Открытый обобщающий урок-игра по русскому языку в 4 классе «Путешествие в страну Грамматических заданий»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сорокина Ирина Сергеевна

Итоговый урок по умению выполнять грамматические задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_v_stranu_grammzadaniy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №1 г.Никольское»

Открытый обобщающий  урок-игра

по русскому языку в 4 классе «Путешествие в страну Грамматических заданий»

                           

                                                                 Составила учитель

                                                                  начальных классов

 Сорокина Ирина Сергеевна


  1. Организационный момент.

             Здравствуйте, уважаемые родители, гости и ребята! Сегодня наш урок необычный. Мы отправимся в путешествие в страну Грамматических заданий. У нас впереди четыре остановки, которые подстерегают своими сюрпризами. На пути нас ждут преграды, которые необходимо пройти.

У нас есть 4 команды учеников. Определитесь с капитаном. И есть команда гостей. Они тоже вспомнят то, чему научились в школе. Они сегодня члены жюри. По окончании урока им предстоит определить активных участников игры, назвать самую сплочённую команду и самого лучшего капитана команды.

Итак, в путь!

  1. Начало путешествия.

- А вот и первое испытание. Нам надо открыть дверь в страну Грамматических заданий. Подберем ключ к замку.

Ключк  

Замочк

- Кто готов объяснить свой выбор?  (За правильные ответы – жетон)

Ребята вспоминают правило, дверь открывается.

  1. Улица Фонетическая.

Зайдем в дом под номером один.

Дверь закрыта. Надо разгадать надпись.    (За правильные ответы – жетон)

[  В  РАС, ИЙ, И  ВЫПАЛ   АБ,ИЛ, НЫЙ,   С,Н,ЭК ]

В России выпал обильный снег.

- Нас встречает житель этой улицы.

Помощник 1.

-  Здравствуйте, дверь вы открыли, молодцы. Ключики знаний вы сможете получить, если ответите на несколько вопросов.

  1. Сколько букв в предложении?           (За правильные ответы – жетон)
  2. Сколько звуков в предложении?
  3. Сколько букв, не обозначающих звуков?
  4. Сколько твердых согласных звуков?
  5. Сколько глухих согласных звуков?

- Молодцы! А сможете ли вы найти ошибки и исправить их?

- У вас на столах лист под номером 1. Исправьте ошибки в фонетическом разборе.

СЪЕМКА

С-[ C,  ]-СОГЛ., НЕПАРН., ГЛУХ., ТВ., ПАРН.

Ъ-[ Ъ]

Ё-[  Ё ]-ГЛАСН., УДАРН.

М-[ М ]- СОГЛ.,ПАРН., ЗВОНК., ПАРН., ТВ.

К-[  К ]-СОГЛ., ТВ., ГЛУХ., ЗВОНК.

А-[ А  ]-ГЛАСН., НЕУДАРН.

Помощник 1 может подойти к участникам с помощью.

- Проверяем. Команды получают заветный ключ.

  1. Площадь Морфем.

Зайдем во 2 дом   пл.Морфем. Открыть дверь сможем только тогда, когда назовем все морфемы и их характеристику. (За правильные ответы – жетон)

Помощник 2.

Здравствуйте, дверь вы открыли, молодцы. Ключики знаний я тоже вам дам при условии, что справитесь с испытанием. Мы жители  площади Морфем настоящие модельеры-конструкторы, мы постоянно в работе.

Разберите слово подорожник по составу.  (За правильные ответы – жетон)

Подберите слово с тем же корнем.

Подберите слово с той же приставкой.

Подберите слово с тем же суффиксом.

Молодцы! А сможете ли вы собрать слова  и разобрать  их по составу?

- У вас на столах лист под номером 2.  У каждой команды свой корень слова. На слайде вы видите разлетевшиеся морфемы. Найдите подходящие.

Помощник 2 может подойти к участникам с помощью.

- Проверяем. Команды получают заветный ключ.

  1. Проспект Синтаксический.

Наша следующая остановка в доме 4 на проспекте Синтаксическом. В дверь мы сможем войти, если найдем из предложенных сочетаний словосочетания.

осенний день        (За правильные ответы – жетон)

                                                          урок начался

                                                          купить книгу

                                                          в лесу

Помощник 4.

Здравствуйте, дверь вы открыли, молодцы.  Вспомните, какие бывают члены предложения, как их подчеркиваете. (За правильные ответы – жетон)

Ключики знаний для вас приготовлены. Разгадайте секрет задания на листе № 4.

Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Выполните синтаксический разбор.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги). 

(За правильные ответы – жетон)

Помощник 4 может подойти к участникам с помощью.

- Проверяем. Команды получают заветный ключ.

  1. Парк Морфологии.

Наша последняя остановка в доме №3 в парке Морфологии.

На дверях записка.

Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

  (укажите, к каким частям речи принадлежат данные слова) (За правильные ответы – жетон)

 Помощник 3.

Здравствуйте, рада вам.

Укажите все грамматические значения существительного честность (нарицательное, неодушевлённое, женский род, единственное число, 3 склонение, именительный падеж) (За правильные ответы – жетон)

На вашем столе лист № 3. Исправьте ошибки.

на печь залез

на печь – (куда?) сущ.

Н.ф. – (что?) печка

Пост.призн.- И.п.,  ж.р., нариц.

Непост.призн. – неодуш., 1 скл., ед.ч.

Помощник 3 может подойти к участникам с помощью.

- Проверяем. Команды получают заветный ключ.

  1. Подведение итогов.

В конце урока подсчитываются жетоны ключи, набранные командами. Команда победителей получает  призы, грамоты. Можно для награждения выделить 1, 2 и 3 место.  

 -Активные участники игры….

- Самая сплочённая команда….

- Самый лучший капитан команды.

 Далее учащимся предлагается письменно ответить на вопросы:

Какое задание было для тебя самым интересным?

Какое задание было для тебя самым трудным?

Что из сегодняшнего урока поможет тебе в дальнейшем изучении русского языка?

Ответы дети, гости  пишут на листочках.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...

Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"

Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....

открытый урок по русскому языку по теме "Путешествие в страну имени Существительного"

сценарии открытого урока по русскому языку по теме "Путешествие в страну имени Существительного " с использованием интерактивной доски...

Программа к курсу по русскому языку 2 класс Путешествие в страну "Грамматика".

Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основ...

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....