Урок русского языка в 3 классе по теме Разделительный твердый знак.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Урок знакомит учащихся с правилом написания разделительного твердого знака ; позволяет выработать навык правописания разделительного твердого знака в словах; вспомнить правописание разделительного мягкого знака; развивать умение правильно слышать слово с разделительным твердым знаком ; логическое мышление, воспитывать любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_tverdyy_znak._3klass.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разделительный твердый знак.
Цели: Ознакомить учащихся с правилом правописания разделительного твердого знака.
Выработать навык правописания разделительного твердого знака в словах.
Развивать умение правильно слышать слово с разделительным твердым знаком, логическое мышление, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: экран, проектор, карточки с твердым знаком, снежинки со словами с разделительным твердым и мягким знаками, загадки Е. Благининой «Какой это мастер», карточки со словами : об_ явление, под_ езд, об_ яснение, под_ ем, об_ем, с_ ел, об_единение,с_езд , стихотворение И. Токмаковой «Крокодилы».
Ход урока
- Повторение изученного материала.
Слайды : «Зимушка –зима»
- Отгадайте загадки.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? (Коньки.)
Там в снежной пустыне
Царство матушки Зимы.
Только белые медведи
Населяют эти льды. (Север.)
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
- Ребята, давайте запишем эти слова у себя в тетрадях, поставим ударение и подчеркнем непроверяемую согласную.
- Давайте сделаем фонетический разбор слова «заяц»--2 сл.2 гл.2 согл.4 буквы,5 звуков.
[зай’ иц] - первый слог ударный.
Ребята, давайте с вами немного поиграем. Посмотрите на наши слова: мороз, коньки, заяц, север, медведь. Какие здесь слова лишние? Почему? (Заяц, медведь - животные,
мороз, коньки, север можно объединить словом «зима».) А я считаю, что следует убрать слово «коньки». Почему ? («коньки» - предмет, а остальные слова - природа).
Мороз выписывает свои узоры на стеклах, а мы продолжим работу по чистописанию :
МИ МО МЯ СИ СО СЯ
Ребята, внимательно послушайте стихотворение:
Вьюга снежная завыла,
Заплясала, закружила,
К воробьям в жилье попала,
Птичьи перья растрепала.
Назовите слова, в которых присутствует разделительный мягкий знак. ( Вьюга, к воробьям, жилье ,птичьи, перья.) Запишите слова в тетрадь. (Комментированное письмо.)
Вывод: Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных букв в корне слова перед гласными - е,е,и,ю ,я , если в этих словах слышится звук -й-) Проговаривают правило друг другу - работа в парах.)
Записать под диктовку: Здоровье, счастье, медвежья, съели, воскресенье. Какое слово лишнее ? (Съели ). Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд №1) - правило.
II. Работа над новым материалом.
Актуализация знаний.
Сели, съели.
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновник? (Твердый знак.)
- Сегодня мы с вами познакомимся с разделительным твердым знаком.
Хвастал как-то твердый знак:
Без меня совсем никак!
Правлю звуки разделяя, как хочу слова меняю.
думал волк, что зайца съел,
Без меня ж он просто сел.
- Разберите по составу слово - съел ( корень - ел, приставка –с-).
Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте и скажите, перед какими гласными ставится разделительный твердый знак:
Я царю после приставок,
В корне он, вот красота!
Перед нами звук согласный,
После нас - е, е, ю, я.
-
Так перед какими гласными пишется разделительный твердый знак?
В чем отличие между разделительным твердым и мягким знаком ?
(Твердый знак ставится после приставки, а мягкий в корне, твердый знак не ставится перед гласной и.)
Задание №1.
- Назовите корень в слове «ездить». (Езд -)
- Образуйте новые слова с приставками об-, под -,в- , с-, от- Два ученика работают с обратной стороны доски , остальные пишут в тетради .( Объезд ,подъезд ,въезд ,съезд, отъезд.) Ставим «+», если нет ошибок.
- На какие буквы оканчиваются приставки? (На согласные.)
