План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Тип урока: получение новых знаний
Данному уроку предшествовали темы:
1. Что обозначает имя существительное?
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями, кластер, смайлики.
Цель: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_i_n_sushch.docx | 51.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с. Бурен-Хем
Тема урока:
«Собственные и нарицательные
имена существительные»
Выполнила:
учитель начальных классов
Сарыглар Саида Алдын-ооловна
Бурен-Хем – 2020г
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Тип урока: получение новых знаний
Данному уроку предшествовали темы:
1. Что обозначает имя существительное?
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями, кластер, смайлики.
Цель: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать. Только лишь отметку «пять»! | Дети: Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать! |
–Я желаю вам хорошего настроения. Будьте активны и внимательны!
II. Минутка чистописания
Учитель: Открываем тетради, подписываем число и классная работа.
Узор чистописания пишем не отрывая ручку от тетради
–Какие слова написаны для чистописания ? Почему первое слово написано со строчной буквы?
– А второе слово написано с заглавной буквы.
III. Актуализация знаний
– На доске написано предложение. Прочитайте и найдите ошибку.
Иван скворцов нарисовал скворцов.
– В чем ошибка? (ответы детей)
– Подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать? (Заглавная и строчная буквы в словах)
– Что мы должны узнать на уроке? (Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы)
IV. Изучение нового материала
– Чтобы нам узнать как же называются слова, которые пишутся с заглавной буквы, а какие со строчной, давайте обратимся к нашему учебнику. Рассмотрим Упр 22, с. 15
- Работа с учебником.
Упражнение 22 (устно), стр. 15.
Беседа. Фронтальная работа.
Упражнение 22
Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, озеро Байкал, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус.
Задание:
1) Прочитайте. Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные? Ответы детей: поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора – это нарицательные; Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус – это собственные).
2)Почему имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственные?
Ответы детей: Имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственными, потому что они называют конкретное лицо, город, озеро, улицу, кличку животного, страну).
– Молодцы! Всё правильно. А подтвердить ваши ответы нам поможет правило на странице 15. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия ( стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные – собственные. Остальные имена существительные называются нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга. |
–Давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Ответы детей: Эти слова называются имена собственные
– Как пишутся имена собственные?
Ответы детей: Имена собственные пишутся с большой буквы.
– Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
– Какие же важные дела у большой буквы? Ответы детей: Она пишется в словах, которые называют имена, фамилии, города, улицы, моря озёра, страны. Также заглавная буква стоит вначале предложения.
– Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с заглавной буквы, другие – строчной. Давайте поработаем в тетрадях. Рассмотрим упражнение 23 на странице 16. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?
Ответы детей: Распределить слова на две группы. В одну группу записать имена собственные, во вторую - нарицательные.
Упражнение 23
(Р,р)ека, (Н,н)ева, (Ц,ц)веток, (Р,р)омашка, (С,с)трана, (Р,р)оссия, (С,с)обака, (Ж,ж)учка, (К,к)омпьютер, (С,с)ерёжа, (Б.б)асня, (М,м)осквич, (Я,я)рославль, (Н,н)ебо, (М,м)арс, (К,к)осмонавт.
– После выполнения работы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. У кого всё выполнено верно поставьте на полях тетради отметку «5», у кого допущена 1 или 2 ошибки поставьте отметку «4», у кого более 3-х ошибок ставим отметку «3».
V. Физкультминутка Слайд №6
– Встали ровно! Немножко отдохнем. Я называю слова, а вы, если услышите имена собственные будете хлопать, а нарицательные – приседать.
Море, Лена, трава, астра, Енисейская, улица, Индия, кошка, ноутбук, Мурка, москвич, Красноярск, тучи, Орел, Аленушка, теленок, Зорька.
– Хорошо, тихо садитесь!
VII. Первичное закрепление.
- Работа по учебнику. Упр. 24, с. 16.
– Прочитайте задание к упражнению. Спишите предложения.
Аксаков Сергей Тимофеевич написал сказку «Аленький цветочек».
Сергей Александрович Есенин написал стихотворение «Береза».
Иван Андреевич Крылов написал басню «Стрекоза и Муравей».
Лев Николаевич Толстой написал рассказ «Акула».
– Прочитайте ниже сведения о языке.
– Что такое инициалы?
- Индивидуальная работа с карточками.
– Каждый человек с самого рождения первое, что получает – это имя собственное. У каждого человека имеется свой родной дом, этот дом имеет конкретный адрес. У нас у всех имеется родина, родное село в котором вы живете и растете. Теперь предлагаю вам заполнить карточки с личными данными.
Фамилия | |
Имя | |
Отчество | |
Улица | |
Дом | |
Село | |
Район | |
Республика | |
Страна |
VII. Закрепление.
- Групповая работа.
– Сначала повторим правила групповой работы.
Правила групповой работы:
- Проявляй активность;
- Слушай друга, не перебивая;
- Говори спокойно и ясно;
- Говори только по делу;
- Реагируй жестами и знаками;
- Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
- Убедись, что в разговоре участвует каждый;
- Обращайся к другу по имени.
–В каждой группе даны по 2 задания:
Иван блинов съел много блинов.
УКОНДРАИАКУРТКАКОРОТКОВАТА | –В каждой группе даны по 2 задания: 1) «Лови ошибку» Наш шарик поймал воздушный шарик. 2) «Прочитай без ошибок» ПОШЛАПОЛЯПОЛОТЬВПОЛЕ |
–ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ (на доске)
– Справились с заданиями молодцы!
VIII. Подведение итогов
– Давайте вернемся к нашему кластеру. Какими понятиями с сегодняшнего урока мы его дополним. Кластер «Имя существительное»
Кластер «Имя существительное»
– Вернемся к кластеру на следующем уроке.
IX. Домашнее задание
– Домашнее задание будет необычное:
«5»-1)Запиши в тетрадь всех членов семьи: ФИО-кем является.
2)Упр. 26, с. 17
3)выучить правила на с. 15,16
«4»-1) Упр. 26, с. 17
2)выучить правила на с. 15,16
«3»- 1)выучить правила на с. 15,16
X. Рефлексия.
Блиц-опрос с опорой на кластер
- Что такое имя существительное?
- Как называются имена существительные, которые обозначают людей, животных, птиц?
- Что такое имена собственные? Как они пишутся?
– Как пишутся имена нарицательные?
– У каждого есть карточки с словами. Если вам все понятно, то повесьте эти карточки на соответствующий ряд.
Собственные имена существительные | Нарицательные имена существительные |
«Золушка», Енисей, А. С. Пушкин, Бурен-Хем, Мурка, Зорька, Байкал. | Фабрика, газета, река, улица, голубь, щенок, сказка, писатель |
–Спасибо, за урок. Можете отдохнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
План-конспект с презентацией урока по русскому языку в 4 классе по УМК "Гармония": "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"".
В данном материале представлена разработка урока русского языка в 4-ом классе по УМК "Гармония" на тему "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"". Разработка сопровождается презентацией....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....
Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...