Русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Минчей Олча Белек-ооловна

Тема урока: Личные местоимения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.02.2020                                                                                                       

ФИО учителя Минчей Олча Белек-ооловна

Школа: МБОУ Самагалтайская СОШ №1                                                                                                

Класс: 4 б                                                                                        

Технологическая карта урока русского языка.

Тема: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»

Цели деятельности учителя: Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений; формирование умения определять их лицо и число;

Планируемые результаты

           Предметные:

Уметь:

определять лицо, число местоимений;

заменять существительные местоимениями в речи;

Знать:

понятие местоимения, роль местоимений в речи;

 грамматические признаки личных местоимений.

        Личностные:

формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;

воспитывать вежливость и уважение к окружающим;

воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: «открытие» нового знания. Урок-игра

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013, презентация, карточки, кластер, обучающий калейдоскоп

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте ребята, меня зовут Олча Белек-ооловна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Давайте красиво все встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Доброе утро, ребята!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

5 мин

Скоро какой праздник будем отмечать? Да, 23 февраля. Что мы в этот день отмечаем? А кто такие защитники? ( Слайд)

Сегодня мы с вами  будем как настоящие солдаты, выполним боевые задания. На доске маршрутная карта в одну удивительную страну …. Хотите со мной отправится в эту страну?  Заодно покажем свою смелость, внимательность, быстроту, меткость. Для этого нам понадобиться дружная работа  в группах. Выберите капитанов каждой группы. Вы будете моими  главными помощниками. Название страны узнаем прочитав стишок.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все …   (ОТКРЫТЬ КАРТУ) Молодцы!

(самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их, то есть заменяет существительное)

(отвечают на вопросы существительных)

(я, ты, он, она, оно, мы, вы, они)

(личные)

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

III. Постановка учебной задачи

Практический:

выполнение пробного задания

Словесный:

подводящий диалог

 

3 мин

- Итак, сформулируем тему урока. Будем изучать личные местоимения и познакомимся с признаками личных местоимений.

- Почему они называются личными?

- А какие цели мы поставим? 

(узнать, какое лицо бывает у   местоимений;

будем учится определять лицо местоимения, различать местоимения)

(личные местоимения указывают на лицо)

(личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа)

Регулятивные:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей

IV. Открытие нового знания

Словесный:

беседа по таблице

Наглядный:

анализ таблицы

Наглядный:

наблюдение за использованием местоимений в определенных речевых ситуациях

Практический:

составление обобщающего ответа на грамматическую тему.

5 мин.

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных.  Подумайте, почему местоимения называются личными? (личные  местоимения  показывают личность, то есть относятся лично к кому -то) Значит личные местоимения изменяются по лицам.

ДИАЛОГ (СЛАЙД)

 –Как скажете, когда вы будете говорить о себе?

- Когда будете рассказывать вместе?

- А как вы скажете, когда будете обращаться друг к другу?

- Как вы скажете, когда будете рассказывать о мальчике?

- А про девочку?

- Про дерево?

- А как вы скажите про детей из другого класса? (ОНИ)

- Какие местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу?

В своем городе построили местоимения новый многоэтажный дом . А как заселиться в него не знают. Наша задача  правильно их  расселить.

Давайте проверим, все ли группы справились с заданием.  

 1 лицо – ед.ч. Я,  мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО,  мн.ч. ОНИ Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, значит бывают единственного и множественного числа.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лица; изменяются по числам.

(Я)

(МЫ)

(ТЫ)

(ОН)

(ОНА)

(ОНО)

Участвуют в разговоре

Отвечают на вопросы

(я, мы местоимение 1 лица) (ты, вы - 2 лица)

(он, она, оно, они 3 лицо)

Работают с учебником, рассуждают в парах

(изменяются по лицам, числам)

(местоимения 3-го лица ед.числа изменяются по родам)

Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

V. ФИЗМИНУТКА

Музыкальная физминутка

V. Первичное закрепление

Словесный:

морфологический разбор

Практический:

списывание с грамматическим заданием

Практический:

списывание с восстановлением морфологического состава предложений

7мин

Заменяют  существительных. Чтобы не было повторов

Выполнение упр. 110, 115, экран

Итог: Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим)

- Откройте учебник на с. 54 упр.114. Работаем в группах

Запишите предложения, вставляя местоимения.

1гр – 1пред Бабушка, (2 л., ед.ч.) тоже маленькой была?

2гр – 3пред.(2 л., мн.ч.) со мной знакомы близко. (1 л., ед.ч.) – приветливая киска.

3гр – 4 пред Перемыли (1 л., мн.ч.) посуду, навели порядок всюду.

ВЫВОД: Личные местоимения изм-ся по лицам и числам.

Обратите внимание на местоимения 3 лица единственного числа, какие морфологические признаки у них можно определить?

Выполняют самостоятельно.

1гр  Снег теперь уже не тот- потемнел он в поле.

(С. Маршак)

2гр  Весна идет сторонкой, да где ж сама она? (А. Блок)

3гр. Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно.

 (В. Жуковский).

для того чтобы не повторять слово дождь)

(дождя)

Самостоятельно проверяют правильность написания.

1. Бабушка, ТЫ тоже маленькой была. (А. Плещеев)

2. ВЫ со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. (В. Стоянов)

3. Перемыли МЫ посуду, навели порядок всюду. (В. Нестеренко).

4. Злой тоской удручена, к муравью ползет ОНА. (И. Крылов

Работают в парах.

Проводят взаимопроверку

Познавательные:

осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение;

Регулятивные:

осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

Коммуникативные:

используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач

Личностные:

осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания.Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический:

Оценивание полученных знаний

Словесный:

 ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ.

VIII. Домашнее задание. (дифференцированное)

5мин

«Обучающий калейдоскоп»

1.Укажите местоимение 2-го лица

2. 3-е л., ед.ч, ж.р - …

3.Укажите местоимение 3-го лица. 

4. Местоимение – это….

5. Укажи местоимения 1-го лица

6. 1-е л., ед.ч.

7. Какие местоимения имеют форму рода

8. 3-е л., ед.ч, м.р. – …

9. Укажите строку, где все местоимения единственного числа.

10. Личные местоимения употребляются вместо…

 

КАРТОЧКА

Задание 1. Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Задание 2.  Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке.

Задание 3. «Веселые задачки». Запиши отгадки.

Какие два местоимения портят дорогу?

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?

Какие местоимения попадаются на дороге?

В каком местоимении два звука, но одна буква?

Задание 4. Подумай, какое задание необходимо выполнить и выполни.

Я, на, он, ты, ох, она, ух, ау, мы, ой, кот, вы, рис, оно, сом, они.

Молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо работали.

Выполняют, сверяют с образцом, ставят оценку.

Ответы:

1. ты, вы

2 она.  

3.  он, она, оно, они

4. часть речи

5. я, мы

6. я

7. он, она, оно

8. он

9. ты, он, она, я, оно

10. имени существительного

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....