русский язык 8 класс
рабочая программа по русскому языку
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
«Рассмотрено» Руководитель МК _____ ______________. ФИО Протокол № 1 от «» августа 2017 г. | «Согласовано» ЗДШ по УВР _____ /Олейник М.В. ФИО « » августа 2017г. | «Утверждено» Директор школы _____ /Кутырёва О.С. ФИО « » августа 2017г. | |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
педагога первой квалификационной категории
Козорезовой Ольги Николаевны
по русскому языку и развитию речи
8 класс
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «русский язык и развитие речи» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 8 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета. Основной формой реализации программы является урок. Учебный предмет «русский язык и развитие речи» включен в обязательную предметную область «Филология».
Программа составлена на основе программы учебного курса « русский язык и развитие речи» АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8 года обучения МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета « Русский язык и развитие речи» (8 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2017-20178учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2017-2018 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2017-2018
учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
- воспитывать стремление применять лингвистические знания в повседневной жизни.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по русскому языку и развитию речи решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- умение выражать свои чувства.
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с интеллектуальными нарушениями.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
- Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
ГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
Общее количество обучающихся в классе 12 человек. Данная программа предусматривает обучение детей с интеллектуальными нарушениями. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Повторение
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Слово
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а, приставка пере. Единообразное написание приставок на согласные с-,в-, над-,под-,от-.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, правописание глаголов с –тся и –ться.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Предложение
Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Главные и второстепенные члены предложений. Простое
предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний.
Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Предложение. Главные члены | 1 | |
Предложение простое и сложное | 1 | |
Сложное предложение с союзами И, А, НО и без них | 1 | |
Сложное предложение с союзами И, А, НО и без них | 1 | |
Входной контроль | 1 | |
Анализ и работа над ошибками | 1 | |
Однородные члены предложения | 1 | |
Знаки препинания при однородных членах | 1 | |
Дифференциация простого и сложного предложения с однородными членами | 1 | |
Объяснительная записка | 1 | |
Состав слова. Выделение части слова | 1 | |
Образование слов при помощи приставок и суффиксов | 1 | |
Синонимы, антонимы | 1 | |
Безударные гласные, непроизносимые согласные | 1 | |
Глухие и звонкие согласные | 1 | |
Гласные и согласные в приставках | 1 | |
Приставка и предлог | 1 | |
Орфограммы в слове | 1 | |
Составление рассказа по плану | 1 | |
Сложные слова | 1 | |
Сложносокращенные и сложные слова | 1 | |
Деловое письмо. Автобиография | 1 | |
Контрольная работа | 1 | |
Анализ и работа над ошибками | 1 | |
Повторение пройденного по теме «Безударные гласные» | 1 | |
Повторение пройденного по теме «Безударные гласные» | 1 |
Части речи | 1 | |
Имя существительное. Имя собственное и нарицательное | 1 | |
Существительные единственного числа с шипящей на конце | 1 | |
Склонение имен существительных единственного числа | 1 | |
Безударные окончания существительных единственного числа | 1 | |
Безударные окончания существительных множественного числа | 1 | |
Сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица» | 1 | |
Несклоняемые существительные | 1 | |
Обобщение по теме «Имя существительное» | 1 | |
Контрольная работа по теме: «Правописание падежных окончаний существительных». | 1 | |
Анализ ошибок. Адрес на конверте | 1 | |
Имя прилагательное. Согласование с существительным в роде, числе, падеже | 1 | |
Безударные окончания имен прилагательных единств. числа | 1 | |
Безударные окончания имен прилагательных множ..числа | 1 | |
Склонение прилагательных муж. и ср. рода на –ИЙ, - ЬЕ | 1 | |
Склонение прилагательных на –ЬЯ, -ЬИ | 1 | |
Согласование существительных с прилагательными | 1 | |
Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
Промежуточный контроль | 1 | |
Анализ ошибок. Деловое письмо. «Открытка» | 1 | |
Повторение по теме «Прилагательное» | 1 |
Личные местоимения. Лицо и число местоимений | 1 | |
Местоимения 3 лица, ед. числа. Склонение местоимений 3 лица | 1 | |
Склонение местоимений 1 лица | 1 | |
Склонение местоимений 2 лица | 1 | |
Правописание местоимений 2 лица | 1 | |
Правописание местоимений с предлогами | 1 | |
Личные местоимения 1, 2 и 3 лица | 1 | |
Контрольная работа по теме: «Правописание личных местоимений». | 1 | |
Анализ ошибок диктанта Деловое письмо «Заявление» | 1 | |
Изложение «На воде» | 1 | |
Глагол. Значение в речи. | 1 | |
Неопределенная форма глагола | 1 | |
Правописание шипящих на конце слова | 1 | |
Изменение глаголов по временам | 1 | |
Замена одних временных форм другими | 1 | |
Изложение «Дети, бегущие от грозы» Маковского с. 128 | 1 | |
Прошедшее время глагола. Род. Число. | 1 | |
Частица НЕ с глаголами | 1 | |
Изменение глаголов по лицам и числам | 1 | |
Контрольная работа по теме: « НЕ с глаголами». | 1 | |
Правописание глаголов 2 лица, ед. числа. Работа над ошибками | 1 | |
Глаголы с окончаниями на -ТСЯ, -ТЬСЯ | 1 | |
Сочинение по картине «Утро на берегу озера» А. Митрофанов с. 128 | 1 | |
Ударные и безударные личные окончания глаголов. Работа над ошибками | 1 | |
Глаголы 2 спряжения | 1 | |
Глаголы 1 спряжения | 1 | |
Повторение. Спряжение глаголов | 1 | |
Контрольная работа | 1 | |
Анализ и работа над ошибками | 1 | |
Повторение. Безударные окончания глаголов | 1 |
Предложение. Распространенные и нераспространенные | 1 | |
Распространенные и нераспространенные предложения. Гл. и второстепенные члены предложения | 1 | |
Однородные члены предложения | 1 | |
Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | |
Однородные члены распространенные и нераспространенные | 1 | |
Однородные члены распространенные и нераспространенные | 1 | |
Контрольная работа по теме: «Предложение» | 1 | |
Обращение. Понятие обращения. Работа над ошибками | 1 | |
Знаки препинания при обращении | 1 | |
Сложные предложения | 1 | |
Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | |
Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | |
Дифференциация сложных предложений и простых с однородными членами | 1 | |
Сложное предложение с союзными совами | 1 | |
Сложное предложение с союзными совами | 1 | |
Изложение «Вечный свет подвига» | 1 | |
Анализ изложения | 1 | |
Обобщение по теме «Предложение», подготовка к диктанту | 1 | |
Деловое письмо «Объявление» | 1 | |
Повторение. Правописание приставок | 1 | |
Итоговый контроль | 1 | |
Анализ и работа над ошибками. Повторение. Безударные окончания сущ., прилаг., глаголов | 1 | |
Повторение: простые и сложные предложения | 1 | |
Повторение правил орфографии. | 1 | |
Итого 102 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....