Открытый урок по русскому языку «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что родприлагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку | 137.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что родприлагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
Оборудование: учебники, cигнальные карточки м. р., с.р.,ж.р., экран, проектор.
Структура урока
1.Орг. момент.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
3. Введение в тему урока.
4. Постановка проблемной ситуации.
5. «Открытие» нового знания.
1) -Что мы уже знаем о прилагательном?
Гимнастика для глаз
2) Связь имён прилагательных с существительными.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
7. Рефлексия. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Мотивация на урок.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по «Стране знаний.»Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного.
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие? С этим настроением мы будем работать весь урок.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
А)Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
- О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)
Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .(Вв).
Б) Словарная работа.
- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.
(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)
1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка,
Упадет сама в траву.
(Яблоко)
2. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)
3.. Как на нашей грядке,
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
6. Что за дорога?
Кто по ней идет, -
Тот хромает?
(Лестница)
7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
(Метро)
8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кровать)
- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.
-Назовите слова в которых букв больше ,чем звуков.(кровать, лестница)
3.Введение в тему урока.
- Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёпсоллоенце(весна, ландыш,, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите .Обратите внимание на получившийся ряд слов .
-Назовите «лишнее» слово (тёплое).
-Что общего у оставшихся слов?(это имена существительные)
Что вы знаете об имени существительном? (Слайд 1)
Записано на доске.
Определите род и число имен существительных.
- Ландыш – м.р., ед.ч.
- Трава –,ж.р.,ед.ч.
- Солнце – с.р.; ед.ч.
- Ветерок – м.р.; ед.ч.
- Птицы – мн.ч.
-Как изменяются имена существительные?(по родам и числам)
4. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое.
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
Назовите цельнашего урока?(Научиться определять род и число прилагательных).
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
5. «Открытие» нового знания.
Какой частью речи является наше слово ТЁПЛЫЙ?(прилагательное)
1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)
Гимнастика для глаз.
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть в даль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.
3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.
2) Связь имён прилагательных с существительными.
-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.(у каждого ученика на парте)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
а) выразительное чтение
б) разбор стихотворения по вопросам
-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?
в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.
снег (какой?) последний
пар (какой?) тёплый
кувшинчик (какой?) синий
лес (какой?) юный
дым (какой?) зелёный
гроз (каких?) летних
-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку«Скромные просители».
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Давайте понаблюдаем.
-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).
тёплый… день (м.р., ед.ч.)
тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)
тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)
тёплые …лучи (мн.ч.) - У прилагательных множественного числа род не определяем.
-У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .
- Как определяется род имени прилагательного?(по существительному)
Работа по учебнику( с. 56 правило)
Прочитайте группы слов:
лето, летний;
белая, белизна, белеет;
смех, смешное, рассмешил.
- Как называются слова каждой группы? Почему?
- Назовите имена прилагательные. (летний, белая, смешное)
- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам.(у доски)
- Измените прилагательное летнийпо родам, затем белая, смешное.
- Сформулируйте вывод по следующему плану: (Слайд 2)
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определяется род имени прилагательного?
- На какойвопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?
- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.
В ходе работы на доске появляется схема:(слайд3)
(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх.в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
6. Первичное закрепление.
Упражнение № 492.
Определите род и число имён прилагательных?
Проверка. (показать карточки)
Так как же определить род и число имени прилагательного?
7. Рефлексия. Итог урока.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
-Понравился вам урок?
-Научились ли вы чему- то новому?
- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
8. Домашнее задание: упр.494 .
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.
Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....
Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Род и число имен существительных» на семинаре «Здоровьесберегающая профессионально – педагогическая деятельность школьного учителя»
По мнению медиков, причины 75% болезней человека возникают в школьные годы. Поэтому данный урок построен так, чтобы обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья, формировать необходимые знания,...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС
В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"
План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....
Открытый урок по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных" 2 класс. "Школа России"
Открытый урок во 2 классе с презентацией....