Деятельность учителя | Содержание | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный. Этап мотивации к учебной деятельности (самоопределения) |
Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на урок. | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. | Регулятивные: - уметь контролировать свою готовность к уроку; - уметь настраиваться на продуктивную учебную деятельность. |
2. Актуализация индивидуального опыта (знаний, умений) и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Определение и сообщение темы урока |
Определяет границы между уровнями знания и незнания учеников | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Спишите словосочетания, дописывая подходящие по смыслу приставки. (слайд 3) … писать в тетрадь, … резать кусочек, … пуститься по лестнице, …ехал мимо вокзала, …гнался за собакой. Индивидуальная работа - Проверим. Читаем по цепочке, называя приставки. - Какой вывод мы можем сделать? Какова особенность данных приставок? Вывод: приставки всегда пишутся одинаково. - Обратите внимание на слайд, перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят. - Что же растет в нашем саду? - Запишите слова в тетрадь. Подчеркните - Какие орфограммы встретились в словах? - В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? - Перед какими буквами он пишется и что показывает? - Попробуйте сделать вывод о назначении разделительного мягкого знака в русском языке.
Отгадаем загадку Загадки: Что за буква, кто узнает? Было сели - стало съели, догадаться вы сумели? Почему случилось так? Кто виновник? - Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке? - Чем отличается слово сели от съели? - Назовите тему урока. ( Слайд 6) - Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? ( слайд 6) | Работают в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. - Приставки пишутся одинаково
написать в тетрадь, отрезать кусочек, спуститься по лестнице, проехал мимо вокзала, погнался за собакой.
Воробьи, стулья, перья, платье
Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак. В корне Перед гласными и е ё ю я, показывает, что согласный не сливается с гласными Вывод: разделительный мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Это буква Ъ знак
Значением Цели: -повторить правила употребления ъ и ь знаков; - научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками. | Регулятивные: - нацеливаться на успешную работу -выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные: -уметь слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. -уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Регулятивные: - оценивать результаты своей работы.
|
3. Выявления места и причины затруднения (определение границ знания и не знания) |
Организует работу по учебнику. Обеспечивает мотивацию выполнения упражнения
Организует проверку
| Первая цель - повторить правила употребления Ъ знака. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах? Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 97, найдите нужную информацию Задание. Внимательно прочитайте правило, когда пишется разделительный Ъ знак. Проанализируйте его, нарисуйте схему - написание ъ знака. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ. Свою схему изобразите на листочках. Схемы вывесить на доску. Авторы расскажут по ней правило употребления знаков. - А теперь, посмотрите на мою схему. Проверьте свою работу. - Какова роль твердого знака? - Послушайте, что расскажет вам о себе Твердый знак. (уч-ся рассказывает стихотворение) Твёрдый знак сказал с обидою: - Это где ж такое видано? Мягкий знак есть в правилах, А я сижу, грущу. Так учить не правильно! Я не допущу! Сам стихи я настрочу. Сам с собой их разучу. Ищи меня после приставки, Ищи после согласной. Меня туда поставили Перед особой гласной. Особенных четыре – Я, Е, Ё и Ю. Таких нет в целом мире Я, Е, Ё и Ю.)
- Что о себе рассказал твёрдый знак? - Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? - Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак? - У нас с вами возникла проблема. Для того чтобы ответить на вопрос, нам необходимо провести исследование. - Какова тема нашего исследования?
- Посмотрите на доску. Лена, прочти слова. - Объясните значение слов.
- Обозначьте задание к выполнению.
| Работают по учебнику Выполняют задание В учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых
Твёрдый знак не даёт звукам сливаться
Твердый знак ставится после приставки, согласной, перед особой гласной – я е ё и ю После приставки, перед корнем ?
Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак Переезд - место, в котором можно переехать, пересечь какую-нибудь дорогу, путь. Это расстояние между двумя пунктами. Подъезд - помещение внутри жилого многоквартирного дома
Вставить пропущенные буквы
| Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения. - осознавать личное отношение к малой родине.
Регулятивные - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: - уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.
|
4. Построения проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства) |
Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль | - Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования? - В какой части слова пропущены буквы? (после приставки) - Чем отличаются приставки в словах переезд и подъезд? В каком слове нам необходимо вставить твердый знак? Почему? В слове переезд твердый знак не пишем. Почему?
- Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак.
| Вставить ъ или нет
После приставки Приставка «пере» оканчивается на гласный, а «под» на согласный. Подъезд – в слове «подъезд» согласный не сливается с гласным. Приставка «под» оканчивается на согласный «д», корень «езд» начинается с гласной «е», значит, в слове пишется разделительный твердый знак. Переезд - в слове «переезд» приставка оканчивается на гласную букву, поэтому разделительный ъ не пишется. Вывод: Разделительный твердый знак пишется: После приставки, если она оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы Е, Ё, Ю или Я
| Коммуникативные: - уметь заслушивать выступления других. - при необходимости исправлять и дополнять, уточнять озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других людей. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. |
5. Реализация построенного проекта (планируемых действий). Открытие нового знания |
Дает задание к выполнению составления алгоритма написания разделительного ъ знака. | - Составим алгоритм написания разделительного ъ знака. Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами подъезд и переезд. - Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? - Чтобы ответить на вопрос, на что мы должны смотреть?
Алгоритм получается следующего вида: Пишется ли твердый знак в слове? Приставка оканчивается на согласный? Корень начинается с гласных е, ё, ю, я? (После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм - памятку.) - Обратите внимание на доску. Прочитайте словосочетания. Назовите каждое словосочетание, одним словом. Вход в здание - подъезд Пригодный для еды – съедобный Растолковать, сделать понятным - объяснить Приблизится к чему-либо на машине - подъехать. - Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов: (Один уч-ся у доски, остальные в тетрадях, объясняет написание, выделяют орфограмму) Оцените свою работу.
| Работают над составлением алгоритма.
Пишется ли твердый знак в слове?
На какую букву оканчивается приставка, и с какой буквы начинается корень
| Познавательные: Формировать умение осознанно строить речевое высказывание, смысловое чтение |
6.Физминутка |
Организует двигательную гимнастику | Физкультминутка для глаз. 2 раза - Отдохнём и подумаем. (Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет). Вьюн, объявление, сучья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить
| Совместно выполняют физические упражнения | Личностные: формировать ЗОЖ.
Познавательные: формировать умение слушать и выполнять действия по определённому плану. |
7. Первичное закрепление знаний и умений с проговариванием во внешней речи |
Организует диалог. Является координатором работы. Сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискусси | -В каком «облаке», не нужно писать Ъ знак. - Сделаем вывод. Когда в словах нужно писать Ъ? Запишите слова в тетрадь по образцу. Об…явление, вы…ехал, под…езд, с…едобный, раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, раз…учить, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал. Проверим по эталону. Оцените работу. - О какой орфограмме мы говорим на уроке? - Как работает наш алгоритм?
- Всегда ли после приставок пишется разделительный твёрдый знак?
| Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют проверку с эталоном.
Разделительный твердый знак Помогает пошагово проверить написание слов с разделительным твёрдым знаком.
| Личностные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учёт позиции других людей, партнёров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: принимать учебные задачи, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует самостоятельную работу обучающихся. Осуществляется проверка результатов самостоятельной работы. Создание ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех обучающихся, изучение нового материала с опорой на свои знания |
Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+». Слайд 16
| Разделительный | Мягкий знак | Твёрдый знак | Руж ё |
|
| Раз яснить |
|
| Тат яна |
|
| Под ём |
|
| Здоров е |
|
| Обез яна |
|
| Об единение |
|
| С едобный |
|
|
| Выполняют задание, руководствуясь новыми знаниями | Личностные: формировать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: происходит принятие учебной задачи, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
9. Включение нового знания в систему изученных знаний |
Организует выборочный контроль | - Мальвина приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?» Что вы ответите?
| В слове заявление приставка оканчивается на гласную букву, поэтому приставка не пишется. В слове объявление приставка оканчивается на согл, а корень начинается с гл.
| Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
10. Подведение итогов, рефлексия |
Привлечение обучающихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии для развития мотивов учения | - Какую проблему исследовали на уроке? - Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак? Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами: Сегодня на уроке я: научился... было интересно... было трудно... больше всего понравились задания... мне показалось важным... я понял, что...
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу Всегда ли твердый знак ставится после приставки? | Личностные: формировать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: развивать самоопределение |
11. Домашнее задание 1. с. 97, повторить правило. с.98 упр 161 3. Найти пословицу, поговорку с ъ или ь знаком (по желанию). Молодцы! Всем спасибо за работу!
|