Глаголы одеть,надеть в речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Галина Сергеевна Дунаева

Правильное употребления глаголов (одеть,надеть) в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagoly_odetnadet.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по русскому языку во 2 классе.

ТЕМА УРОКА  " Правильное употребление приставок - на  и - о в словах надеть, надевать, одеть, одевать».

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цель: научить правильно, использовать приставки – на и  - о  в речи.

Задачи:

- правильное употребление приставок -на - и о- в словах одеть, одевать, надеть, надевать;

-развитие мышления и речи, орфографической зоркости, памяти, внимания;

Формируемые УУД 

Личностные: проявлять интерес к процессу письма, настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

Регулятивные:

 -определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познавательные: - ориентироваться в информационном материале  учебника,  осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.  

Планируемые результаты :

Предметные:  правильно употреблять приставки - НА   и  - О-  в  словах  «надеть, одеть», «надевать, одевать»;

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ

№ п/п

Название этапа урока

Время, отводимое на данный этап

1.Мотивация к учебной деятельности.

1 мин

2. Актуализация опорных знаний

5 мин

3. Выявление места и причины затруднения

2 мин

4. Построение  проекта выхода из затруднения

2 мин

5. Реализация построенного проекта.

15 мин

6. Физкультминутка

2 мин

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин

8. Реализация построенного проекта.

3 мин

9. Подведение итогов урока

2 мин

10. Рефлексия учебной деятельности

2 мин

Домашнее задание

1 мин

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Начинаем урок русского языка. Давайте настроимся на работу. Предлагаю сказать, под каким девизом мы будем работать?

(вывешивается на доску)

- Буду внимательным!

 - Буду стараться!

- Буду думать!

Коммуникативные УУД- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД построение монологического высказывания.

Личностные УУД смыслообразование

2. Актуализация опорных знаний.

Задача: повторение пройденного

-Подготовим руку к письму, выполнив упражнение на  чистописание. На первой строке  напишем соединения букв ал  ап  ат с петлёй вокруг буквы а. Сначала прописываем овал, затем наклонную линию с закруглением вокруг, не отрывая руку пишем петлю вокруг буквы а, нижнее соединение с буквой л, затем верхнее соединение с буквами п и т. (Дети пишут, во время письма обращается внимание на положение  руки на парте, посадку детей). На второй строке напишем соединения букв  од, оч. Начинаем с овала, затем используем верхнее соединение и приписываем буквы д  и  ч. (Дети пишут, во время письма обращается внимание на положение  руки на парте, посадку детей).

Словарь: пальто, сапог, девочка, платок, одежда.

Провести сравнительный анализ чистописания и словарных слов

  • Что общего у всех слов?
  • Какое слово лишнее? Почему?

Один ученик пишет словарные слова на доске

В чистописании мы писали соединение ал, оно есть в слове пальто.

В чистописании писали соединение ап, оно есть в слове сапог.

В чистописании было соединение ат и в слове платок оно есть.

Мы писали соединения од  и  оч. Они есть в словах одежда и девочка.

В процессе обсуждения соответствующие  соединения букв выделяются в словах (подчёркиваются).

-эти слова называют одежду

-девочка; не называет предмет одежды, называет человека

Познавательные УУД

логические

(анализ и сравнение слов, выделение общего ,  подведение под понятие, доказательство).

3.Выявление места и причины затруднения

На доске карточки: одеть, надеть

Что обозначают слова?

Чем они отличаются?

Составьте предложения со словарными словами, употребляя слова одеть и надеть.

Что вызвало затруднения? Как вы думаете, в каких случаях нужно использовать приставки на- и о- ? 

Где мы это можем узнать?

 

 Слова-действия предметов, отличаются приставками.  

Учащиеся составляют устно предложения.

 Употребление слов одеть и надеть.    

Выдвигают свои предположения.

Предлагают открыть учебник.

Находят тему.

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Задача: формулирование темы и цели урока.

Постановка учебной задачи Целеполагание.

 1) Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

- Если трудно, то посмотрите на послание Летучей мыши. У кого какие будут предположения

Буду знать……

Буду уметь

2)-Давайте поработаем с «линеечкой»  знаний. «Покажите» ваши знания по этой теме в начале урока.  

             

-Как будем работать?

Где будем искать ответы

Один ребенок читает вслух.

- узнать смысл приставок на- и о-;

-будем уметь правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.  

Определяют свой уровень знаний, планируют деятельность.

Регулятивные УУД.

Целеполагание, планирование.

5.Реализация построенного проекта.

Задача: Вывести правило написания приставки на- и о-.

Работа над новым материалом

Работа с учебником.

