Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ооржак Аржаана Николаевна

Технологическая карта урока

Учитель: Ооржак Аржаана Николаевна

Школа, класс: МБОУ Моген-Буренская СОШ,  2 «а»

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»
Тема урока:
«Правописание парных  звонких и глухих согласных на конце слова и перед согласным»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ооржак Аржаана Николаевна

Школа, класс: МБОУ Моген-Буренская СОШ,  2 «а»

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»
Тема урока:
«Правописание парных  звонких и глухих согласных на конце слова и перед согласным»

Цели для ученика:

1. формировать навык грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова и перед согласным;

2. развивать умение  находить слова с парными звонкими и глухими  согласными  на конце слова и перед согласным и проверять их.

Цели для учителя и средства контроля их достижения:

Обучающие: организовать учебную деятельность учащихся  по усвоению ими  темы «Правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед согласным» и выработки умений находить слова на данное правило в тексте и проверять их.

Развивающие: создать условия для развития орфографической зоркости  учащихся при написании слов с парными согласными  на конце слова и перед согласным, способствовать  развитию устойчивого положительного отношения к процессу познания нового,   к учебной деятельности,

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся правильных межличностных отношений в процессе групповой формы работы, способствовать воспитанию у детей любви к обычаям и традициям своего народа, формировать здоровый образ жизни.

Тип урока урок применения знаний и умений, урок рефлексии.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь распознавать орфограмму;
  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки
  • формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных  в корне слова;

Метапредметные

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной целью;
  • вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы;
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
  •  оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • обосновывать высказанное суждение;
  • договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к новым знаниям;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • любить родной край и гордиться своей малой родиной;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов в группе;
  • уважительно относиться к иному мнению.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация к уроку, карточки  с заданиями для  парной и групповой работы,  с домашним заданием по выбору.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Мотивация к учебной деятельности

Все друг к другу повернулись.

Все друг к другу улыбнулись.

Гости? Рады им всегда.

Так начнем работать? Да!

-Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какой праздник приближается?

-А как во время нашего национального праздника ШАГАА здороваемся? Давайте поздороваемся с нашими гостями. Это тоже пожелание благополучия, удачи, здоровья.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

 

.Приветствуют учителя, гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

АМЫР-ЛА, АМЫР!

Обычаи нашего народа

Загадочны и красивы.

Среди этих традиций

Есть праздник Шагаа.  СЛАЙД ________

Актуализация знаний.

  1. Разговорная пятиминутка

-Мы начали разговор о Шагаа. Что это за праздник? Это какой праздник. А вы готовитесь ли к празднику?

-Какой год приближается?

-Свинья, какое животное?

-У кого есть свинья?

-Как ухаживаете за ним?

2.Мозговая разминка.

 -Что записано на доске?

-Какая буква лишняя и почему?  

-Посмотрите на эти согласные  буквы внимательно. Какие это буквы?

В алфавите пары есть

Их  у нас всего лишь ….(шесть)

-А что вы про эти буквы знаете?

-Это встреча Нового года и встреча весны. Это красивый, интересный, необычный праздник.

-Год желтоватой свиньи

-Свинья домашнее животное

-

-Кормим,

-Это буквы

-Буква и, так как она обозначает гласный звук, а все остальные буквы обозначают согласные звуки

-Это буквы  обозначают парные звонкие и глухие согласные  звуки

Парные согласные очень опасные.  Они не всегда пишутся так, как произносятся звуки.

Постановка проблемы (Определение темы урока. Постановка цели урока.)

Ну - ка,  давайте проверим, так ли это. СЛАЙД ____

-Посмотрите на экран. Прочитайте  словосочетания.

Вкусный обед – яркий свет

-Какой звук вы слышите на конце слова обед?  Произнесите слово,  прислушайтесь

-А что слышим на конце слова свет?

-А теперь посмотрите,  как пишутся эти слова.

-Смотрите, какой хитрый звук:  посылает за себя на «письменную работу»  какие  буквы?  Одинаковые или разные?

 Можно ли при письме доверять такому звуку?

Слайд ____

Читаем дальше.  Теперь отгадайте загадку.

Мягкие лапки, на лапках царапки (Кошка)  

-Какой звук вы слышите  в корне  слова кошка перед согласным к?

Сама не ем,

А людей – кормлю (Ложка)

-А  в  корне слова  ложка перед согласным к?

-А какой буквой  каждый согласный звук  обозначен на письме?

 

-Смотрите, дети, и  опять один и тот же звук  обозначен разными буквами.  

