технологическая карта на тему: " Разделительный твердый знак"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Фирсова Надежда Алексеевна

Урок открытия нового знания 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          Технологическая карта

Фирсова Надежда Алексеевна

2019

Предмет,  УМК

Русский язык, УМК «Перспектива»

Класс, учитель

4 класс

Тема урока

Разделительный твердый знак

Тип урока  

Урок открытия нового  знания

Цель освоения учебного содержания

Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Задачи

Образовательные:

  • Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками;
  • Учить различать части слова;
  • Учить находить орфограммы в словах.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность на уроке;
  • Развивать умение работать в паре;
  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать культуру речи,  каллиграфические навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность;
  • Воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Технология построения урока  

ИКТ, Технология проблемно-диалогического обучения

Методы работы на уроке по источнику знаний

словесные

Объяснение  (инструктаж) беседа дискуссия работа с книгой

наглядные

Метод иллюстраций показ иллюстративных пособий: плакатов, зарисовок на доске и пр.

Основные понятия, термины

Разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак

Результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

  • содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах;
  • развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками;
  • соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я;
  • закрепить правила красивого письма;
  • способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.

Регулятивные УУД:         

  • содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

  • создать условия для формирования положительного отношения к учению
  • формировать внимательное отношение к слову
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
  • выполнять задания с использованием схем;
  • сравнивать, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:  

  • содействовать развитию у детей умения общаться,
  • развивать монологическую и диалогическую речь, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в группах.

Формы работ:

фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная

Ресурсы: компьютер,  проектор, презентация, сигнальные карточки у каждого ученика,   таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания.

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный.  Этап мотивации к учебной деятельности (самоопределения)

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на урок.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные:

- уметь контролировать свою готовность к уроку;

- уметь настраиваться на продуктивную учебную деятельность.

2. Актуализация  индивидуального опыта (знаний, умений) и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Определение и сообщение темы урока

Определяет границы между уровнями знания и незнания учеников

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Спишите словосочетания, дописывая подходящие по смыслу приставки. (слайд 3)

 … писать в тетрадь, … резать кусочек, … пуститься по лестнице, …ехал мимо вокзала, …гнался за собакой.

Индивидуальная работа

- Проверим. Читаем по  цепочке, называя приставки.

- Какой вывод мы можем сделать? Какова особенность данных приставок?

Вывод: приставки всегда пишутся одинаково.

- Обратите внимание на слайд, перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.

- Что же растет в нашем саду?

- Запишите слова в тетрадь. Подчеркните

- Какие орфограммы встретились в словах?

- В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

- Перед какими буквами он пишется и что показывает?

- Попробуйте сделать вывод о назначении разделительного мягкого знака в русском языке.

Отгадаем загадку

Загадки:    Что за буква, кто узнает?

Было сели  - стало съели,

догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

Кто виновник?    

- Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?

- Чем отличается слово сели от съели?

- Назовите тему урока. ( Слайд 6)

- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? ( слайд 6)

Работают в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя.

- Приставки пишутся одинаково

написать в тетрадь, отрезать кусочек, спуститься по лестнице, проехал мимо вокзала, погнался за собакой.

Воробьи, стулья, перья, платье

Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак.

В корне

Перед гласными и е ё ю я, показывает, что согласный не сливается с гласными  

Вывод: разделительный мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Это буква Ъ знак

Значением

Цели:    -повторить правила употребления ъ и ь знаков; - научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.

Регулятивные:

- нацеливаться на

успешную работу

-выполнять задание в

соответствии с

поставленной целью

Коммуникативные:

-уметь слушать и

слышать друг друга;

- высказывать свои

мысли.

-уметь оформлять свои

мысли в устной речи и

понимать речь других.

Регулятивные:

- оценивать результаты

своей работы.

3. Выявления места и причины затруднения (определение границ знания и не знания)

Организует работу по учебнику.

Обеспечивает мотивацию выполнения упражнения

Организует проверку

Первая цель - повторить правила употребления Ъ знака. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах?