1) Анализ языкового материала

Давайте прочтем введение в тему: что хочет нам сказать Анишит Йокоповна?

2)Работа с присказкой

В помощь нам в учебнике дана присказка. Давайте ее прочтем все вместе.

На доске демонстрируем данную присказку тематическими картинками.

Надеть платье.    Одеть ребенка.

Когда в этих словах мы употребляем приставки о - и на-?

Чтение статьи вслух.

Читают  все вместе хором.

Надеть одежду,

Одеть Надежду.

  • приставка о- – на кого-то одеваем, приставка на- – на себя надеваем одежду;
  • одеть можно человека (пишем приставку О-), а надеть можно одежду (пишем приставку НА-).

Познавательные УУД ориентироваться в материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации

Регулятивные УУД уметь выполнять работу по предложенному плану.

Задача: Закрепить знания по пройденному материалу и применить на практике.

3)Упражнение 98

Сейчас мы разберём упражнение 98. Читаем и анализируем задание к нему.

Все согласны  в выборе приставок? Кто докажет, что приставки выбраны правильно?

Запишем это упражнение в тетрадь. Выделим приставки на - и о- в словах.

Вопрос: какие известные нам орфограммы встретились в тексте стихотворения? Выделите эту орфограмму.

Проверка написанного.

На доске появляется правильно записанное стихотворение.

Ученик читает и объясняет.

Мама песню напевала,

(о\на)девала дочку…

(о\на)девала – (о\на)девала белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку (о\на)дела.

Сочетание букв чк пишется без мягкого знака .

Производится взаимопроверка и Взаимооценка (работа в парах).

Регулятивные УУД уметь выполнять работу по предложенному плану.

Познавательные УУД применять усвоенный способ действий к решению новой задачи

Коммуникативные: работать в парах

Регулятивные  УУД

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

6.Физкультминутка.

Выполняем комплекс упражнений, способствующих снятию напряжения. Это упражнения «Сова». Упражнение повторяется 3-5 раз.

Сова: дети встают, ноги на ширине плеч, правую руку кладут на левое плечо, голову поворачивают вправо  слегка тянут шею, затем руки меняются местами (левая рука на правое плечо) и выполняют повороты головы в другую сторону. В каждую сторону выполняем по 6 поворотов головы.

7.Реализация построенного проекта.

Всем спасибо за работу, хорошо разобрали и записали стихотворение. А теперь нам надо выяснить, что- же сегодня на уроке мы с вами поняли. Поможет нам ученик. На доске появляются картинки с изображением ученика.

Что сделал ученик: одел шляпу или надел шляпу? Одел или надел брюки?

Игра «Дочки-матери». Маша – дочка, Оля – мама. Даются предметы одежды (шапка, кофта и т.д.)

Вопросы:

Оля, ты будешь надевать или одевать Машу? Покажи, пожалуйста, как ты это будешь делать (инсценировка).

Маша, ты уже большая девочка и помогаешь маме собираться на прогулку. Тебе дали шапку и шарф. Ты будешь одевать или надевать эти вещи? Изобрази, пожалуйста, как будешь действовать.

надел

Одевать

 надевать

Познавательные УУД применять усвоенный способ действий к решению новой задачи

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

9. Подведение итогов урока

 Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

 

1. Музыкант _____________чехол на гитару.

2. Девочка ____________куклу.

3. Космонавт ___________ скафандр.

Как правильно употреблять приставки на- и о- в словах?

Вывод демонстрируется на картинках. Представленные картинки делятся в процессе обсуждения на две группы: то, что мы одеваем и надеваем.

Вернитесь к словарным словам. Составьте с ними предложения, используя приставки на- и о-. Запишите.

Самопроверка. Самооценка.

Учащиеся делают вывод: приставка НА -: надеть, надевать одежду (платье, брюки, кофту и т.д.)

Приставка О-: одеть кого-то или что-то (ребенка, человека, куклу).

Девочка надела пальто.

Девочка надела сапоги сестрёнке.

Самопроверка. Самооценка.

Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

10.Рефлексия учебной деятельности

Задача: Осознание  обучащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оцените свою работу на уроке на итоговой «лесенке успеха».

- Давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (беседа с учениками)

Что больше понравилось, какие виды работы с показались наиболее

интересными?

Учащиеся дают самооценку своей работы.

Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

11.Домашнее задание

Упражнение 99 стр.89 поможет вам дома еще раз закрепить изученный материал. Давайте прочитаем задание к нему.

Какие трудности вызывает задание?

Как будете выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...

«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»

"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)

Технологическая карта урока русского языка "Как отличить глагол от других частей речи?"...