), соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя,  умеют использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов.

Коммуникативные: способствовать формированию культуры чтения и речи (формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез), слушают и понимают речь других.

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД 1

Девиз урока:

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» Л. Н. Толстой

- Как вы понимаете эти слова?

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках русского языка (Состав слова)

- Что входит в состав слова? (приставка, корень , суффикс ,  окончание, основа )

- Соберите определения. Сформулируйте.

СЛАЙД 2

Работа на смарт доске.

Дети соединяют таблички:

 / Приставка /, /Суффикс /, / Корень /, / Окончание /,/изменяемая часть слова /,  /служит для связи слов в предложении /, / общая   часть родственных слов /,  /служит для образования новых слов /,  / стоит перед корнем /, / стоит после корня /,  / часть слова /.

- О чем в этой таблице мы не сказали? (основа)

- Что такое основа слова?

 - В каком порядке будем разбирать слова по составу?

- Соберите алгоритм разбора. На карточках на доске.

(1. окончание      2. основа        3.корень      4. суффикс и приставка)

- Для чего служат в русском языке приставки? Какую работу они выполняют? (при помощи приставок образуются новые слова, приставки несут смысловые значения)

СЛАЙД 3

-  Перед вами  слова. Можно ли сказать про них, что они родственные?

( Вода,  водичка, водяной, водитель, подводник)

- Какое слово лишнее? Почему? Уберем его пока.

- Давайте вспомним 2 секрета корня. (Общая  часть и общий смысл).

 - Запишите слова в тетрадь, разберите  по составу.

- Какое слово из них начальное? (вода)

 - Какие слова получились из этого слова? Благодаря чему? ( Благодаря приставке и суффиксам)

- Какую работу выполняют приставки в словах? ( Они образуют новые слова)

- Какую работу выполняют суффиксы в словах?

- И  тема сегодняшнего урока? ( Образование новых слов при помощи суффиксов). Открывается слайд

СЛАЙД 4

- Чему будем учиться? Какие задачи поставим? (выслушиваем мнения детей) Открываем слайд далее .На слайде :

 ЗАДАЧИ: Научиться строить слова при помощи суффиксов, узнать о  роли суффиксов в словах, научиться находить суффиксы в словах, узнать многообразие суффиксов.

- Как думаете сколько суффиксов в русском языке?

- Что нужно знать, чтобы быстро находить суффиксы в словах? Нужно знать суффиксы!

 - Предлагаю, чтобы не потеряться в мире суффиксов, записывать их в нашу копилку суффиксов. Какие суффиксы мы уже можем записать?  (ник, н, тель)

- Итак,   какую же работу выполняют суффиксы в словах? (образуют новые слова) Вы правы, но на самом деле они выполняют не одну работу, а несколько.

Слайд 5

На слайде: «   Работа суффиксов: 1. Образуют новые слова.  2.?????   3.??????

-Если суффиксов очень много и нам надо их рассмотреть как можно больше, как предлагаете поработать, чтобы много успеть? ( в группе)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Предлагаю разделиться на группы ( по 4 человека) и выполнить задания.

Каждой группе выдается карточка с заданиями.

-Ваша задача: выделить суффиксы и подумать над тем какую работу выполняют ваши суффиксы в словах .  Записать ваше предположение на карточке.

- Но сначала повторим правила работы в группе.

СЛАЙД 6

КАРТОЧКИ :

1 группа.

Избушка, коровушка, дедушка.

Перышко, зернышко, пятнышко.

Книжечка,  чашечка, местечко.

Костюмчик, стаканчик, диванчик.

Конёк,  стебелёк, зверёк.

Травка, лопатка, морковка.

Дубок, холодок, медок. (маленький предмет)

2 группа.

Ручища, глазища, лапища, арбузище, хвостище. (поставь ударение)  (большой предмет)

3 группа.

Котята, медвежата, цыплята.

Слоненок, гусенок, лисенок.

Медвежонок, мышонок, бельчонок.  (Суффиксы могут показать симпатичный предмет или  противный)

4 группа.

Жадюга, хитрюга, зверюга (суффиксы – дразнилки)

5 группа.

Крановщик, барабанщик, настройщик

Скрипач, трюкач, циркач.

Летчик, грузчик, переводчик.

Тракторист, футболист, пианист.

Музыкант, лаборант, консультант

Сапожник, дворник, лыжник (называют лицо по профессии)

6 группа.

Горошина, бусина, картошина.

Горошинка, пушинка, снежинка. (единичный предмет)

7 группа.

Соусник, чайник, рукомойник, морозильник, градусник.

Перечница, супница, сухарница. (предмет домашнего обихода)

Представители каждой группы выходят по очереди к доске. Читают слова, записывают суффиксы в копилку и клеят на ватман табличку со смысловым оттенком напротив своих суффиксов.

- Какую вторую работу выполняют суффиксы? ( придают смысловые оттенки словам) На слайде появляется ответ.

СЛАЙД 7

-Как думаете, мы записали все суффиксы? Нет. Наша копилка будет пополняться.

5.  Первичное закрепление во внешней речи.

- Работаем на доске. Дано начальное слово кот. Соберите гнездо слов только при помощи суффиксов. Разберите по составу.

- Какую работу выполняет суффикс в  каждом слове?

Кот, слон, зима.

6. Самостоятельная работа с проверкой  по эталону.

Записать слова в тетрадь. Разобрать по составу.

СЛАЙД 8

Часовой, побелка, цепочка, пригорки, перелет. ( на слайде)

Проверка  по эталону. Самооценка.

СЛАЙД 9

7. Включение в систему знаний. Повторение.

- Зачем нужны суффиксы в словах?

- Какие задачи ставили в начале урока? Напомнить?

- Какие 2 работы выполняют суффиксы?  

- Какие смысловые нагрузки несут?

Карта успеха. (если есть время)

Понимаю, что такое суффикс.

Умею находить суффикс в слове.

Знаю какие 2 работы выполняют суффиксы.

Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.

- Кто доволен своей работой? Кто испытывал затруднение? Где? Кто помог тебе?

8. Домашнее задание. Составьте для соседа по парте карточку. Возьмите 5 – 7 начальных слов. Образуйте с помощью приставок и суффиксов новые слова. Запишите их на карточке для дальнейших тренировок и разборов на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...