Русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 18.02.2020
ФИО учителя Минчей Олча Белек-ооловна
Школа: МБОУ Самагалтайская СОШ №1
Класс: 4 б
Технологическая карта урока русского языка.
Тема: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»
Цели деятельности учителя: Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений; формирование умения определять их лицо и число;
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь:
определять лицо, число местоимений;
заменять существительные местоимениями в речи;
Знать:
понятие местоимения, роль местоимений в речи;
грамматические признаки личных местоимений.
Личностные:
формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Тип урока: «открытие» нового знания. Урок-игра
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013, презентация, карточки, кластер, обучающий калейдоскоп
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Олча Белек-ооловна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте красиво все встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Доброе утро, ребята! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа | 5 мин | Скоро какой праздник будем отмечать? Да, 23 февраля. Что мы в этот день отмечаем? А кто такие защитники? ( Слайд) Сегодня мы с вами будем как настоящие солдаты, выполним боевые задания. На доске маршрутная карта в одну удивительную страну …. Хотите со мной отправится в эту страну? Заодно покажем свою смелость, внимательность, быстроту, меткость. Для этого нам понадобиться дружная работа в группах. Выберите капитанов каждой группы. Вы будете моими главными помощниками. Название страны узнаем прочитав стишок. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все … (ОТКРЫТЬ КАРТУ) Молодцы! | (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их, то есть заменяет существительное) (отвечают на вопросы существительных) (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они) (личные) | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
III. Постановка учебной задачи Практический: выполнение пробного задания Словесный: подводящий диалог
| 3 мин | - Итак, сформулируем тему урока. Будем изучать личные местоимения и познакомимся с признаками личных местоимений. - Почему они называются личными? - А какие цели мы поставим? (узнать, какое лицо бывает у местоимений; будем учится определять лицо местоимения, различать местоимения) | (личные местоимения указывают на лицо) (личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа) | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей |
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа по таблице Наглядный: анализ таблицы Наглядный: наблюдение за использованием местоимений в определенных речевых ситуациях Практический: составление обобщающего ответа на грамматическую тему. | 5 мин. | Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Подумайте, почему местоимения называются личными? (личные местоимения показывают личность, то есть относятся лично к кому -то) Значит личные местоимения изменяются по лицам. ДИАЛОГ (СЛАЙД) –Как скажете, когда вы будете говорить о себе? - Когда будете рассказывать вместе? - А как вы скажете, когда будете обращаться друг к другу? - Как вы скажете, когда будете рассказывать о мальчике? - А про девочку? - Про дерево? - А как вы скажите про детей из другого класса? (ОНИ) - Какие местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу? В своем городе построили местоимения новый многоэтажный дом . А как заселиться в него не знают. Наша задача правильно их расселить. Давайте проверим, все ли группы справились с заданием. 1 лицо – ед.ч. Я, мн.ч МЫ 2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ 3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО, мн.ч. ОНИ Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, значит бывают единственного и множественного числа. Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лица; изменяются по числам. | (Я) (МЫ) (ТЫ) (ОН) (ОНА) (ОНО) Участвуют в разговоре Отвечают на вопросы (я, мы местоимение 1 лица) (ты, вы - 2 лица) (он, она, оно, они 3 лицо) Работают с учебником, рассуждают в парах (изменяются по лицам, числам) (местоимения 3-го лица ед.числа изменяются по родам) | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
V. ФИЗМИНУТКА | Музыкальная физминутка | |||
V. Первичное закрепление Словесный: морфологический разбор Практический: списывание с грамматическим заданием Практический: списывание с восстановлением морфологического состава предложений | 7мин | Заменяют существительных. Чтобы не было повторов Выполнение упр. 110, 115, экран Итог: Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим) - Откройте учебник на с. 54 упр.114. Работаем в группах Запишите предложения, вставляя местоимения. 1гр – 1пред Бабушка, (2 л., ед.ч.) тоже маленькой была? 2гр – 3пред.(2 л., мн.ч.) со мной знакомы близко. (1 л., ед.ч.) – приветливая киска. 3гр – 4 пред Перемыли (1 л., мн.ч.) посуду, навели порядок всюду. ВЫВОД: Личные местоимения изм-ся по лицам и числам. Обратите внимание на местоимения 3 лица единственного числа, какие морфологические признаки у них можно определить? Выполняют самостоятельно. 1гр Снег теперь уже не тот- потемнел он в поле. (С. Маршак) 2гр Весна идет сторонкой, да где ж сама она? (А. Блок) 3гр. Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно. (В. Жуковский). | для того чтобы не повторять слово дождь) (дождя) Самостоятельно проверяют правильность написания. 1. Бабушка, ТЫ тоже маленькой была. (А. Плещеев) 2. ВЫ со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. (В. Стоянов) 3. Перемыли МЫ посуду, навели порядок всюду. (В. Нестеренко). 4. Злой тоской удручена, к муравью ползет ОНА. (И. Крылов Работают в парах. Проводят взаимопроверку | Познавательные: осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение; Регулятивные: осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания.Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи. |
VIII. Рефлексия деятельности Практический: Оценивание полученных знаний Словесный: ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ. VIII. Домашнее задание. (дифференцированное) | 5мин | «Обучающий калейдоскоп» 1.Укажите местоимение 2-го лица 2. 3-е л., ед.ч, ж.р - … 3.Укажите местоимение 3-го лица. 4. Местоимение – это…. 5. Укажи местоимения 1-го лица 6. 1-е л., ед.ч. 7. Какие местоимения имеют форму рода 8. 3-е л., ед.ч, м.р. – … 9. Укажите строку, где все местоимения единственного числа. 10. Личные местоимения употребляются вместо…
КАРТОЧКА Задание 1. Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями. Задание 2. Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями. Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке. Задание 3. «Веселые задачки». Запиши отгадки. Какие два местоимения портят дорогу? Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? Какие местоимения попадаются на дороге? В каком местоимении два звука, но одна буква? Задание 4. Подумай, какое задание необходимо выполнить и выполни. Я, на, он, ты, ох, она, ух, ау, мы, ой, кот, вы, рис, оно, сом, они. Молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо работали. | Выполняют, сверяют с образцом, ставят оценку. Ответы: 1. ты, вы 2 она. 3. он, она, оно, они 4. часть речи 5. я, мы 6. я 7. он, она, оно 8. он 9. ты, он, она, я, оно 10. имени существительного | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....
- Мне нравится (1)