Открытый урок по русскому языку «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цель.     Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что родприлагательного совпадает с родом  существительного, к которому  данное  прилагательное  относится.

 

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть  некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку,   организовать работу в  парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

 Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Открытый урок по русскому языку137.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Тема: «Изменение  имён  прилагательных по  родам и числам»

Цель.     Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что родприлагательного совпадает с родом  существительного, к которому  данное  прилагательное  относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть  некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку,   организовать работу в  парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

 Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

  По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).    

Оборудование: учебники,  cигнальные карточки м. р., с.р.,ж.р., экран, проектор.

Структура  урока

1.Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Введение в тему урока.

4. Постановка проблемной ситуации.

5. «Открытие» нового знания.

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? 

 Гимнастика  для  глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

7. Рефлексия. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Ход  урока.

1. Орг. момент.

  Мотивация на урок.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по «Стране знаний.»Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного.
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие?  С этим настроением мы будем работать  весь урок.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

А)Пришла, улыбнулась – утихли метели.

      Позванивать стал колокольчик капели.

      Река пробудилась, растаяли льды,

       Наряд белоснежный надели сады.

    - О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)

 Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».

    -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

   - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .(Вв).

  Б) Словарная  работа.

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)

 1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
     Подожду, пока Матрешка,
     Упадет сама в траву.
                          (Яблоко)

2.   Неживая, а идет,
     Неподвижна, а ведет
.
                         (Дорога)

3.. Как на нашей грядке,
   Выросли загадки –
   Сочные да крупные,
   Вот такие круглые.
   Летом зеленеют,
    К осени краснеют.
                          (Помидоры)

4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)

6. Что за дорога?
Кто по ней идет, -
Тот хромает?
(Лестница)

7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
етро)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кровать)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

-Назовите  слова  в которых букв больше ,чем звуков.(кровать, лестница)

3.Введение в тему урока.

- Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес  лан    дыш  тёпсоллоенце(весна, ландыш,, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите  .Обратите внимание на получившийся ряд слов .

-Назовите «лишнее» слово (тёплое).

 -Что общего у оставшихся слов?(это имена существительные)

Что вы знаете об имени существительном? (Слайд 1)    

                               

 Записано на доске.

Определите  род  и  число  имен  существительных.  

  1.    Ландыш –  м.р., ед.ч.
  2.    Трава –,ж.р.,ед.ч.
  3.    Солнце – с.р.; ед.ч.
  4.    Ветерок – м.р.; ед.ч.
  5.    Птицы – мн.ч.

 -Как изменяются имена существительные?(по родам и числам)

4. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  тёплое.  

 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?

Почему возникло затруднение? ( Другая  часть  речи).

А могут  ли  изменяться  по  родам  и  числам  прилагательные?

Назовите цельнашего урока?(Научиться определять род и число прилагательных).

 Сегодня  мы  и  попытаемся  ответить  на  эти  вопросы.

5. «Открытие» нового знания.

Какой  частью  речи  является  наше  слово  ТЁПЛЫЙ?(прилагательное)                                 

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

 Гимнастика  для  глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их  и посмотреть в даль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.

2) Связь имён прилагательных с существительными.

    -Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.(у каждого ученика на парте)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.


Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

а) выразительное чтение        

б) разбор стихотворения по вопросам

-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

лес (какой?) юный

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних

-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

    -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку«Скромные просители».

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

    -Давайте понаблюдаем.

     -Подберите к нашему   слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

      тёплый… день (м.р., ед.ч.)

      тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

     тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

      тёплые …лучи (мн.ч.) - У прилагательных множественного числа род не определяем.

-У прилагательных выделить окончание и основу. Что  заметили?

- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .

 - Как определяется род имени прилагательного?(по существительному)

Работа по учебнику( с. 56 правило)

Прочитайте группы слов:

лето, летний;

белая, белизна, белеет;

смех, смешное, рассмешил.

- Как называются слова каждой группы? Почему?

- Назовите имена прилагательные. (летний, белая, смешное)

- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам.(у доски)

- Измените прилагательное летнийпо родам, затем белая, смешное.

- Сформулируйте вывод по следующему плану: (Слайд 2)

  1. Как изменяются имена прилагательные?
  2. Как определяется род имени прилагательного?
  3. На какойвопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.

http://festival.1september.ru/articles/410497/img1.gif

В ходе работы на доске появляется схема:(слайд3)

http://festival.1september.ru/articles/410497/img2.gif

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос  какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх.в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

6. Первичное закрепление.

Упражнение № 492.

 Определите  род  и  число  имён  прилагательных?

Проверка. (показать карточки)

Так как же  определить род и число имени прилагательного?                      

 7. Рефлексия. Итог урока.

   -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались  к вам  вопросы.

-Понравился  вам  урок?

-Научились ли вы  чему- то  новому?

- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

-Что  нового  вы  узнали  об  имени   прилагательном? (изменяются по  родам  и  числам).

8. Домашнее задание: упр.494 .

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Род и число имен существительных» на семинаре «Здоровьесберегающая профессионально – педагогическая деятельность школьного учителя»

По мнению медиков, причины 75% болезней человека возникают в школьные годы. Поэтому данный урок построен так, чтобы обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья, формировать необходимые знания,...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"

План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....