Программа к курсу по русскому языку 2 класс Путешествие в страну "Грамматика".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Ширманова Елена Анатольевна
  Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основные умения и навыки учебной деятельности – это те технологические цепочки, которые помогают школьникам осуществлять познавательную деятельность.
   Начальное образование является базой для получения основного общего образования. Поэтому на первый план сейчас выходит задача – обучая и развивая, научить детей учиться.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.rar44.37 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну «Грамматика»

Программа по курсу:

  Путешествие в страну «Грамматика».

Учитель начальных  классов, Ширманова Елена Анатольевна.

  Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основные умения и навыки учебной деятельности – это те технологические цепочки, которые помогают школьникам осуществлять познавательную деятельность.

   Начальное образование является базой для получения основного общего образования. Поэтому на первый план сейчас выходит задача – обучая и развивая, научить детей учиться.

   Успешное овладение знаниями в начальной школе невозможно без интереса детей к учёбе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы – кружок «Путешествие в страну «Грамматика».

   Курс «Путешествие в страну «Грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

   Курс изучения «Путешествие в страну «Грамматика» для учащихся 2–4-х классов ставит следующие задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.

   Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

   Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Путешествие в страну «Грамматика».

   В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

   Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Путешествие в страну «Грамматика» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

   Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Путешествие в страну «Грамматика» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

   Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Путешествие в страну «Грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

    Содержание и методы обучения «Путешествие в страну «Грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

   Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

    Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

ПРОГРАММА

2-й класс (34 ч)

Тема занятия

1

В мире звуков и букв

    2

Фонетика – наука очень строгая. Зачем нужны звуки языка?

3

Всегда вместе  (гласные и согласные)

4

Волевые твёрдые и покладистые мягкие

5

Звонкие и глухие « двойняшки»

6

Звонкие и глухие «одиночки»

7

То, что слышим, - это звук,

То, что говорим, - фонема, разучить их не проблема!

     8

В сочетаниях  «жи» – «ши» только «и» всегда пиши.

     9

В государстве сочетаний ( «ча» – «ща»)

10

 В государстве сочетаний («чу» – «щу»)

11

История о том, как «ци» спорило с «цы»

12

Загадочные перевёртыши пиши без «ь» ( «нч» - «чн»;»нщ» –« щн»; «чк» – «кч»; «чр» – «рч»; «рщ» – «щр»)

13

Прапрадедовской порой, стали буквы в чёткий строй.

Он зовётся Алфавит, всюду путь ему открыт

14

Дружат гласные с согласной составляя вместе слог.

Из чего строятся слова?

15

Интервал – не пустое место

16 - 17

Здесь порядок очень строгий, делим все слова на слоги.

Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам

    18

Добрый «волшебник» - Ударение

    19

Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяем ударением)

20

Весёлые «двойняшки» ( удвоенные согласные)

    21

Мягкий знак – въезд запрещён, но … не всегда!

22

Превращения маленькой буквы.

23

Приключения в стране «Имя существительное»

24-25

Здравствуй, глагол!

    26

Приключения в стране «Имя прилагательное»

    27

Дружба имени существительного с именем прилагательным

    28

Слова – друзья

29

Слова-спорщики

    30

Слова – «родственники»

    31

Слова – двойники

    32

Переносное значение слов. Фразеологические обороты

33

Многозначные слова

    34

 Олимпиада

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Названия букв русского алфавита;
  • Признаки гласных и согласных звуков;
  • Гласные ударные и безударные;
  • Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
  • Правила переноса слов.

Обучающиеся  должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.


Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.


Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.


Делить слова на слоги.


Переносить слова по слогам.


Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?


Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.


Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.


Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.

Распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения.

Делить сплошной текс на предложения.

Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.


Составлять текст по вопросам учителя.

Писать изложение по вопросам текста.

Употреблять при записи текста красную строку.

Отгадывать загадки, ребусы, кроссворды и др.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  8. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  11. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  16. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  19. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  20. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
  21. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
  22. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.

                                    Программа

клуба интеллектуалов

по русскому языку

2 класс

http://soh2.narod.ru/images/1.jpg                                           

                                                                         Автор: Ширманова Е.А.

                                                                       средняя школа № 2

                                                                      г. Малоярославец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...

Программа факультативного курса по русскому языку для 4 класса.

Программа факультативного курса разработана для учащихся 4 класса.Курс расчитан на 68 часов (2 занятия в неделю). Программа расчитана на углубленное изучение русского языка и подготовку к олимпиадам....

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс(

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс (5 ч. в неделю, 170ч.)1.Пояснительная записка2.УУД, содержание курса3.Тематический план4. Календарно - тематическое планир...

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Речевые ошибки и приемы их устранения".

Программа предназначена для обучающихся 10 класса. В ней специально подобран дидактический материал, часть которого представлена текстами ЕГЭ по русскому языку....

Программа дополнительного курса по русскому языку 3 - 4 классы

Программа дополнительного курса по русскому языку 3 - 4 классы...

Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Программа элективного курса по русскому языку " Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10-11 классов, 68 часов...