3 класс Урок русского языка по теме: «Части речи» Учитель: Максимук Ирина Алексеевна
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»
Класс: 3 «в»
Цели урока:
Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.
Формируемые УУД
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре.
Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (КанакинаВ.П., Горецкий В.Г.), тетради, словарь Даля.
Оборудование: компьютер, карточки для работы в парах, лист самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chasti_rechi_3_klass_21_01_20.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Части речи»
Учитель: Максимук Ирина Алексеевна
Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»
Класс: 3 «в»
Цели урока:
Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.
Формируемые УУД
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре.
Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (КанакинаВ.П., Горецкий В.Г.), тетради, словарь Даля.
Оборудование: компьютер, карточки для работы в парах, лист самооценки.
I Организационный момент.
Приветственное слово учителя:
- Сегодня у нас на уроке гости, и как гостеприимные хозяева окажем им внимание.
Ученик: Даржай Хулер
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же урок, не будем скучать.
- А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
II Самоопределение к учебной деятельности.
- Наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство « Морфология».
Слайд 1
– Кто знает: чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).
- А кто такой детектив? В словаре Владимира Ивановича Даля даётся определение
1) Специалист по расследованию уголовных преступлений.
2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.
- Какими качествами должны обладать детективы?
1. Быть очень внимательным
2. Должен уметь все слышать и видеть и наблюдать.
- Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование.
- Что изучает наука Морфология?
( раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи)
- От каких греческих слов образовано слово Морфология?
(морфо- форма, логос- разум, понятие, мысли, речь и слово)
- Вы готовы к работе? Тогда начнём!
III Актуализация знаний
Чтобы войти в состав следственного отдела надо пройти
ЭКСПРЕСС-ОПРОС «ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ» (фронтальная работа)
ЦЕЛЬ: проверить свои знания по русскому языку.
- Кто из вас желает проверить свои знания.
(Дети в режиме соревнования отвечают на поставленные вопросы).
Вопросы:
- Сколько частей речи в русском языке?
- Какие из них нам известны?
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что обозначают имена прилагательные?
- Какие ещё части речи вы знаете?
- Какую роль в предложении играют предлоги?
- На какие две группы делятся все части речи? ( служебные и самостоятельные)
Рефлексия:
- Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?
Упражнения для рук
Ручку я в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Проговорим запись числа: Двадцать первое января. Классная работа.
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!
Запишите число, классная работа.
Чистописание.
- Пропишите элементы, которые вы прописаны в тетрадках.
- Подчеркните те, которые у вас получились лучше всего.
- Каждый детектив должен быть очень внимательным.
- И так первое препятствие, и нам с ним надо справиться.
Слайд 2
Словарная работа
- Обратите внимание на набор букв, в них спрятались слова. Найдите их.
З А В Т Р А К М К П М М В О Б Е Д М Х У Ж И Н В М М К К О М О Л О К О М Т М К Ш М
- Что вы можете сказать об этих словах(Завтрак, обед, ужин, молоко)? (они словарные)
Эти слова ещё говорят нам о том, что если хочешь быть здоровым, то всегда нужно помнить о правильном питании и обязательно нужно пить молоко и кушать молочные каши и супы, есть фрукты и овощи.
Спишите слова, поставьте ударение. Молодцы!
Постановка учебной цели (проблема).
- Итак, в наше детективное агентство поступил материал для расследования. Мы получили конверт, из которого посыпались слова.
(Существительное, прилагательное, глагол, Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения,)
- Что делать? Конечно, наводить порядок!
- Надо их как-то сгруппировать. Разделить по группам.
- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.
- На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя сущ., имя прилаг., глагол).
- Как можно назвать все эти группы? (Части речи)
- Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока. (Части речи)
- Какова же цель нашего расследования? (Научиться определять части речи)
Усвоение новых знаний (групповая работа)
Молодцы, вы будущие детективы и для нашего агентства просто необходимы. Приступим к расследованию.
