Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: | |||||
Класс: 2 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: | |||||
Лексическая тема: | Как сохранить природу родного края? | |||||
Тема урока: | Правописание сочетаний с шипящими. | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке : | ||||||
2.1.5.1 строить монологическое высказывание на заданную и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов 2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определенную тему 2.3.7.1 писать правильно в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн | ||||||
Развитие навыков: | 1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему 2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников 3.7 Соблюдение орфографических норм | |||||
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: Узнать о правописании и произношении слов с шипящими ж, ш, ч, щ. Большинство учащихся смогут: Прогнозировать и определить по заголовку основную мысль текста. Рассказать правило по схеме. Записывать текст с пропущенными сочетаниями. Определять границы предложений. Придумывать продолжение рассказа. Составить правила бережного отношения к природе. Применять орфограмму правописания сочетаний с шипящими. Объяснить смысл пословиц с орфограммами. Изменять по образцу слова, выделяя сочетания. Составить и записать предложения с изученными правилами. Отгадать и записать отгадки к головоломкам по правилам правописания. Придумать свои головоломки и ребусы с сочетаниями –жи-, -ши-, -ча-, -ща-, - чу-, -щу- . Рассказать о животных родного края. Некоторые учащиеся смогут: Высказать своё мнение о животных, нуждающихся в защите. | |||||
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Природа родного края, сохранение природы, Красная книга, бережное отношение, защита окружающего мира. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: – Что ты знаешь о «Красной книге»? – Какие животные и растения нуждаются в защите? – Что нужно сделать, чтобы сохранить природу родного края? – Какие ты знаешь правила бережного отношения к природе? | |||||
Межпредметные связи | – литература, физическая культура, окружающий мир | |||||
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся не используют ИКТ | |||||
Предварительные знания | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, вы- сказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и пись- менная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в соб- ственных именах, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, пере- нос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твёрдые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, орфо- грамма и орфографическое правило, безударные гласные в корне слова, пар- ные согласные на конце и в корне слова, словарные слова, словари. | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||||
Начало урока 0-4 | Создание положительного эмоционального настроя Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! З. Кожанова | |||||
5-10 мин | Актуализация знаний. Целеполагание. Учитель предлагает учащимся послушать орфографическую сказку: В одном городе жили-были буквы. Они дружили между со- бой, некоторые ссорились, совсем как мы – люди. Однажды летом буквы Ж, Ш, Ч и Щ отправились купаться на речку. Разделись и бултых в воду. Далеко заплыли, почти на середину реки. Вдруг небо потемнело, грянул гром, засверкала молния. Испугались буквы и давай кричать: «Спасите! Помогите!» Их крики услышали другие буквы Ы, И, Я, У, Ю и А. Буквы Ы, Я и Ю не захотели помочь тонущим буквам. А вот буквы И, А, и У смело бросились в воду. Буква И протянула руки буквам Ж и Ш, а буквы А и У помогли выбраться из воды буквам Ч и Щ. С тех пор эти согласные дружат только с теми гласными, которые помогли им в трудную минуту. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. Постановка задач: – Какая гласная пишется после согласных Ж и Ш? Почему? – Какие гласные нужно писать после согласных Ч и Щ? Почему? | |||||
Критерии успеха | Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. | |||||
