русский язык 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями и дополнениями);
- Образовательной программы школы;
- Учебного плана школы;
- Годового календарного графика на текущий учебный год;
- Рабочей программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « Школа России» М.: Просвещение).
Цели обучения:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
I. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в 4 классе выделяется 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность научиться для формирования следующих общих личностных результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Ученик научится
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять текст по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его
- склонять имена существительные в единственном числе;
- определять и различать падежи имен существительных по совокупности их признаков; правильно употреблять существительные в различных падежах;
- распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;
- различать безударные окончания существительных одного и того склонения; правильно употреблять в речи существительные во множественном числе.
- определять род, число, падеж имени прилагательного в единственном числе;
-употреблять в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
- определять и распознавать падежи единственного числа имен прилагательных;
- правильно писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе;
- различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно писать;
- склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
- определять и распознавать падежи множественного числа имен прилагательных.
- различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- определять род и число глаголов прошедшего времени; правильно ставить вопросы «что делать? что сделать?»;
- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;
- различать временные формы глагола;
- распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
- спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола;
- писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа;
- точно употреблять глаголы в предложении;
- соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах;
правильно писать безударные личные окончания глаголов; обосновывать написание окончаний глаголов; определять у глагола спряжение, лицо, число, время; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Ученик получит возможность научиться
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
III. Содержание программы
Вспоминаем, повторяем, изучаем (11 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (9ч).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (19 ч).
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (18ч).
IV.Тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов и подразделов | Максимальная нагрузка | Из них | |||
Теорит. Часть | К/р | Повер.р | Развитие речи | |||
1 | Повторение | 11 | 8 | 1 | 1 | изл.-1 |
2 | Предложение | 9 | 6 |
пр.д.-1 | соч.- 1 | |
3 | Слово о языке и речи | 19 | 15 | к.с. -1 | пр.р. -1 пр.д. - 1 | соч. - 1 |
4 | Имя существительное | 41 | 33 | к.д. -3 | пр.р. - 1 | соч. - 2 изл. – 2 |
5 | Имя прилагательное | 31 | 20 | к.д.- 1 к. с-1 | пр. р.- 3 | . -1 соч.-4 изл. -2 |
6 | Местоимение | 9 | 6 | к.д.-1 |
пр.р.- 1 | изл. – 1 |
7 | Глагол | 32 | 26 | к.д. -2 | пр.р. - 1 | к. изл. - 1 изл. -1 соч. -1 |
8 | Повторение | 18 | 15 | к.д-1 | .- 1 | соч.-1 изл.-1 |
Итого | 170 | 129 | 11 | 10 | 20 |
V. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |||||
план | факт | |||||||
Повторение (11 ч) | ||||||||
1 | 03.09 | Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс) Наша речь и наш язык | 1 | |||||
2 | 04.09 | Текст и его план. Признаки текста. | 1 | |||||
3 | 05.09 | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану | 1 | |||||
4 | 06.09 | Работа над ошибками. Типы текстов | 1 | |||||
5 | 07.09 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания | 1 | |||||
6 | 10.09 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | |||||
7 | 11.09 | Обращение | 1 | |||||
8-9 | 12.09 13.09 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 2 | |||||
10 | 14.09 | Входная контрольная работа | 1 | |||||
11 | 17.09 | Работа над ошибками. Словосочетание | 1 | |||||
Предложение (9ч) | ||||||||
12 | 18.09 | Однородные члены предложения | 1 | |||||
13 | 19.09 | Знаки препинания с однородными членами, соединённые интонацией перечисления | 1 | |||||
14 | 20.09 | Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами | 1 | |||||
15 | 21.09 | Предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, н. Проверочная работа | 1 | |||||
16 | 24.09 | Работа над ошибками. Простые и сложные предложения | 1 | |||||
17 | 25.09 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | |||||
18 | 26.09 | Работа над ошибками. Простое предложение с однородными членами и сложное предложение | 1 | |||||
19 | 27.09 | Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | |||||
20 | 28.09 | Работа над ошибками, допущенными в изложении | 1 | |||||
Слово в языке и речи (19ч) | ||||||||
21 | 01.10 | Лексическое значение слова (повторение). Словарный диктант | 1 | |||||
22 | 02.10 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | |||||
23 | 03.10 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | |||||
24 | 04.10 | Контрольное списывание | 1 | |||||
25 | 05.10 | Работа над ошибками. Фразеологизмы | 1 | |||||
26 | 08.10 | Состав слова. Значимые части слова (повторение) | 1 | |||||
27 | 09.10 | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу | 1 | |||||
28 | 10.10 | Состав слова. Приставки и суффиксы | 1 | |||||