Снова  хитрый звук,  который посылает на  «письменную работу»  разные буквы.

 Сделаем вывод:

 Так можно ли при письме доверять парным по глухости – звонкости согласным и писать так, как слышишь?  

-Так какая проблема возникает при их написании?

Как решить эту проблему?  

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными на конце слова?

-Найдите проверочные слова?

Вот этим и надо заняться сегодня на уроке.

Какая тема сегодняшнего урока?  Кто догадался?

Слайд _____

Значит, чему вы должны учиться на уроке? Поставьте перед  собой  цель урока.

Закончите предложение:

Слайд ____

 Развивать умение …(Вспоминаем тему урока)

-Хорошо.   А что ещё очень важно уметь,  чтобы писать без ошибок?  Почему ученики  часто делают ошибки на изученные орфограммы, хотя и хорошо знают правила?

- Поэтому важно ещё, дети,   развивать  орфографическую зоркость, умение находить опасный звук, требующий проверки и проверять его.

Поэтому, что ещё надо добавить в цель урока?

-Как вы думаете, с чего  надо  начать работу на уроке?

  Обед, звук (т)

 Свет, тоже звук (т)

- В слове  обед пишется буква д,  а в слове свет буква т.

   Разные.

    Нет.

 

-Звук ( ш).

- Такой же звук  (ш).

-  В слове кошка пишется      буква    ш, а в слове ложка буква ж.

-Парным по глухости – звонкости согласным  доверять нельзя.

-Можно ошибиться и написать не ту букву.

-Надо эти слова проверять

-Обед-обеды, свет-света, ложка-ложечка, кошка-кошечка

Проверка парных  звонких и глухих согласных. (Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова)

Развивать умение проверять парные звонкие и глухие согласные (на конце слова или перед согласным)

Они эти орфограмм не замечают.

 Такие слова  надо узнавать.

Сначала надо повторить правило,  а потом его применять  при выполнении различных заданий  в парах, группах, коллективно.

Организация познавательной деятельности

1.Повторяем правило.

-Что такое проверяемое слово?

-Что такое проверочное слово?

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласным.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н].

-А теперь надо  применять правило проверки парной согласной  на конце слова и перед согласным.

Двадцать пятое января. (комментируемое письмо)

Январь- это какой месяц ребята?.....

2.ЧИСТОПИСАНИЕ

б п г к

п ф з с

3.Письменная работа.

Задание 29 стр.15 (рабочая тетрадь)

Дети повторяют правило, приводят примеры, повторяют его также и в стихотворной форме.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг

Слуху ты не доверяй,

 Парный сразу проверяй.

Слово смело изменяй.

Рядом гласный подставляй,

Иль однокоренное  подбирай

Зуб   -  на…(зубы),  грибки – грибы,

Будешь грамотным и ты!

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Первичное закрепление

Работа в парах.

Работа с карточками.

Игра «ВЫБИРАЙ БУКВУ»

Б или П? Сугроб, укроп, улыбка, кнопка, прорубь.

В или Ф? Остров, шарф, верёвка, штраф, бровь.

Г или К? Рюкзак, сапог, лёгкий, творог, когти.

Д или Т? Поезд, спорт, загадка, лошадка, бант.

Ж или Ш? Сторож, ландыш, ладошка, лодка, гараж.

З или С? Рассказ, глобус, низкий, сказка, ребус.

 

Оцените работу  вашего соседа  в парах.

Самостоятельная работа в парах.

Дети  вставляют буквы, объясняя, почему они считают, что  в слове нужно вставить ту  или иную букву.

Дети оценивают работу соседа при помощи «светофора»

Зрительная физкультминутка

-Молодцы!  Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

 Проведём физкультминутку для глаз. Сложите руки, положите на них голову,  глазки закройте.  А, чтобы вы случайно не «задремали»,  я  буду   произносить слова, и   если вы услышите слово с парным согласным звуком в корне слова, который нужно проверять, топните ногой. Приготовились?

Лук, огурец, картошка, морковка, перец,  помидор, редиска, чеснок, горох.

- Я вам что назвала?

 -В овощах, дети, много витаминов. Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить и  есть их каждый  день. И, конечно, чтобы быть здоровым,  надо заниматься спортом, а по утрам делать зарядку.

  - Овощи.  

Закрепление материала

Работа в группах.

Урок наш продолжаем,

Трудиться  не  кончаем.

Согласный будем проверять

Работу в группах выполнять.

Игра  «Найди  пары слов».  (Помогите  мышке спуститься  по -склону. Для этого правильно соедини флажки:  найди  для каждого проверяемого слова  проверочное).

-Дети, сейчас  вы  будете работать в группах

Вспомним правила  работы  в группе

-Внимательно прочитайте задание на карточке и только тогда приступайте к его выполнении

В группе должен  быть  ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит – другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял – переспроси.

Самостоятельная работа детей.

Ответы групп.

  Рыба-рыбка, книжка-книжечка, плод-плоды, мороз-морозы, час-часы, стриж-стрижи, карандаш-карандаши…

Подведение итогов урока.

      Теперь проверим полученные знания, для этого поработаем с сигнальными карточками.

-Я буду читать слова, а вы покажите, с какими буквами они заканчиваются? 

Обед, свет, хлеб, зуб, суп, мороз, час, карандаш, ёж, цирк, сапог, жираф, рукав.    

         

-Давайте сделаем вывод. Мы научились писать слова с парными согласными? Мы научились  проверять парные согласные в словах?

Домашнее задание.

Домашнее задание выберите на карточках

1. Написать  10 слов с парным согласным на конце слова.

2. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным на конце слова.

3.Написать короткое сочинение по опорным словам, которое  нужно озаглавить.

Опорные слова: холодная зима, сильный мороз, пушистый снег,  большой сугроб, толстый лёд, белоснежными шапками, уснули крепким сном.

Рефлексия учебной деятельности

-У ВАС НА ПАРТАХ три поросенка из сказки «Волк и три поросенка». Выберите поросенка и заселите в домики

«5»-Ниф-Ниф (красный), справились

«4»-Нуф-Нуф (синий)

«3»-Наф-Наф (зеленый)

Оцените свою  работу  на уроке.

Ответы детей

Дети оценивают свою работу при помощи «поросенка»

Приложение

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг

Слуху ты не доверяй,

 Парный сразу проверяй.

Слово смело изменяй.

Рядом гласный подставляй,

Иль однокоренное  подбирай

Зуб   -  на…(зубы),  грибки – грибы,

Будешь грамотным и ты!

Я тетрадь свою открою                                                                                                        И с наклоном положу,                                                                                                      Я, друзья, от вас не скрою,                                                                                           Ручку я вот так держу.                                                                                                        

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг

Слуху ты не доверяй,

 Парный сразу проверяй.

Слово смело изменяй.

Рядом гласный подставляй,

Иль однокоренное  подбирай

Зуб   -  на…(зубы),  грибки – грибы,

Будешь грамотным и ты!

Я тетрадь свою открою                                                                                                        И с наклоном положу,                                                                                                      Я, друзья, от вас не скрою,                                                                                           Ручку я вот так держу

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг

Слуху ты не доверяй,

 Парный сразу проверяй.

Слово смело изменяй.

Рядом гласный подставляй,

Иль однокоренное  подбирай

Зуб   -  на…(зубы),  грибки – грибы,

Будешь грамотным и ты!

Я тетрадь свою открою                                                                                                        И с наклоном положу,                                                                                                      Я, друзья, от вас не скрою,                                                                                           Ручку я вот так держу

П или Б?

В или Ф?

Г или К?

Сугро…,   укро…, улы…ка,   кно…ка, прору…ь.

Остро…,     шар…, верё…ка,    штра…, бро…ь.

Рюкза…,     сапо…, лё…кий,    творо…, ко…ти.

Д или Т?

Ж или Ш?

З или С?

Поез…,   спор…, зага…ка,  лоша…ка, бан….

Сторо…,    ланды…, ладо…ка,     ло…ка, гара….

Расска…,     глобу…, ни…кий,     ска…ка, ребу….

               

                                                                           

                       

           

                                                                         

                                                                                             

Описание: http://pospelova.ucoz.ru/_tbkp/vsem/bukva/p.png

Описание: http://pospelova.ucoz.ru/_tbkp/vsem/bukva/t.png

Описание: http://pospelova.ucoz.ru/_tbkp/vsem/bukva/sh.png

Описание: http://pospelova.ucoz.ru/_tbkp/vsem/bukva/g.png

Описание: Выучить буквы

Описание: http://pospelova.ucoz.ru/_tbkp/vsem/bukva/v.png

Описание: http://pospelova.ucoz.ru/_tbkp/vsem/bukva/d.png

Описание: http://pospelova.ucoz.ru/_tbkp/vsem/bukva/z.png

Описание: http://pospelova.ucoz.ru/_tbkp/vsem/bukva/zh.png

Описание: Выучить буквы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...