Середина урока 11-20 мин | Работа над темой урока. (К, И) Минутка чистописания: запись пословицы. Все земли хороши, а своя – всех лучше. Учитель просит детей построить свое высказывание, раскрывая тему и основную мысль пословицы. Работа с учебником (К) В упр. 1 учащиеся определяют границы предложений, используя правило написания гласных после шипящих, вставляют пропущенные буквы, подбирают и грамматически правильно записывают слова с этими орфограммами. (П) Взаимопроверка. Делается вывод о написании гласных после шипящих. Работая в группе, ученики дополняют предложения: Буквы ж и ш обозначают твердые звуки, поэтому после них пишется И, но при чтении произносится Ы. Буквы ч и щ все-гда обозначают мягкие звуки, они не нуждаются в смягчении, после них пишутся А, У. (Г) Творческое задание (мини-проект). Дети в группе составляют и записывают продолжение сказки, используя «Правила бережного отношения к природе». Выборочная проверка. Дети строят монологическое высказывание по теме: «Что нужно сделать, чтобы сохранить природу родного края?» с помощью учителя или самостоятельно. Объясняют тему и идею своего высказывания на основе ключевых слов (предложенных учителем) и демонстрируют его. (К) Работа с правилом. Закрепление орфограммы правописания А, У, И после Ж, Ш, Ч, Щ. | Учебник | ||||
21-22 мин | (К, Д) Пальчиковая физминутка. (Проговаривая текст, ученики массируют последнюю фалангу каждого пальца, завершают массаж точкой в центре ладони.) Пальчик, пальчик, где ты был? – С братцем Васей щи варил. – А потом с ним кашу ел, – А потом с ним песни пел, – А потом гулять пошел – И копеечку нашел. | |||||
23-26 мин | Работа по учебнику. (К, Г) Работа над пословицей. Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. Дети объясняют смысл пословицы, называют и подчеркивают орфограммы, которые в ней встретились (безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные, правописание сочетаний с шипящими). (П) На основе повторения орфограммы в упр. нужно изменить слова по образцу. Закрепление орфограммы - правописание сочетаний с шипящими в единственном и во множественном числе. Выделение орфограммы детьми. Молчит – молчу, молчат. Кричит – кричу, кричат. Рычит – рычу, рычат. Пищит – пищу, пищат. Стучит – стучу, стучат. | Учебник | ||||
27-28 мин | (К, Д) Динамическая пауза. «Путешествие в лес» Только в лес мы вошли. (Маршируют.) Появились комары. (Легкое похлопывание по телу.) Дальше по лесу шагаем (Маршируют.) И медведя мы встречаем. (Раскачивают из стороны в сторону.) Снова дальше мы идем, (Маршируют.) Перед нами водоем. (Руки в стороны.) Прыгать мы уже умеем. (Руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо-влево.) Раз – два, раз – два! (Прыжки.) Позади теперь вода! (Маршируют.) | |||||
29-35 мин | (Г, П ) Упр.3. Исследовательская работа по лексической теме. Ученики отвечают на вопросы: «Подумай, кто из животных твоего родного края может издавать эти звуки? Что ты знаешь об этих животных?». (К, П, Г) Упр.4. Работа с предложениями. Дети составляют и записывают предложения о животных родного края, выделяют безударные гласные в словах. (Г) Упр.5. Работа с головоломками и ребусами. | Учебник | ||||
Критерии успеха | В группах учащиеся отгадывают и записывают правильно в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя опоры- правила с помощью учителя или самостоятельно. | |||||
Конец урока 36-40 мин | (Д, К) Физминутка для глаз. Побежали глазки смело. Снизу вверх, а сверху вниз - Опустились на карниз. А потом восьмерки пишем: Кто подальше, кто повыше? Плавно глазками моргаем, С силой глазки закрываем. Повторим все еще раз И рукой закроем глаз. На нос посмотрим, потом вдаль. Как ленивых деток жаль: Играть с нами не хотели - У них глазки заболели. (Последние две строки дети произносят на выдохе, формируя правильное дыхание.) | |||||
Работа в тетради «Что я знаю и умею» Итог урока. Рефлексия. После Ж и Ш пишется гласная … . После Ч и Щ пишутся гласные … . «Лесенка успеха» – нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. | ||||||
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение техники безопасности | ||||
Дети с высоким уровнем мотивации создают визитки и вместе с учителем помогают ученикам с низкой мотивацией | Формативное оценивание.
Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). | Динамическая пауза. «Стрекоза» Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз.) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....