Верно. Сегодня мы информацию будем искать в учебнике. Откройте учебник на стр. 97, найдите нужную информацию

Задание. Внимательно прочитайте правило, когда пишется разделительный Ъ знак. Проанализируйте его, нарисуйте схему  - написание ъ знака. По схеме должно быть четко видно в какой части слова и при каких условиях пишется ъ.

Свою схему изобразите на листочках.

Схемы  вывесить на доску. Авторы расскажут по ней правило употребления знаков.

- А теперь, посмотрите  на мою схему. Проверьте свою работу.

- Какова роль твердого знака?

 - Послушайте, что расскажет вам о себе Твердый знак.

(уч-ся рассказывает стихотворение)

Твёрдый знак сказал с обидою:

- Это где ж такое видано?

Мягкий знак есть в правилах,

А я сижу, грущу.

Так учить не правильно!

Я не допущу!

Сам стихи я настрочу.

Сам с собой их разучу.

Ищи меня после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

Перед особой гласной.

Особенных четыре –

Я, Е, Ё и Ю.

Таких нет в целом мире

Я, Е, Ё и Ю.)

- Что о себе рассказал твёрдый знак?

- Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак?

- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

- У нас с вами возникла проблема. Для того чтобы ответить на вопрос, нам необходимо провести исследование.

- Какова тема нашего исследования?

- Посмотрите на доску.  Лена, прочти слова.

- Объясните значение слов.

- Обозначьте задание к выполнению.

 

Работают по учебнику

Выполняют задание

В учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых

Твёрдый знак не даёт звукам сливаться

Твердый знак ставится после приставки, согласной, перед особой гласной – я е ё и ю

После приставки, перед корнем

?

 

Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак

Переезд - место, в котором можно переехать, пересечь какую-нибудь дорогу, путь. Это расстояние между двумя пунктами.  

Подъезд - помещение внутри жилого многоквартирного дома

Вставить пропущенные буквы

Личностные:

- выражать

положительное

отношение к процессу

познания: проявлять

внимание, узнать больше,

сравнивать разные точки

зрения.

- осознавать личное

отношение к малой

родине.

Регулятивные

- уметь планировать свои

действия в соответствии

с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- уметь оформлять

собственное мнение и

позицию, строить

понятные для партнера высказывания.

4. Построения проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет выборочный контроль

- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

- В какой части слова пропущены буквы? (после приставки)

- Чем отличаются приставки в словах переезд и подъезд?

В каком слове нам необходимо вставить твердый знак? Почему?

В слове переезд твердый знак не пишем. Почему?

- Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак.

Вставить ъ или нет

После приставки

Приставка «пере» оканчивается на гласный, а «под» на согласный. Подъезд – в слове «подъезд» согласный не сливается с гласным. Приставка «под» оканчивается на согласный «д», корень «езд» начинается с гласной «е», значит,  в слове пишется разделительный твердый знак.

Переезд  - в слове «переезд» приставка оканчивается на гласную букву, поэтому разделительный ъ не пишется.  

Вывод: Разделительный твердый знак пишется: После приставки, если она оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы Е, Ё, Ю или Я

Коммуникативные:

- уметь заслушивать

выступления других.

- при необходимости

исправлять и дополнять,

уточнять озвученный

ответ.

- строить высказывания,

понятные для других людей.

Регулятивные:

- осуществлять

самоконтроль,

взаимоконтроль.

5. Реализация построенного проекта (планируемых действий). Открытие нового знания

Дает задание к выполнению составления алгоритма написания разделительного ъ знака.

- Составим алгоритм написания разделительного ъ знака.

Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами подъезд и переезд.

- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм?

- Чтобы ответить на вопрос, на что мы должны смотреть?

Алгоритм получается следующего вида:

Пишется ли твердый знак в слове?

Приставка оканчивается на согласный?

Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?

(После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм - памятку.)

- Обратите внимание на доску. Прочитайте словосочетания. Назовите каждое словосочетание, одним словом.