- С какой буквы начинается корень? (С гласной е.)
Сейчас я буду показывать карточки со словами. Ваша задача – вставить пропущенную букву, записать слово в тетрадь, выделить приставку, подчеркнуть первую букву корня.
(Ребята записывают слова в тетради, 1 ученик комментирует.)
ФИЗМИНУТКА.
Прошу вас не надо съезжать по перилам.
( Наклоны головы влево, вправо)
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
(Упражнение «ножницы» )
Они притаились на каждой площадке.
(Приседают )
И всех, кто съезжает хватает за пятки
(Наклоняются ,стараются дотянуться до пяток )
И тащат на дно африканского Нила.
( Берутся с соседом за руки и тянут друг друга.)
Прошу вас ,не надо съезжать по перилам !
(Тянут руки вверх.)
III. Закрепление знаний:
- Мы немного отдохнули и можем продолжить работу. Ребята, а вы услышали слово разделительным твердым знаком в нашей физкультминутке? (Съезжать.)
- Почему здесь мы поставили разделительный твердый знак.? ( Здесь нужно разделить приставку с- и корень ,который начинается с гласной буквы е.)
Задание №2. Послушайте стихотворение. Первый вариант будет запоминать и записывать слова, в которых нужно поставить разделительный твердый знак, а второй вариант старается запомнить и записать слова, в которых нужно поставить разделительный мягкий знак.
В местной газете за воскресенье
Дали с братом свое объявление :
«Внимание! Горе! Пропало варенье!
Верните скорее за вознаграждение!
В литровом объеме с подъезда тринадцать
Сбежало оно, не успев настояться!»
Этим же вечером в форточку прямо
Нам принесли воробьи телеграмму:
«Меня не ищите! На прошлой неделе
Случайно узнало - меня съесть вы хотели!
Ах ,просто огромное мое удивление ,
Меняю жилье! Прощайте. Варенье»
Давайте поставим «+», если нет ошибок. Взаимопроверка (экран).
Кто выполнил работу без ошибок ? Молодцы !
Задание № 3. У вас на столах необычные тексты. Что в них необычного? (Есть ошибки.)
Ваша задача найти и исправить все ошибки.
Групповая работа.
1 группа. Не за то волка бют,что сер, а за то что овцу сел. Ручьи –солются—река будет, люди обеденятся-силу их не победить.
2 группа. Нет в лесу прежнего звонкого веселья. Лишь взерошенные воробьи сидят на ветках, да зайка сежился под елью.
3 группа. Подехал к стройке кран подемный. Вюга хлещет так и сяк бет в лицо крупой колючей
Один ученик из группы комментирует результаты коррекции текста.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что мы делали на этом уроке ?
Что нового узнали ?
Где теперь мы будем писать разделительный твердый знак ?
Укажите результат своей работы на « полоске успешности».
Домашнее задание.
Придумать и записать10 слов с разделительным твердым знаком, выделить приставку и подчеркнуть первую букву корня слова. Составить предложение с одним из слов.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира потеме "Осень в жизни животных" УМК "Гармония" 3 класс
Урок по теме «Осень в природе. Изменения в жизни животных.» разработан в рамках УМК «Гармония». В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок построен с п...
Тема урокРусский язык.docx
Проблемный урок русского языка....
Карточки для индивидуальной работы потеме "Различие приставок и предлогов"
Данный материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащегося....
обобщение опыта потеме:" «Использование ИКТ в начальных классах».
обобщение опыта об использование ИКТ на уроках в начальной школе....
Тестовая работа по окружающему миру 3 класс потеме "Тела, вещества, частицы"
Тест ООМ 3 класс...
Тематическая работа по русскому языку, 2 класс потеме "Части речи"
Тематическая работа по русскому языку по теме "Части речи", 2 класс...
Конспект урока-игры по русскому языку потеме:"Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками."
Данный урок разработан на основе игровой технологии. С целями урока: наблюдение за позицией написания ь и ъ закрепление правила правописания разделительных ъ и ...