Урок русского языка во 2 классе по теме: Употребление прописной буквы.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 б классе, УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_b_klasse.docx | 190.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 б классе, УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тема: Употребление прописной буквы.
Цель: создать условия для развития умения употребления прописной (заглавной) буквы, способствовать ознакомлению со сведениями из истории русского языка.
Задачи:
- повторить и закрепить основные правила употребления прописной буквы в русской письменной речи;
- развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к русскому языку, к своей истории, воспитывать потребность совершенствовать устную и письменную речь.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: научатся оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные: продолжат учиться осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, выделять существенную информацию из текста, осуществлять классификацию.
Коммуникативные: продолжат учиться выслушивать друг друга, задавать вопросы;
Личностные: продолжить работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация в Power Point, документ-камера, карточки с заданиями для групповой работы, таблица «Алфавит», карточки для самооценки, учебники, карточки для приёма «Кластер».
Ход урока:
1. Орг.начало урока.
-Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным, давайте сами тоже позитивно настроимся на него.
2. Мотивация. Речевая разминка. Пальчиковая гимнастика.
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится!
-Замечательно!
-На уроках русского языка приходится много писать, подготовим наши руки.
3. Минутка чистописания.
-Отгадайте, по моим подсказкам какую букву мы сегодня будем прописывать:
а) Она может обозначать 1 или 2 звука.
б) Она спряталась в названии месяца, который сейчас у нас на дворе.
-Верно, это буква я. В слове «ноябрь» она обозначает 1 или 2 звука. Почему? При написании слова «ноябрь», я какую букву использовала: строчную или прописную?
-Давайте вспомним, как она пишется. (на слайде)
-Пропишите строчную букву я. Над самой красивой поставьте плюсик.
-А сейчас будем прописывать слово «ноябрь», но прежде, чем это сделать, скажите, где в этом слове можно совершить ошибку? Можно проверить написание этих букв? Как называются такие слова?
-Кто записал, устно придумываем предложение с этим словом…
(выслушиваются 1-3 предложения).
- А сейчас вспомните имена людей, которые бы начинались с буквы я? Одно из них есть у вашего одноклассника…
-Ярослав, а ты знаешь, что обозначает твоё имя? («Славящий Ярилу», «Сильный и славный»).
-Знакомы ли вам исторические личности с этим именем? (Ярослав Мудрый (978-1054) – великий князь киевский).
-Давайте, пропишем это имя «Ярослав». Какую букву будем использовать: строчную или прописную (по-другому заглавную)? Кто покажет, как красиво и правильно нужно писать заглавную букву Я? (1 человек у доски).
-Оцените свою работу на Листах самооценивания. Найдите графу «Минутка чистописания», нарисуйте нужный смайлик.
4. Определение темы и цели урока.
-Кто догадался, какова тема и цель нашего урока? (Прописные буквы. Вспомним, когда слова пишутся с заглавной буквы).
5. Работа по теме урока.
I. Работа в группах.
Для того, чтобы вспомнить основные случаи употребления прописных букв, предлагаю поработать в группах. Но для начала, вспомним основные правила работы в группе.
1 группа Выбрать и записать слова, которые обозначают названия городов:
СТРАНА, МОСКВА, ПОЛЬША, УФА, ЕВРАЗИЯ, НЕФТЕКАМСК.
2 группа Запишите только клички животных:
МУРКА, ВАЛЕНТИНА, СТОЛ, ЧЕХОВ, БУРЁНКА, ТРЕЗОР.
3 группа Прочитайте отрывок. Запишите фамилию, имя и отчество автора.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
4 группа Выпишите слова в столбик, которые начинались с заглавной буквы.
День был пасмурный. Шёл мелкий дождь. Все спешили домой.
5 группа Прочитайте отрывок из сказки «Синяя птица» знаменитого бельгийского писателя Мориса Метерлинка. Выпишите героев произведения.
«В глубине направо появляются расфранченные Кошка, Сахар, и Огонь. Выходят они из комнаты, откуда льются лучи света, - там гардеробная Феи.»
-Оцените свой вклад в работу группы. Найдите на Листах самооценивания графу «Работа в группе». Нарисуйте нужный смайлик.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Составляется кластер.