29 | 11.10 | Проверочный диктант | 1 | |||||
30 | 12.10 | Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | |||||
31 | 15.10 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | |||||
32 | 16.10 | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах | 1 | |||||
33 | 17.10 | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок | 1 | |||||
34 | 18.10 | Правописание слов с разделительными твёрдым(ъ) и мягким (ь) знаками | 1 | |||||
35 | 19.10 | Письменное изложение повествовательного деформированного текста | 1 | |||||
36 | 22.10 | Работа над ошибками. Повторение и уточнение представлений о частях речи | 1 | |||||
37 | 23.10 | Сочинение-отзыв по репродукции по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | |||||
38 | 24.10 | Работа над ошибками. Части речи: глагол, имя числительное | 1 | |||||
39 | 25.10 | Словарный диктант. Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия | 1 | |||||
Имя существительное (41ч) | ||||||||
40 | 26.10 | Работа над ошибками. Изменение по падежам имён существительных | 1 | |||||
41 | 05.11 | Признаки падежных форм имён существительных. Проверочная работа | 1 | |||||
42 | 06.11 | Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах | 1 | |||||
43 | 07.11 | Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах | 1 | |||||
44 | 08.11 | Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже | 1 | |||||
45 | 09.11 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 1 | |||||
46 | 12.11 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 | |||||
47 | 13.11 | 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения | 1 | |||||
48 | 14.11 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | |||||
49 | 15.11 | 3-е склонение имён существительных | 1 | |||||
50 | 16.11 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | |||||
51 | 19.11 | Сочинение-описание по репродукции по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег» | 1 | |||||
52 | 20.11 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений | 1 | |||||
53 | 21.11 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | |||||
54 | 22.11 | Именительный и винительный падежи имён существительных | 1 | |||||
55 | 23.11 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже | 1 | |||||
56 | 26.11 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах | 1 | |||||
57 | 27.11 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже | 1 | |||||
58 | 28.11 | Словарный диктант. Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах | 1 | |||||
59 | 29.11 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах | 1 | |||||
60 | 30.11 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 | |||||
61 | 03.12 | Тест. Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 | |||||
62 | 04.12 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже | 1 | |||||
63 | 05.12 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже | 1 | |||||
64 | 06.12 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | |||||
65 | 07.12 | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | 1 | |||||
66 | 10.12 | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | |||||
67 | 11.12 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | |||||
68 | 12.12 | Контрольный диктант | 1 | |||||
69 | 13.12 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | |||||
70 | 14.12 | Морфологический разбор имени существительного как части речи | 1 | |||||
71 | 17.12 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | |||||
72 | 18.12 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже | 1 | |||||
73 | 19.12 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже | 1 | |||||
74 | 20.12 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже | 1 | |||||
75 | 21.12 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Словарный диктант | 1 | |||||
76 | 24.12 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | 1 | |||||
77 | 25.12 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | |||||
78 | 26.12 | Работа над ошибками. Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное» | 1 | |||||
79 | 27.12 | Повторение и обобщение знаний | 1 | |||||
80 | 28.12 | Проект «Говорите правильно!» | 1 | |||||
Имя прилагательное (31 ч) | ||||||||
81 | 14.01 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |||||
82 | 15.01 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных | 1 | |||||
83-84 | 16.01 17.01 | Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе) | 2 | |||||
85 86 | 18.01 21.01 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | 2 | |||||
87 | 22.01 | Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного | 1 | |||||
88 | 23.01 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж | 1 | |||||
89 | 24.01 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж | 1 | |||||
90 | 25.01 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж | 1 | |||||
91 | 28.01 | Словарный диктант. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи | 1 | |||||
92 | 29.01 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи | 1 | |||||
93 | 30.01 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи | 1 | |||||
94 | 31.01 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | |||||
95 | 01.02 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» | 1 | |||||
96 | 04.02 | Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях | 1 | |||||
97 | 05.02 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи | 1 | |||||
98 | 06.02 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи | 1 | |||||
99 | 07.02 | Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах и мужского и среднего рода в отвечающих на вопрос какой? в именительном и винительном падежах | 1 | |||||
