Методическая разработка урока русского языка в 4 классе УМК " Перспектива" по теме " Образование слов при помощи суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе УМК " Перспектива" по теме " Образование слов при помощи суффиксов" раскрывает особенности формирования понятий словообразования в русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._suffiks.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс «Перспектива».
Тема: «Образование слов при помощи суффиксов». Урок открытия нового знания.
Цели деятельности учителя: способствовать воспитанию потребности совершенствовать свою устную и письменную речь; создавать условия для формирования интереса к слову, наблюдения над суффиксами и их ролью в слове, показать учащимся возможность образования новых слов с помощью суффикса; учить образовывать и разбирать по составу слова, формулировать определения; закреплять и систематизировать знания учащихся о составе слова.
Цель урока: формирование у учащихся способа образования слов при помощи суффиксов.
Задачи урока:
1.Выяснить роли суффиксов в словообразовании.
2.Научиться строить слова при помощи суффиксов.
3. Научиться находить суффиксы в словах.
4.Узнать многообразие суффиксов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: находят корень в группе однокоренных слов, видят в словах изученные суффиксы, образовывают слова с их помощью; определяют значения суффиксов; видят и самостоятельно подбирают однокоренные слова; умеют действовать по алгоритму и по образцу.
Личностные: испытывают потребность в открытии новых знаний, учитывают позиции собеседника, идет формирование ценностного отношения к совместной деятельности, способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):
Регулятивные: способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся), соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, умеют использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов.
Коммуникативные: способствовать формированию культуры чтения и речи (формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез), слушают и понимают речь других.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД 1
Девиз урока:
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» Л. Н. Толстой
- Как вы понимаете эти слова?
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках русского языка (Состав слова)
- Что входит в состав слова? (приставка, корень , суффикс , окончание, основа )
- Соберите определения. Сформулируйте.
СЛАЙД 2
Работа на смарт доске.
Дети соединяют таблички:
/ Приставка /, /Суффикс /, / Корень /, / Окончание /,/изменяемая часть слова /, /служит для связи слов в предложении /, / общая часть родственных слов /, /служит для образования новых слов /, / стоит перед корнем /, / стоит после корня /, / часть слова /.
- О чем в этой таблице мы не сказали? (основа)
- Что такое основа слова?
- В каком порядке будем разбирать слова по составу?
- Соберите алгоритм разбора. На карточках на доске.
(1. окончание 2. основа 3.корень 4. суффикс и приставка)
- Для чего служат в русском языке приставки? Какую работу они выполняют? (при помощи приставок образуются новые слова, приставки несут смысловые значения)
СЛАЙД 3
- Перед вами слова. Можно ли сказать про них, что они родственные?
( Вода, водичка, водяной, водитель, подводник)
- Какое слово лишнее? Почему? Уберем его пока.
- Давайте вспомним 2 секрета корня. (Общая часть и общий смысл).
- Запишите слова в тетрадь, разберите по составу.
- Какое слово из них начальное? (вода)
- Какие слова получились из этого слова? Благодаря чему? ( Благодаря приставке и суффиксам)
- Какую работу выполняют приставки в словах? ( Они образуют новые слова)
- Какую работу выполняют суффиксы в словах?
- И тема сегодняшнего урока? ( Образование новых слов при помощи суффиксов). Открывается слайд
СЛАЙД 4
- Чему будем учиться? Какие задачи поставим? (выслушиваем мнения детей) Открываем слайд далее .На слайде :
ЗАДАЧИ: Научиться строить слова при помощи суффиксов, узнать о роли суффиксов в словах, научиться находить суффиксы в словах, узнать многообразие суффиксов.
- Как думаете сколько суффиксов в русском языке?
- Что нужно знать, чтобы быстро находить суффиксы в словах? Нужно знать суффиксы!
- Предлагаю, чтобы не потеряться в мире суффиксов, записывать их в нашу копилку суффиксов. Какие суффиксы мы уже можем записать? (ник, н, тель)
- Итак, какую же работу выполняют суффиксы в словах? (образуют новые слова) Вы правы, но на самом деле они выполняют не одну работу, а несколько.
Слайд 5
На слайде: « Работа суффиксов: 1. Образуют новые слова. 2.????? 3.??????
-Если суффиксов очень много и нам надо их рассмотреть как можно больше, как предлагаете поработать, чтобы много успеть? ( в группе)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Предлагаю разделиться на группы ( по 4 человека) и выполнить задания.
Каждой группе выдается карточка с заданиями.
-Ваша задача: выделить суффиксы и подумать над тем какую работу выполняют ваши суффиксы в словах . Записать ваше предположение на карточке.
- Но сначала повторим правила работы в группе.
СЛАЙД 6
КАРТОЧКИ :
1 группа.
Избушка, коровушка, дедушка.
Перышко, зернышко, пятнышко.
Книжечка, чашечка, местечко.
Костюмчик, стаканчик, диванчик.
Конёк, стебелёк, зверёк.
Травка, лопатка, морковка.
Дубок, холодок, медок. (маленький предмет)
2 группа.
Ручища, глазища, лапища, арбузище, хвостище. (поставь ударение) (большой предмет)
3 группа.
Котята, медвежата, цыплята.
Слоненок, гусенок, лисенок.
Медвежонок, мышонок, бельчонок. (Суффиксы могут показать симпатичный предмет или противный)
4 группа.
Жадюга, хитрюга, зверюга (суффиксы – дразнилки)
5 группа.
Крановщик, барабанщик, настройщик
Скрипач, трюкач, циркач.
Летчик, грузчик, переводчик.
Тракторист, футболист, пианист.
Музыкант, лаборант, консультант
Сапожник, дворник, лыжник (называют лицо по профессии)
6 группа.
Горошина, бусина, картошина.
Горошинка, пушинка, снежинка. (единичный предмет)
7 группа.
Соусник, чайник, рукомойник, морозильник, градусник.
Перечница, супница, сухарница. (предмет домашнего обихода)
Представители каждой группы выходят по очереди к доске. Читают слова, записывают суффиксы в копилку и клеят на ватман табличку со смысловым оттенком напротив своих суффиксов.
- Какую вторую работу выполняют суффиксы? ( придают смысловые оттенки словам) На слайде появляется ответ.
СЛАЙД 7
-Как думаете, мы записали все суффиксы? Нет. Наша копилка будет пополняться.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- Работаем на доске. Дано начальное слово кот. Соберите гнездо слов только при помощи суффиксов. Разберите по составу.
- Какую работу выполняет суффикс в каждом слове?
Кот, слон, зима.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Записать слова в тетрадь. Разобрать по составу.
СЛАЙД 8
Часовой, побелка, цепочка, пригорки, перелет. ( на слайде)
Проверка по эталону. Самооценка.
СЛАЙД 9
7. Включение в систему знаний. Повторение.
- Зачем нужны суффиксы в словах?
- Какие задачи ставили в начале урока? Напомнить?
- Какие 2 работы выполняют суффиксы?
- Какие смысловые нагрузки несут?
Карта успеха. (если есть время)
Понимаю, что такое суффикс.
Умею находить суффикс в слове.
Знаю какие 2 работы выполняют суффиксы.
Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
- Кто доволен своей работой? Кто испытывал затруднение? Где? Кто помог тебе?
8. Домашнее задание. Составьте для соседа по парте карточку. Возьмите 5 – 7 начальных слов. Образуйте с помощью приставок и суффиксов новые слова. Запишите их на карточке для дальнейших тренировок и разборов на уроках русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...
Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."
Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1) закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"
Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности ...