Урок русского языка в 3 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Урок " Несклоняемые имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техноло Урок русского языка в 3 классе по теме "Несклоняемые имена существительные" | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Несклоняемые имена существительные.
Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;
Задачи:
- познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи
- развивать орфографическую зоркость
- способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку
Формируемые УУД
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.
Коммуникативные: развивать умения работать индивидуально, в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умения находить несклоняемые имена существительные
Ход урока
Этап | Учитель | Ученики |
1.Организационный момент. Слов.: слово учителя | - Доброе утро, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. Дежурный собери тетради. | Приветствуют |
2.Каллиграфическая минутка. Словарный диктант. | - Открываем тетради, записываем число, классная работа. И прописываем целую строчку вот таких соединений…. Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север. | Записывают число |
3.Словарно-орфографическая работа | Самостоятельная работа Начнем с орфографической разминки (на доске сне… , м…роз…ц , пр…тал…нка , луж…ца , луч… , площа…ь , ноч… , х…лодный). -Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверка. - Какие орфограммы есть в словах? - Какое слово лишнее? - Что объединяет другие слова? - На какие группы можно разделить слова? - Расскажите, что вы знаете об имени существительном? ( Что такое имя существительное ? Какого рода бывают им. сущ. ? Как изменяются им. сущ. ? Что такое склонение ? ) | Записывают слова Отвечают на вопросы |
4. Актуализация знаний Слов.: ответы на вопросы | Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение имён существительных». Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Падежи»: -Что значит просклонять существительное? -Сколько падежей в русском языке? -Как мы определяем падеж существительных? -Просклоняй существительное имя. | Отвечают на вопросы |
5. Изучение нового материала Слов.: слово учителя Практич.: исправление слов | - Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! - Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) - Все значения слов вам понятны? кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка, какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове, кашне – шейный шарф, пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу, манто – широкое дамское платье. фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта. - А теперь каждый из вас в паре поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Как должны звучать слова в стихотворении. -Молодцы! А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных. -Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми. -Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение. К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие. Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа слов. Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко. Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии. А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются. | Слушают Исправляют текст |
6.Физминутка | Проводят дежурные | |
7. Закрепление нового материала Практич.: решение заданий на карточках | У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки? Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп. (Задание на карточках) Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные. - Поиграем в путешествие вокруг света. В условиях класса это трудновато сделать, но можно. Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи. - Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова? (Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные) - Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные- географические названия. | Выполняют задания на карточках |
8. Запись д/з | Решить задание на карточках | |
9. Рефлексия и итог | -Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? -Как называются такие имена существительные? -Как определить падеж несклоняемых имён существительных? -В каком словаре можно узнать значение слова? -Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают? | Отвечают на вопросы |
ФИ_______________________________________________________________________________
1.Вставьте в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже. Укажите падеж.
В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.
2.Ф.И.___________________________________________________________
1.Найти третье « лишнее» 2.Какую букву нужно вставить?
а) какао, пальто, повидло а)по ради…
б) бра, трава, халва б)без пальт…
в) интервью, ручью, тишью в)на пианин…
г) о кин…
3.Укажите несклоняемое 4.Выпишите склоняемые имена
существительное: существительные и ставьте их в
1)сумма родительном, творительном и
2) метро предложном падежах.
3)коридор Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход,
4) Сербия подлодка, запчасти, завхоз.
1.Вставьте в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже. Укажите падеж.
В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.
2.Ф.И.___________________________________________________________
1.Найти третье « лишнее» 2.Какую букву нужно вставить?
а) какао, пальто, повидло а)по ради…
б) бра, трава, халва б)без пальт…
в) интервью, ручью, тишью в)на пианин…
г) о кин…
3.Укажите несклоняемое 4.Выпишите склоняемые имена
существительное: существительные и ставьте их в
1)сумма родительном, творительном и
2) метро предложном падежах.
3)коридор Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход,
4) Сербия подлодка, запчасти, завхоз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1. Формирование понятия «одушевленные...
Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....
конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"
Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...
Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...
Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные
Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные...
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...
Презентация к уроку русского языка (2 класс ) на тему "Имена сказочных героев"
Презентация начинается с задания "Убежали гласные", где дети должны вставлять гласные и угадывать слова.Далее дети записывают высказывание А.В.Суворова, ведется беседа о нем.Отгадывают загад...