100 | 08.02 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный, творительный падежи | 1 | |||||
101 | 11.02 | Осложнённое списывание | 1 | |||||
102 | 12.02 | Работа над ошибками. Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | |||||
103 | 13.04 | Правописание имён прилагательных во множественном лице | 1 | |||||
104 | 14.02 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи | 1 | |||||
105 | 15.02 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Словарный диктант | 1 | |||||
106 | 18.02 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи | 1 | |||||
107 | 19.02 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | |||||
108 | 20.02 | Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Имя прилагательное» | 1 | |||||
109 | 21.02 | Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | |||||
110 | 22.02 | Контрольный диктант | 1 | |||||
111 | 25.02 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | |||||
Местоимение (9ч) | ||||||||
112 | 26.02 | Личные местоимения. Повторение. Роль местоимения в речи | 1 | |||||
113 | 27.02 | Личные местоимения 1, 2, и 3-го лица. Повторение | 1 | |||||
114 | 28.02 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений | 1 | |||||
115 | 01.03 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа | 1 | |||||
116 | 04.03 | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений | 1 | |||||
117 | 05.03 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | |||||
118 | 06.03 | Работа над ошибками. Правописание местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | 1 | |||||
119 | 07.03 | Проверочная работа по разделу «Местоимение» | 1 | |||||
120 | 08.03 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | |||||
Глагол (32ч.) | ||||||||
121 | 11.03 | Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении | 1 | |||||
122 | 12.03 | Грамматические признаки глагола. Время глагола (настоящее, прошедшее, будущее) | 1 | |||||
123 | 13.03 | Неопределённая форма глагола | 1 | |||||
124 | 14.03 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | |||||
125 | 15.03 | Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола | 1 | |||||
126 | 18.03 | Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме | 1 | |||||
127 | 19.03 | Словарный диктант. Неопределённая форма глагола | 1 | |||||
128 | 20.03 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов | 1 | |||||
129 | 21.03 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов | 1 | |||||
130 | 22.03 | Контрольная работа | 1 | |||||
131 | 01.04 | Работа над ошибками. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | |||||
132 | 02.04 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | |||||
133 | 03.04 | Работа над ошибками. Обобщение по изученным темам о глаголе | 1 | |||||
134 | 04.04 | I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | ||||||
135 | 05.04 | I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения | ||||||
136 | 08.04 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||||||
137 | 09.04 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||||||
138 | 10.04 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||||||
139 | 11.04 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||||||
140 | 12.04 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||||||
141 | 15.04 | Проверочная работа. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение) | ||||||
142 | 16.04 | Возвратные глаголы (общее представление) | ||||||
143 | 17.04 | Правописание возвратных глаголов. Словарный диктант | ||||||
144 | 18.04 | Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени | ||||||
145 | 19.04 | Сочинение по сюжетным картинкам | ||||||
146 | 22.04 | Работа над ошибками. Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола | ||||||
147 | 23.04 | Правописание глаголов в прошедшем времени | ||||||
148 | 24.04 | Правописание глаголов в прошедшем времени | ||||||
149 | 25.04 | Правописание глаголов в прошедшем времени | ||||||
150 | 26.04 | Обобщение по теме «Глагол» | ||||||
151 | 29.04 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и окончании | ||||||
152 | 30.04 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и окончании. Проверочная работа | ||||||
Повторение (18ч) | ||||||||
153 | 01.05 | Работа над ошибками. Язык и речь | 1 | |||||
154 | 02.05 | Контрольный диктант за 4 четверть с грамматическим заданием | 1 | |||||
155 | 03.05 | Работа над ошибками. Текст | 1 | |||||
156 | 06.05 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | |||||
157 | 07.05 | Работа над ошибками. Предложение и словосочетание | 1 | |||||
158 | 08.05 | Лексическое значение слова | 1 | |||||
159 | 09.05 | Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь» | 1 | |||||
160 | 10.05 | Работа над ошибками. Состав слова | 1 | |||||
161 | 13.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
162 | 14.05 | Работа над ошибками. Правописание орфограмм в значимых частях слова | 1 | |||||
163 | 15.05 | Правописание орфограмм в значимых частях слова | 1 | |||||
164 | 16.05 | Словарный диктант. Части речи. Признаки частей речи | 1 | |||||
165 | 17.05 | Имя существительное. Имя прилагательное | 1 | |||||
166 | 20.05 | Местоимение. Имя числительное | 1 | |||||
167 | 21.05 | Наречие. Глагол. | 1 | |||||
168 | 22.05 | Служебные части речи. | 1 | |||||
169 | 23.05 | Правописание слов разных частей речи | 1 | |||||
170 | 24.05 | Итоговый урок. Подведём итоги | 1 |
Приложение №1
Учебно-методический комплект
Учебники
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 4класс. В 2 ч. ч. 1.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 4 класс. В 2 ч. ч. 2.