-Как называются слова, которые в любом месте предложения пишутся с заглавных букв?
Имена… (собственные), а остальные как называются? (нарицательные).
II. Работа с учебником.
-А вот какие ещё слова пишутся с заглавной буквы, мы узнаем, выполнив упражнение на стр.86 № 131.
- Давайте прочитаем задание.
-Что нужно сделать? Будем выписывать Плутон?
-В каком порядке нужно выписывать названия планет? Что для этого нужно знать? (Алфавит)
-Кто сможет выполнить это задание, не заглядывая в алфавит? Ну, а для тех, кто затрудняется, есть подсказка (открывается таблица с русским алфавитом).
-С какой буквы пишутся названия планет?
Запомните! Астрономические названия пишутся с заглавной буквы. (Появляется ещё одна табличка на кластере).
-Кто назовет название планеты, которую первой нужно записать в тетрадь? (Венера). Хорошо, дальше работаем самостоятельно.
-А сейчас проверьте себя по образцу! (образец на оборотной стороне доски).
-У кого нет ошибок? Молодцы!
-Оцените свою работу на Листах самооценивания. Найдите графу «Работа с учебником», нарисуйте нужный смайлик.
-Посмотрите на кластер, несколько стрелок остались пустыми. Что это означает? Верно, существуют ещё группы слов, которые пишутся с прописных букв, но о них вы будете говорить в старших класах.
III. Тренировочные задания и упражнения.
-Давайте ещё раз вспомним и приведём примеры написания слов с заглавной буквы.
1) Упражнение «ТАЙМД ПЭА ШЭА».
-Объединяемся в пары. Вам нужно подобрать и назвать по одному слову –примеру к каждой группе кластера. Время 1 минута.
-Чья пара успела к каждой группе подобрать примеры? Молодцы. Давайте им похлопаем.
2) Самостоятельная работа на листах.
-Прочитайте предложения. Выберите нужную букву, лишнюю –зачеркните.
В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог.
-Я проверю листочки и всем выставлю оценки за урок.
6. Итог урока:
-Чему учились на уроке? Достигли ли поставленной цели?
7. Рефлексия.
-Кто доволен своей работой на уроке?
-Кого бы особо отметили за активную работу на уроке?
8. Домашнее задание: Выполнить упражнение №132, на странице 87.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (выступление ученика):
«В нашем современном алфавите, почти все буквы существуют в двух вариантах: строчная (маленькая) и прописная (заглавная). Кроме буквы Ы.
А раньше в древних славянских алфавитах существовали только прописные буквы. Строчные и прописные буквы ввёл царь Пётр I в 1710 году.
Первая прописная буква нового абзаца раскрашивалась в красный цвет, из неё делали настоящую картинку. (показ образцов)
Часто использовали яркие цвета, например, красный, отсюда и пошло название «красная строка»! (показ картинок)
Список сспользованных источников и литенратуры:
1)Канакина В.П. Русский язык.2 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций.В 2 ч.Ч.1/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 143 с.:ил. – (Школа России).
2)https://www.colors.life/post/1086980/
5) https://5-ege.ru/lichnosti-v-istorii-rossii/#1
6) https://sites.google.com/site/singaporetechnique/home/educational-structure
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"
Урок включает в себя презентацию и карточки заданий к уроку....
урок русского языка 1 класс по теме "Звуки. буквы"
Данный крок проведён в 1 классе по теме "Звуки и буквы", программа "Щкола России"...
Тест по русскому языку 2 класс по теме "Звуки и буквы"
Тест состоит из двух вариантов....
урок русского языка 2 класс перспектива . Тема Согласный звук [й’], буква «и краткое».
Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС, указаны формируемые УУД на каждом этапе урока....
Методическая разработка урока русского языка_Обобщение знаний по теме_Звуки и буквы. Слог. Ударение.
Данная работа представляет собой методическую разработку урока по теме «Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Урок направлен на решение следующих задач: проверка ...
Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...
Презентация к уроку Русского языка 1 класс "Письмо строчной и прописной букв Х, х, слогов и слов с буквой х."
Презентация к уроку Русского языка 1 класс "Письмо строчной и прописной букв Х, х, слогов и слов с буквой х."...