- И перовое что нужно сделать, составить ФОТОРОБОТ частей речи.
У нас работать будут три группы детективов.
Работа по рядам: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд
ЦЕЛИ:
- во-первых, определить о какой части речи вы будете вести расследование.
(Капитанам подойти и выбрать) Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.
1 ряд - Имя существительное;
2 ряд – Имя прилагательное;
3 ряд – глагол.
- во-вторых, прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу. Перед вами вещественные доказательства. Выберите те, что нужны вам и составьте фоторобот кластер, который в будущем будет нашим помощником в дальнейшей работе.
Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:
Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.
Каждой группе дан алгоритм по которому вы работаете.
Алгоритм
Отвечает на вопросы…
Обозначает…
Бывает...
В предложении является….
Приведите 2-3 примера данной части речи:
- Исходя из наших исследований сделаем вывод, что называется частью речи?
(Группа слов, которая имеет общие грамматические значения).
- Мы сегодня говорим только о трёх частях речи, но давайте вспомним какие ещё части речи вы знаете
Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица и междометия). В предложении самостоятельные части речи выполняют роль членов предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании или вносят дополнительные значения в предложение.
8. Первичное закрепление.
- А теперь наступило время использовать наши знания. Следующее задание: «Внимание! Розыск!»
Перед вами дерево и вам понадобятся цветные карандаши: зелёный, желтый, красный
Вам нужно раскрасить листочки разным цветом, как мы определяем к какой части речи относятся слова.
Нужно задать вопрос. Работаем в парах
1 р- 2р- 3р---
Физкультминутка. «Внимательный детектив»
На 1- руки развести в стороны
На 2- руки поднять вверх
На 3- руки на пояс
Частное расследование. Самостоятельная работа
Итак, уважаемые детективы, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт частное расследование. Перед вами карточки, прочитайте внимательно задание и постарайтесь выполнить правильно.
Работа по учебнику Стр. 5
- Вспомним как узнать, какой частью речи является слово.
- Упр.4.
(Горбатый мост на четырёх столбиках стоит. Верблюд
Схоронился под пенёк клубок с иголками. Ёжик
Чтение правила Мудрой совы.
РЕФЛЕКСИЯ.
А сейчас отдохнём и поиграем. Игра «Да. Нет»
- Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? (Да)
- Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)
- Имя прилагательное всегда главный член предложения(Нет).
- Глагол отвечает на вопрос Что делать? (Да)
- Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)
- В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)
- Имя прилагательное отвечает на вопрос Какой? Какие? (Да)
- Глагол обозначает предмет? (Нет)
- Имя существительное связано с глаголом? (Да)
- Что повторили мы за урок? (Что называется сущ., прил., гл.)
- Что нового узнали на уроке? (Самостоятельные части речи, служебные)
- Чему научились? (Определять части речи)
- Что вызвало особый интерес?
«САМООЦЕНКА»
Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.
Лист самооценки
- На уроке я работал активно - пассивно
- Своей работой на уроке доволен – не доволен
- За урок я не устал - устал
- Моё настроение стало лучше – стало хуже
- Материал урока мне был понятен – непонятен
лёгким-трудным
- Домашнее задание «Следственная экспертиза»
Стр.5 упр.5 повторить правила
Благодарю всех детективов за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе
Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых являетс...
Урок русского языка по теме :" Части речи. Повторение." 3 класс.
Урок - повторение изученного материала ....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс
План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....
Урок русского языка по теме "Части речи" во 2 классе. Обобщение.
Урок - обобщение по теме "Части речи". Проводится во 2 классе. На этом уроке дети не просто обобщают знания об изученных частях речи, а делают это в игровой форме, путешествуя по необычной стране с на...
3 класс Урок русского языка по теме: «Части речи» Учитель: Максимук Ирина Алексеевна
Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»Класс: 3 «в»Цели урока:Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, им...