Методические пособия
- Поурочные разработки по Русскому языку (к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого)1- 4 классы.
- Технологические карты уроков по Русскому языку (к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого)1- 4 классы.
1. Канакина В. П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1 – 4 классы
2. О.Н.Крылова Контрольные работы по Русскому языку
3. Е.М.Тихомирова Тесты по русскому языку
Контрольно-измерительные материалы
Никифорова В.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык
Приложение №2
Формы контроля
Диктанты – 10
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | |
1 | Диктант №1 Входной | 1 | ||
2 | Диктант №2 «Слово, предложение, текст" | 1 | ||
3 | Диктант №3 «Однородные члены предложения» | 1 | ||
4 | Диктант №4 «Состав слова» | 1 | ||
5 | Диктант №5 «Части речи» | 1 | ||
6 | Диктант №6 «Правописание имён существительных» | 1 | ||
7 | Диктант №7 «Правописание имён прилагательных» | 1 | ||
8 | Диктант №8 «Местоимение» | 1 | ||
9 | Диктант №9 «Правописание глаголов» | 1 | ||
10 | Диктант №10 Итоговый | 1 | ||
Проверочные работы -8
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
1 | Проверочная работа №1 «Текст. Главные члены предложения. Словосочетания» | 1 | |
2 | Проверочная работа №2 «Однородные члены предложения» | 1 | |
3 | Проверочная работа №3 «Состав слова» | 1 | |
4 | Проверочная работа №4 «Части речи» | 1 | |
5 | Проверочная работа №5 «Правописание имен существительных» | 1 | |
6 | Проверочная работа №6 «Имя прилагательное» | 1 | |
7 |
| Проверочная работа №7 «Изменение личных местоимений по падежам» | 1 |
8 |
| Проверочная работа №8 «Глагол» | 1 |
Словарные диктанты – 6
Контрольное изложение – 1
Контрольное сочинение -- 1
Тесты --- 14
№ п/п | Дата проведения | Тема | Количество часов |
Тест №1 «Главные и второстепенные члены предложения» | 1 | ||
Тест №2 «Состав слова. Однокоренные слова» | 1 | ||
Тест №3 «Правописание гласных и согласных в корнях слов» | 1 | ||
Тест №4 «Части речи» | 1 | ||
| Тест №5 «Падежи имён существительных» | 1 | |
| Тест №6 «Склонение имён существительных» | 1 | |
| Тест №7 «Род и число имён прилагательных» | 1 | |
| Тест №8 «Правописание падежных окончаний прилагательных» | 1 | |
Тест №9 «Местоимение» | 1 | ||
Тест №10 «Временные формы глаголов» | 1 | ||
Тест №11 «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | ||
Тест №12 «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» | 1 | ||
Тест №13 «Значимые части слова. Словообразование» | 1 | ||
Тест №14 Итоговый | 1 |
Приложение №3
Нормы выставления оценок в начальных классах
по русскому языку
Диктант
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учёт ошибок в диктанте:
- Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
- Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
Ошибкой считается:
- Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
Грамматическое задание
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Оценки | Допустимое количество ошибок |
«5» | Нет ошибок. |
«4» | 1 ошибка 1 исправление |
«3» | 2 ошибки 1 исправление |
«2» | 3 ошибки 1 - 2 исправления |
Словарный диктант
Количество слов | 12-15 слов |
Критерии оценки | «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» -3-5 ошибок. |
Сочинение и изложение
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....