Рабочая программа предметно-ориентированного курса "Весёлая грамматика"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа предметно-ориентированного курса "Весёлая грамматика" предназначена для расширения знаний по курсу "Русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazakova_l.s._vesyolaya_grammatika.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «Веселая грамматика» предназначена для расширения знаний по курсу «Русский язык». Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности учащихся. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Основная цель курса - расширение углубление знаний учащихся по русскому языку Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Развивающие:
- развитие смекалки и сообразительности;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развитие умения пользоваться разнообразными словарями.
Воспитывающие:
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Рабочая программа по курсу «Занимательный русский язык» предназначена для группы учащихся 4б класса. Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год. Программа курса реализуется в рамках платных образовательных услуг. На изучение курса отводится 1 час в неделю. Изучение курса начато в октябре. Количество учебных часов за год – 28 часов.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
Учащиеся узнают:
- об орфоэпии, о фонографии, звукописи, звучащей строке;
- о происхождении имен, отчеств, фамилий;
- как возникают названия;
- что такое слова-антиподы, паронимы, архаизмы, неологизмы, крылатые слова;
- что такое синквейн.
Учащиеся научатся:
- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями;
- сочинять синквейны.
III. Содержание учебного курса
Фонетика и орфоэпия (5 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 4. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 5. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи.
Лексикология (23 часа)
Тема 6. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 7. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 8. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».
Тема 9. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 10. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 11. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 12.В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи». Работа со словарём. Шутки – каламбуры.
Тема 13. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 14. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Обогащение словарного запаса учащихся.
Кроссворд «Мы всё знаем».
Тема 15. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 16. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 17. Загадочный папирус.(1ч)
Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые
письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.
Тема 18-19. Игротека. Создание детской газеты «Грамотейка»- (2ч.)
Подбор материала для рубрик газет.
Тема 20. Увлекательное около нас. (1ч)
Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек, озер, улиц и площадей. Тема 21. Крылатые слова. (1ч)
Басни Крылова - богатейший источник крылатых слов. Тематическое занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.
Тема 22.Шарады и логогрифы – (1ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 25. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 26.Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 27. Творческая мастерская «Созвездие синквейнов». (1ч)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по правилам:
Тема 28. Итоговое занятие. Игра «Умники и умницы» - ( 1ч.)
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Что такое орфоэпия | 1 | 04.10 | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. | |
2 | Что такое фонография или звукопись | 1 | 11.10 | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. | |
3 | Звучащая строка | 1 | 18.10 | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения | |
4 | Банты и шарфы | 1 | 25.10 | Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами | |
5 | Кис- кис! Мяу! Или Кое-что о звукоподражаниях | 1 | 08.11 | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. | |
6 | Имена вещей | 1 | 15.11 | Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. | |
7 | О словарях энциклопедических и лингвистических | 1 | 22.11 | Знакомство с понятием лексического значения слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Игра «Найди пару» | |
8 | В царстве смыслов много дорог | 1 | 29.11 | Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». | |
9 | Как и почему появляются новые слова | 1 | 06.12 | Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | |
10 | Многозначность слова | 1 | 13.12 | Знакомство со свойством « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». | |
11 | О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | 20.12 | Знакомство с понятием «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,. | |
12 | В театре близнецов | 1 | 27.12 | Знакомство с особенностью синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. | |
13 | Как возникают названия | 1 | 17.01 | Знакомство с понятием «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями | |
14 | Конкурс знающих | 1 | 24.01 | Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Игра «Ищем пару» | |
15 | Фразеологические обороты | 1 | 31.01 | Знакомство с особенностями фразеологических сочетаний, с понятием «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». | |
16 | Словари «чужих» слов | 1 | 07.02 | Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов, с понятием «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Игра «Составь новое словечко» | |
17 | Загадочный папирус. | 1 | 14.02 | Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов. Игра «Проверь свою память» | |
18, 19 | Игротека. Создание детской газеты «Грамотейка» | 2 | 21.02 28.02 | Работа над созданием детской газеты по русскому языку, которая поможет с интересом изучать русский язык. Обогащение словарного запаса. Умение подбирать материал для рубрик газет. | |
20 | Увлекательное около нас. | 1 | 06.03 | Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек, озер, улиц и площадей. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Знакомство с понятием «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. | |
21 | Крылатые слова. | 1 | 13.03 | Басни Крылова - богатейший источник крылатых слов. Тематическое занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен. | |
22 | Шарады и логогрифы. | 1 | 20.03 | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. | |
23 | Слова уходящие и слова-новички | 1 | 03.04 | Знакомство с особенностями устаревших слов- архаизмов, знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. | |
24 | Какие бывают имена | 1 | 10.04 | Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. | |
25 | Древнерусские имена | 1 | 17.04 | Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. | |
26
| Отчество и фамилия | 1 | 24.04 | Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. | |
27 | Творческая мастерская «Созвездие синквейнов». | 1 | 15.05 | Знакомство со синквейном-стихотворением, написанным по определенным правилам (короткая форма, состоящая из пяти нерифмованных строк.) | |
28 | Итоговое занятие. Игра «Умники и умницы» | 1 | 22.05 | Обобщить полученные знания. Работать в парах, группах. Контролировать правильность ответов, находить и исправлять ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...
Программа предметно -ориентированного курса "Велёлая грамматика" для 2 класса
Рабочая программа предметно-ориентированного курса «Весёлая грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколе...
Программа предметно -ориентированного курса "К тайнам слова: занимательная лексика" для 3 класса
Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана для учащихся начального общего образования в соответствии с требованиями Федера...
Программа предметно -ориентированного курса "Велёлая грамматика" для 4 класса
Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «Веселая грамматика» предназначена для расширения знаний по курсу «Русский язык». Данная программа является актуальной на сегодняшн...
Рабочая программа предметно – ориентированного курса по математике «Почемучки» для 3 класса начального общего образования
Представлена Рабочая программа для дополнительных занятий по математике для 3 класса...