Вход в здание - подъезд

Пригодный для еды – съедобный

Растолковать, сделать понятным - объяснить

Приблизится к чему-либо на машине  - подъехать.

- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

(Один уч-ся у доски, остальные в тетрадях, объясняет написание, выделяют орфограмму)

Оцените свою работу.

Работают над составлением алгоритма.

Пишется ли твердый знак в слове?

На какую букву оканчивается приставка, и с какой буквы начинается корень

Познавательные:

Формировать умение осознанно строить речевое высказывание, смысловое чтение

6.Физминутка

Организует двигательную гимнастику

Физкультминутка для глаз.  2 раза

- Отдохнём и подумаем.

(Я называю слова.  Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).

Вьюн, объявление, сучья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить

Совместно выполняют физические упражнения

Личностные: формировать ЗОЖ.

Познавательные: формировать умение слушать и выполнять действия по определённому плану.

7. Первичное закрепление знаний и умений  с проговариванием во внешней речи

Организует диалог. Является координатором работы. Сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискусси

-В каком  «облаке», не нужно писать Ъ знак.

- Сделаем вывод. Когда в словах нужно писать Ъ?

Запишите слова в тетрадь по образцу.

Об…явление, вы…ехал, под…езд, с…едобный,  раз…ярённый, с…ёмка, за…кричал, раз…учить, об…ём, раз…яснение, в…ехал, с..писал.

Проверим по эталону. Оцените работу.

- О какой орфограмме мы говорим на уроке?

- Как работает наш алгоритм?

- Всегда ли после приставок пишется разделительный твёрдый знак?

Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют проверку с эталоном.

Разделительный твердый знак

Помогает пошагово проверить написание слов с разделительным твёрдым знаком.

Личностные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учёт позиции других людей, партнёров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: принимать учебные задачи, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

8. Самостоятельная  работа с самопроверкой  по эталону

Организует самостоятельную работу обучающихся. Осуществляется проверка результатов самостоятельной работы. Создание ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех обучающихся, изучение нового материала с опорой на свои знания

 Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+». Слайд 16

Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж  ё

Раз  яснить

Тат  яна

Под  ём

Здоров  е

Обез  яна

Об  единение

С  едобный

Выполняют задание, руководствуясь новыми знаниями

Личностные: формировать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

происходит принятие учебной задачи, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

9. Включение нового знания в систему изученных  знаний

Организует выборочный контроль

- Мальвина приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?» Что вы ответите?

В слове заявление приставка оканчивается на гласную букву, поэтому приставка не пишется.

В слове объявление приставка оканчивается на согл, а корень начинается с гл.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

10. Подведение итогов, рефлексия        

Привлечение обучающихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии для развития мотивов учения

- Какую проблему исследовали на уроке?

- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?

Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:  

Сегодня на уроке я:

    научился...

    было интересно...

    было трудно...

    больше всего понравились задания...

    мне показалось важным...

    я понял, что...

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу

Всегда ли твердый знак ставится после приставки?

Личностные: формировать  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: развивать самоопределение

11. Домашнее задание

1. с. 97, повторить правило.  с.98 упр 161

3. Найти пословицу, поговорку с ъ или ь знаком (по желанию).

Молодцы!  Всем спасибо за работу!

Задание с использованиеv LearningApps


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный твердый знак»

Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса УМК "Школа России". Урок - закрепления изученного материала.  Задачи данных уроков – научить правильно писать в словах разделительный  тве...

Урок русского языка в 3 классе по теме Разделительный твердый знак.

Урок  знакомит учащихся с правилом написания разделительного  твердого знака ;  позволяет выработать навык правописания разделительного твердого знака в словах; вспомнить  правопис...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

презентация урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Планета Знаний" по теме "Разделительный твердый знак после приставок"

презентация урока в 3 классе по УМК "Планета Знаний" по теме "Разделительный твердый знак после приставок"...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Данный урок построен в соответствии с ФГОС. В основу урока положена технология педагогической мастерской.На данном уроке развитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире и отношен...

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...